Совет 1: В каком году распался СССР и на какие государства

Одно из самых великих государств за долгую историю человечества распалось на 15 частей. В некоторых странах значительная часть населения с теплотой вспоминает о советском прошлом, в иных же государствах историю в составе Союза предпочитают забыть.
В каком году распался СССР и на какие государства

Распад государства

26 декабря 1991 года является официальной датой распада СССР. Днем ранее президент Горбачев объявил, что по «принципиальным соображениям» прекращает свою деятельность на занимаемом посту. 26 декабря Верховный совет СССР принял декларацию о распаде государства.

В распавшийся Союз входило 15 Советских Социалистических Республик. Правопреемником СССР стала Российская Федерация. Россия провозгласила суверенитет 12 июня 1990 года. Ровно через полтора года лидерами страны было объявлено о выходе из состава СССР. Юридическая «независимость» наступила 26 декабря 1991 года.

Ранее всех о своем суверенитете и независимости провозгласили Прибалтийские республики. Уже 16 ноября 1988 года Эстонская ССР объявила о своем суверенитете. Через несколько месяцев в 1989 году Литовская ССР и Латвийская ССР также заявили о суверенитете. Даже юридическую независимость Эстония, Латвия и Литва получили несколько раньше официального распада СССР – 6 сентября 1991 года.
8 декабря 1991 года был создан Союз Независимых Государств. Фактически настоящим Союзом этой организации стать не удалось, и СНГ превратилась в формальную встречу лидеров государств-участников.

Среди Закавказских республик быстрее всего хотела выйти из состава Союза Грузия. О независимости Грузинской Республики было объявлено 9 апреля 1991 года. Азербайджанская Республика объявила о независимости 30 августа 1991 года, а Республика Армения – 21 сентября 1991 года.

С 24 августа по 27 октября провозгласили о выходе из Союза Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения. Дольше всех, помимо России, не объявляли о выходе из СССР Белоруссия (покинула Союз 8 декабря 1991 г.) и Казахстан (вышел из состава СССР 16 декабря 1991 г.).

Неудавшиеся попытки получения независимости

Некоторые Автономные области и Автономные Советские Социалистические Республики также ранее пытались выйти из состава СССР и объявить о независимости. Это им в итоге удалось, правда вместе с республиками, в которые эти автономии входили.

19 января 1991 года Нахичеванская АССР, входившая в состав Азербайджанской ССР, пыталась выйти из Союза. Через некоторое время Нахичеванской Республике в составе Азербайджана покинуть СССР удалось.
В настоящее время на территории постсоветского пространства образуется новый союз. На смену неудачному проекту Союза Независимых Государств приходит интеграция в новом формате – Евразийский Союз.

В составе РФ вышли из Советского Союза Татарстан и Чечено-Ингушетия, которые пытались до этого выйти из СССР самостоятельно. Крымская АССР также не сумела получить независимость и вышла из состава СССР только вместе с Украиной.

Совет 2 : Когда и почему распался СССР

Распад Советского Союза стал значимым событием для всего мира. С исчезновением СССР прекратилось противостояние двух сверхдержав, затрагивавшее почти весь остальной мир. Из-за огромной значимости этого события важно понимать причины и ход разделения СССР на независимые государства.
Когда и почему распался СССР

Предпосылки распада СССР

Распад СССР был связан с комплексом политических и экономических проблем. С политической точки зрения проблема независимости в союзных республиках назревала давно. Формально все республики союза имели право на самоопределение, однако это не соблюдалось на практике. Хотя в стране и проводилась политика интернационализма, но ослабление центральной власти во время перестройки привело к росту популярности националистических настроений.

Жители малых республик связывали свои надежды на будущее не только с реформами, но и с независимостью. Особенно это касалось стран Прибалтики. Еще одним политическим компонентом стало желание местных элит получить больше власти и влияния, что было возможно только в независимом государстве.

Существовали и экономические причины. С ходом перестройки экономическая несостоятельность позднего социализма становилась все более явной. Дефицит и карточки стали принимать все более массовый характер: в 1989 году карточная система на некоторые продукты первой необходимости была введена даже в Москве.

В 1990-1991 году к этим проблемам добавился кризис власти - все сложнее стало собирать финансовые поступления с окраин государства, они все больше переходили на самообеспечение. Таким образом, в глазах значительной части населения одним из выходов из экономического кризиса представлялось отделение республик от РСФСР.
Ряд специалистов считает, что одной из причин кризиса советской экономики стало резкое снижение цен на нефть.

