Слушая полные оптимизма отчеты российских чиновников от космонавтики, можно действительно подумать, что в отрасли все в порядке. Конкурентов в доставке космонавтов на орбиту в настоящий момент у России нет – США отдали космонавтику в частные руки, Китай только учится отправлять людей в космос, отрабатывает процедуры стыковки на орбите. С космодрома Куру начали летать российские «Союзы», развивается система навигации ГЛОНАСС, строится новый космодром на Дальнем Востоке.

Однако не стоит забывать и о целом ряде неудач, постигших российскую космическую отрасль в последние годы. Потеря ракеты-носителя «Протон» сразу с тремя спутниками системы ГЛОНАСС, неудачный запуск грузового корабля к МКС, выведение спутника «Экспресс-АМ4» на нерасчетную орбиту, потеря первого за многие годы научного спутника «Фобос-Грунт» и ряд других неудач заставляют всерьез задуматься о том, сумеет ли Россия удержаться в космической отрасли в числе лидеров.


Практически все, что есть сейчас у России в области космонавтики, создано еще советскими конструкторами и учеными. Безусловно, тот же ракетоноситель «Союз» все время модифицируется, однако в основе своей это все та же «семерка» Королёва. Ракета очень хорошая и красивая, но морально уже слишком устаревшая. Вроде бы на смену ей идет «Ангара», рассматриваются и другие проекты, однако до реальных запусков новых носителей дело пока так и не дошло. Череда же аварий говорит о том, что старый, еще советский запас прочности, иссякает, отрасль находится в глубоком системном кризисе.

Одной из главных причин сложившейся ситуации являются отсутствие у руководства Российского космического агентства (Роскосмоса) четких планов по развитию отрасли. Складывается впечатление, что российских чиновников вполне устраивает роль России как космического извозчика. В последнее время даже начали поговаривать о том, нужны ли стране космические станции, так как основной объем орбитальных исследований уже выполнен и в присутствии на орбите космонавтов нет смысла. Учитывая, что срок эксплуатации МКС конечен, подобные разговоры можно считать почти официальным заявлением на тему о том, нужны ли вообще России орбитальные станции. Вывод – не нужны. Как не нужны ни новые ракетоносители, ни новые космические корабли. Целый ряд проведенных конкурсов на разработку перспективных проектов отечественной космической техники так ни к чему и не привел, остается невостребованной даже уже практически созданная «Ангара» - никто толком не знает, что или кого она будет возить.

Очень серьезной проблемой, с которой столкнулась отечественная космическая промышленность, стала ситуация с квалифицированными кадрами. За последнее десятилетие XX века и за первое XXI в отрасли возник огромный дефицит работников среднего возраста. Большинство работающих сейчас или пенсионеры, или совсем молодые неопытные специалисты.

Но самой главной причиной проблем в российской космической отрасли является отсутствие по-настоящему прорывных проектов, способных не только вывести ее на новый уровень, но и вызвать у россиян законное чувство гордости. Примером подобного решения можно назвать лунную программу США, не только вызвавшую небывалый всплеск энтузиазма у американцев, но и давшую мощнейший толчок всей американской космической промышленности. Вполне понятно и нынешнее решение руководства США передать космос в частные руки – технологический уровень ряда компаний позволяет им создавать самые совершенные космические аппараты, а здоровая конкуренция приведет к тому, что вывод людей и грузов на околоземную орбиту будет становиться все дешевле. В этой ситуации Россия с ее ракетами полувековой давности окажется на обочине космической индустрии.