Совет 1: Как поставить ударение в слове «туфля» и как склонять его по падежам

Слово «туфли» мы произносим постоянно, но, несмотря на это, порой сомневаемся, правильно ли мы это делаем. Причем вопросы возникают разные. Форма единственного числа – «туфель» или «туфля», и где ударение? А как правильно говорить – «пара туфлей» или «пара туфель»?

Как правильно ставить ударение в слове «туфля»

Проблемы с постановкой ударения в словах русского языка связаны с тем, что это язык со свободным (его еще называют разноместным) и подвижным ударением. Это означает, что ударение может падать на любой слог, и в разных формах одного и того же слова – сдвигаться с одного места на другое (например, «гОрод» – но «городА»). Однако в русском языке выделяют и группу слов с неподвижным ударением на основе слова – это слова, ударения в которых в любой грамматической форме будет падать на один и тот же слог (например, «бант», «мост», «план», «песня»).

К этой группе слов принадлежит и  слово «туфля» – ударение в нем всегда будет падать на первый слог, как во множественном, так и в единственном числе («тУфлей», «тУфлях», «тУфель» и так далее).

Это слово пришло в русский язык либо из голландского языка (toffel), либо из немецкого (Tuffel), и в каждом из этих языков ударение в слове падает на первый слог – так оно стало произноситься и в русском.

Для того чтобы запомнить правильное ударение в слове «туфля», можно связать его в памяти с похожим по звучанию словом, произношение которого не вызывает проблем – например, «вафля». Ударение в нем также падает на первый слог во всех формах. Представьте себе туфли из вафли – и в нужный момент вам будет проще вспомнить правильное ударение.

Можно воспользоваться и другим способом – представьте себе слово «туфля», написанное красивым шрифтом, где вместо буквы «у» изображена стилизованная туфелька на высоком, тонком и почти невидимом каблуке-шпильке. Это сразу поставит букву «у», наклонная черта которой действительно напоминает подошву изящной дамской туфельки, на «особое положение».

Туфли в единственном числе: только женский род

Временами вызывает вопросы и род существительного «туфли» и, соответственно, формы единственного числа: «туфля» или «туфель».

Правильный вариант существует всего один: «туфля», и это слово в русском языке принадлежит к женскому роду.

В просторечии это слово иногда употребляют в мужском роде (например, «женский туфель», «где мой второй туфель»), но этот вариант не считается допустимым даже для разговорной речи и считается грубой ошибкой. В литературных произведениях иногда можно встретить персонажей, которые используют эту ошибочную форму – обычно это стилистический прием, штрих к речевому портрету героя, подчеркивающий его необразованность.

«Пара туфлей» или «пара туфель»: как правильно

Правильным вариантом в русской литературной речи является «пара туфель».

Туфли - склонение

Почему слово «туфли» склоняется именно так?

Существительное «туфля» принадлежит к женскому роду, а окончание «-я» соответствует первому склонению. Такие существительные могут в родительном падеже множественного числа иметь как окончание «–ей», так и нулевое окончание (например, свеча – свечей, но свадьба – свадеб). А зависит это от того, на какой слог падает ударение в начальной форме: если оно падает на последний слог, то «–ей», если на первый – то окончание будет нулевым.

Поскольку в слове «туфли» ударение всегда падает на первый слог, то правильной формой будет «пара туфель», с нулевым окончанием.

Почему же вариант «пара туфлей» получил такое распространение? Он возник и закрепился в простонародной речи как раз из-за ошибочного употребления слова в мужском роде. И при склонении у него возникли окончания первого склонения слов мужского рода – такие же, как в словах «пень» или «конь».

В соответствии с современными правилами русского языка форма «туфлей» считается просторечной и допустимой исключительно в разговорной речи; в устной и письменной литературной речи может использоваться только нормативный вариант – «пара туфель».

Совет 2: Как запомнить ударение в слове «торты»

Казалось бы, в произношении слова «торты» нет ничего сложного – однако оно принадлежит к числу тех слов, где очень многие, даже очень образованные люди, не уверены в правильности постановки ударения.