Процесс разделения СССР

Советский Союз начал распадаться еще до официального объявления независимости республик. Прежде всего, кризис выразился в межнациональных столкновениях. В 1986 году произошел первый крупный конфликт в Казахстане. В 1988 году начался кризис в Нагорном Карабахе, закончившийся войной. Также этнические конфликты возникали в Узбекистане и Таджикистане.
Этнические конфликты в некоторых бывших республиках продолжались и после распада СССР.

После проведения либеральных выборов в 1990 году к власти во многих республиках пришли сторонники самоопределения. Первыми объявили о своем суверенитете Грузия и Литва. Остальные прибалтийские республики, а также Молдавия и Армения заявили о своем нежелании вступать в обновленный союз государств, который предполагался правительством.

Юридический распад СССР начался в сентябре 1991 года - страны Запада признали независимость Прибалтики. 26 декабря СССР окончательно перестал существовать - союзные республики стали независимыми государствами, а РСФСР стала правопреемником СССР.

Совет 3 : Когда распался Советский Союз

Распад СССР - это одно из наиболее важных событий XX века. До сих пор значение и причины распада Союза вызывают острые дискуссии и различного рода споры как среди политологов, так и обычных людей.
Когда распался Советский Союз

Причины распада СССР

Изначально высшими чинами самого огромного в мире государства планировалось сохранение Советского Союза. Для этого они должны были своевременно принять меры по его реформированию, но в итоге распад произошел. Существуют различные версии, которые достаточно подробно передают возможные причины. К примеру, исследователи считают, что первоначально, когда создавалось государство, оно должно было стать целиком и полностью федеративным, но с течением времени СССР превращалось в унитарное государство и это породило череду проблем межреспубликанских и межнациональных отношений, которым не уделялось должного внимания.

В годы перестройки ситуация изрядно накалилась и приобрела крайне опасный характер. Тем временем противоречивые взгляды приобретали всю большую масштабность, экономические трудности стали непреодолимыми, и стало совершенно понятно, что распада не избежать. Также стоит отметить, что в те времена важнейшую роль в жизни государства играла Коммунистическая партия, которая даже в некотором смысле являлась более значимым носителем власти, чем само государство. Именно кризис, случившийся в Коммунистической системе государства, стал одной из причин, по которым распался Советский Союз.

Дата и последствия распада Советского Союза

Советский Союз распался и прекратил свое существование в конце декабря 1991 года. Последствия распада приняли экономический характер, ведь он стал причиной развала большого количества установленных связей, которые были налажены между субъектами хозяйственной деятельности, а также привел к минимальному значению производства и его сокращению. При этом доступ к внешним рынкам перестал иметь гарантированный статус. Также значительно уменьшилась территория развалившегося государства, а проблемы, связанные с недостаточной развитостью инфраструктуры, стали более ощутимы.

Распад Советского Союза повлиял не только на экономические отношения и положение государства, но при всем еще имел и политические последствия. Существенно снизился политический потенциал и влияние России, а также остро встала проблема, касающаяся небольших слоев населения, которые проживали на тот момент на территории, не принадлежащей своим национальным отечествам. Это лишь малая часть негативных последствий, которые постигли Россию после распада Советского Союза.

Совет 4 : Как распался СССР

«Союз нерушимый республик свободных», – такими словами начинался гимн Союза Советских Социалистических Республик. Десятилетиями граждане самого крупного государства на земном шаре искренне верили, что Союз вечен, и никто не мог и помыслить о возможности его распада.
Протест против распада СССР
Первые сомнения в нерушимости СССР появились в середине 80-х гг. 20 века. В 1986 году произошла демонстрация протеста в Казахстане. Причиной послужило назначение на пост генерального секретаря ЦК коммунистической партии республики человека, который никакого отношения к Казахстану не имел.

В 1988 г. последовал конфликт между азербайджанцами и армянами в Нагорном Карабахе, в 1989 – столкновения между абхазами и грузинами в Сухуми, конфликт между турками-месхетинцами и узбеками в Ферганской области. Страна, которая до сих пор была в глазах ее жителей «семьей братских народов», превращается в арену межнациональных конфликтов.

В определенной степени этому способствовал кризис, поразивший советскую экономику. Для простых граждан это означало дефицит товаров, включая продукты питания.

Парад суверенитетов

В 1990 г. в СССР впервые были проведены конкурентные выборы. В республиканских парламентах получают преимущество националисты, недовольные центральной властью. Результатом стали события, вошедшие в историю как «Парад суверенитетов»: власти многих республик начинают оспаривать приоритет общесоюзных законов, устанавливают контроль над республиканскими экономиками в ущерб общесоюзной. В условиях СССР, где каждая республика была «цехом», распад экономических связей между республиками усугубляет кризис.

Первой союзной республикой, заявившей о своем выходе из состава СССР, стала Литва, это произошло в марте 1990 г. Независимость Литвы признала только Исландия, советское правительство попыталось воздействовать на Литву путем экономической блокады, а в 1991 г. применило военную силу. В результате погибло 13 человек, десятки людей получили ранения. Реакция международного сообщества заставило прекратить применение силы.

Впоследствии о своей независимости объявили еще пять республик: Грузия, Латвия, Эстония, Армения и Молдавия, а 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

Союзный договор

Советское руководство стремится сохранить распадающееся государство. В 1991 году проводится референдум о сохранении СССР. В республиках, уже объявивших о своей независимости, он не проводился, но на остальной территории СССР большинство граждан высказывается за его сохранение.

Готовится проект союзного договора, который должен был преобразовать СССР в Союз Суверенных Государств, имеющий вид децентрализованной федерации. Подписание договора планировалось 20 августа 1991 г., но было сорвано в результате попытки государственного переворота, предпринятого группой политиков из ближайшего окружения советского президента М.Горбачева.

Беловежское соглашение

В декабре 1991 года состоялась встреча в Беловежской пуще (Белоруссия), в которой принимали участие руководители только трех союзных республик – России, Белоруссии и Украины. Планировалось подписание союзного договора, но вместо этого политик констатировали прекращение существования СССР и подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Это была не федерация и даже не конфедерация, а международная организация. Советский Союз как государство прекратил существование. Ликвидация его властных структур после этого была делом времени.

Преемником СССР на международной арене стала Российская Федерация.
Источники:
  • Распад СССР

Совет 5 : Молдавская группа Ozon: история создания, состав и причина распада

O-Zone - молдавская поп-группа, нашумевшая на весь мир такими хитами, как Dragostea Din Tei, Despre Tine и многими другими. Коллектив, состоящий из трех участников, просуществовал с 1999 по 2005 год.
Молдавская группа Ozon: история создания, состав и причина распада

История группы

Группу O-Zone основали в 1999 году выходцы из молдавской рок-группы Inferialis Дан Балан и Петру Желиховский. Выбор названия они объяснили тем, что озон – вещество, которое делает воздух чистым и свежим, и столь же положительное влияние на слушателей должна оказывать их музыка. Кроме того, цифра «0» используется для обозначения Молдовы в мобильных сетях.

Первый альбом "Dar, unde eşti", состоящий из 11 композиций, был выпущен в том же году и завоевал немалый успех на родине. После этого Дан Балан решил вывести группу на качественно новый уровень и сделать ее популярной в Европе и за ее пределами. Не разделивший амбиции партнера Петру отказался участвовать в дальнейшей судьбе коллектива, и в 2001 году состоялся кастинг на его место. Выбрать только одного кандидата оказалось сложно, и в итоге в окончательный состав O-Zone вошли:

  • Дан Балан;
  • Арсений Тодираш;
  • Раду Сырбу.

В 2002 года трио выпускает альбом "Number 1", который сделал группу невероятно популярной в Румынии и даже за рубежом. Особенно слушателям пришелся по нраву сингл "Despre Tine". Через год румынские исполнители выпустили свой третий и последний альбом "DiscO-Zone", который несколько лет подряд занимал лидирующие позиции в продаже по всей Европе.

Максимальную известность группе и всемирный успех принес сингл "Dragostea Din Tei". Композиция с запоминающейся фразой "nu mă, nu mă iei" долго удерживала лидирующие позиции в хит-парадах и ассоциируется с группой до сих пор. Довольно популярными стали и такие композиции, как:

  • "Numai Tu";
  • "De Ce Plang Chitarele";
  • "Crede-Ma".

В начале 2005 года Дан решает уйти в сольное творчество и отказывается продлевать контракт с Арсением и Раду. Группа распалась, однако неожиданно возродилась в 2017 году, дав концерты в Бухаресте и Кишиневе. Будущее коллектива остается пока неизвестным, поскольку участники по-прежнему сосредоточены на сольном творчестве.

Биография Дана Балана

Основатель O-Zone родился 6 февраля 1979 года в Кишиневе. С 11 лет начал увлекаться музыкой и впоследствии окончил музыкальную школу. После школы поступил на юридический факультет и в университетские годы основал группу Inferialis, игравшую в стиле готик-дум-металл. Это сыграло решающую роль в его судьбе, и Дан бросил учебу, решив полностью посвятить жизнь музыке.

Благодаря полноценному альбому "Dar, unde eşti" и постоянным концертам известность Inferialis в Молдове росла, однако Дан понял, что для выхода за пределы своей страны придется сменить направление в музыке и создать полноценный «бой-бэнд». В 2001 году он знакомится с Арсением Тодирашем и Раду Сырбу и создает группу O-Zone.

После распада O-Zone в 2005 году Дан переехал в Лос-Анджелес и приступил к записи сольного рок-альбома под именем Crazy Loop. Пластинка "The Power of Shower" была выпущена в 2007 году, а в 2009 году состоялся релиз следующего альбома под названием "Crazy Loop Mix". Эксперименты с электронным и рок-звучанием не принесли артисту желанного результата, и он начал сольную поп-карьеру. С 2010 по 2018 год он выпустил множество сольных композиций (в том числе на русском языке), ставшими всемирными и европейскими хитами. Среди них:

  • "Chica Bomb";
  • "Justify Sex";
  • «Лепестками слез»;
  • "Freedom";
  • «Лишь до утра»;
  • «Люби».

Биография Арсения Тодираша

Второй участник коллектива O-Zone родился 22 июля 1983 года в Кишиневе. С детства увлекался пением, и в 15 лет начал сочинять музыку. Со своими композициями он выступал на школьных концертах, а позже – уже на большой сцене Молдовы, став участником молдавской фолк-группы Stejareii. В 2001 году Арсений поступил в Кишиневскую консерваторию, где углубленно изучал игру на фортепиано и пение.

В 18 лет Арсений принял участие в кастинге на роль участника молдавской группы O-Zone. Несмотря на небольшой опыт в профессиональном пении, ему удалось расположить к себе Дана Балана. Конкурентом в кастинге стал Раду Сырбу, однако Балан решил дать шанс обоим кандидатам. Группа стала воплощением идеального «бой-бэнда»: молодые и красивые внешне участники, талантливо исполняющие песни и коллективные танцы.

После выхода сингла "Dragostea Din Tei" и клипа на него к группе и каждому ее участнику приходит огромная популярность. CD-диски продаются миллионными тиражами, а на песню выходят кавер-версии на 12 разных языках. В 2005 году группе поступает множество предложений по проведению концертов по всему миру. Арсений Тодираш и Раду Сырбу выразили готовность к их организации, однако между ними и Даном Баланом возникли разногласия, в основном касающиеся размеров гонораров. Основатель группы отказался продлевать контракт с партнерами, и коллектив распался на пике своей популярности.

В 2005 году Арсений создал сольный проект Arsenium и выпустил сингл "Love me… Love me", а через год состоялся релиз его собственного альбома "The 33rd Element". В 2008 году артист выпустил сингл "Rumadai", ставший настоящим европейским хитом. В 2014 года артист объединился с российской поп-исполнительницей Сати Казановой, записав песню «До рассвета», которая тоже стала очень успешной и получила широкую ротацию на европейских радиостанциях, а клип, размещенный на YouTube, имеет несколько десятков миллионов просмотров.

Биография Раду Сырбу

Третий участник группы O-Zone родился 14 декабря 1978 года в поселке Пересечина Молдавской ССР. С 16 лет начал увлекаться музыкой, сочиняя песни и играя на гитаре. В старшей школе работал диджеем на дискотеках и позже при поддержке родителей открыл детскую творческую студию Artshow, которая ставила музыкальные спектакли. Сам Раду являлся режиссером, звукооператором и солистом.

Окончив школу, Сырбу поступил в Кишиневскую музыкальную консерваторию, пройдя обучение на факультете вокального искусства и музыкальной педагогики. Его специализацией стало академическое пение. В этот период он стал участником инди-рок-группы и начал обучать вокалу юных исполнителей в Доме детского творчества. В 2001 году Раду принял участие в отборочном конкурсе коллектива O-Zone и в итоге был выбран в качестве второго солиста в группе. После распада трио в 2005 году Раду Сырбу сосредоточился на сольном творчестве, выпустив альбомы "Alone" и "Heartbeat", которые были тепло приняты в Европе.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500