Поставить ударение в слове «торты»: только на первый слог

Слово «торт» относится к существительным с неподвижным ударением на основе. Это означает, что как в единственном, так и во множественном числе во всех падежах ударение будет падать на один и тот же слог. «Торты», «тортами», «тортов» - в любой форме слова под ударением всегда будет находиться первое «о».

По такому же принципу ставится ударение в таких словах, как «шарф», «бант», «склад», «кран».

Надо отметить, что, в отличие от слов типа «творог» (где произношение с ударением на последний слог считается «рекомендованным», а на первый – «допустимым»), слово «торты» имеет один-единственный нормативный вариант, и ударение на «ы» будет считаться ошибкой.

Как запомнить правильное ударение

Поскольку в русском языке не существует единых правил постановки ударения (и именно этим объясняются постоянные ошибки в произношении), пытаться вывести какие-либо правила или использовать «проверочные слова»  – бессмысленно, это породит еще больше проблем. Поэтому к словам, которые вызывают сложности, надо проявить индивидуальный подход, придумав свои собственные подсказки.

Хорошим вариантом является рифмовка – простенькие двустишия легко запоминаются, а в ритмизованной речи «промахнуться» и поставить ударение не на тот слог практически невозможно. Например, так: «Мы не будем лопать торты, а займемся лучше спортом». Или наоборот: «Мы так долго ели торты, что потом не влезли в шорты».

Можно подобрать к «сомнительным» словам пару – слова, где ударение будет падать на тот же слог и связать эти слова в одно предложение. Например, «Торты для толстых», «Торты – точка в обеде», «Только торты и ничего кроме тортов».

Если вы лучше запоминаете изображения, а не слова – представьте себе слово «торты», например, в виде вывески кондитерского магазина, где вместо буквы «о» изображены два больших, круглых, украшенных кремом торта.  Возможны и другие варианты, главное – яркий визуальный образ для гласной, на которую должно падать ударение.

Такие «подсказки для памяти» помогут раз и навсегда  запомнить правильное ударение в словах, которые вызывают у вас сложности.

Совет 3: Как в Word поставить ударение

Иногда в письменной речи ударение выделяется начертанием ударной буквы (курсив, размер или насыщенность). Однако во всех версиях Word есть возможность использовать для этой цели специальный символ.
Инструкция
1
Установите курсор перед ударной буквой или сразу за ней. В Word 2003 зайдите в меню «Вставка» и нажмите «Символ». В новом окне во вкладке «Символы» раскройте список «Набор», нажав на стрелочку вниз справа от поля.
2
Щелкните пункт «Объединенные диакр.знаки». В этом наборе содержатся символы, меняющие звучание буквы. Вы можете выбрать правое или левое ударение, в зависимости от положения курсора относительно буквы. Отметьте нужный символ, нажмите «Вставить» и «Закрыть».
Как в Word поставить ударение
3
Чтобы выбрать символ ударения в более поздних версиях Word, зайдите в меню «Вставка» и в списке «Символы» нажмите «Другие символы». По умолчанию вы попадаете во вкладку «Символы». Раскройте список «Набор», нажав на стрелочку справа от поля, и отметьте «Объединенные диакр.знаки». Выберите нужный значок.
4
Есть другой способ вставить ударение. Обратите внимание, что при выборе значка в поле «Код знака» появляется шестнадцатеричный код этого символа. Например, для ударения с наклоном влево это будет 0300. Эти коды можно использовать в макросах.
5
Установите курсор перед ударной буквой. Наберите цифры 0300 и нажмите клавиши Alt+X. Появится символ ударения с наклоном влево. Чтобы получить значок с наклоном вправо, установите курсор за буквой и введите 0301, затем нажмите Alt+X.
Видео по теме
Источники:
  • Как поставить ударение в ворде

Совет 4: Как правильно поставить ударение в слове «откупорить»

Слово «откупорить» произносят по-разному: кто-то делает акцент на втором слоге, кто-то – на третьем. Какое же правильное ударение в этом глаголе – «откУпорить» или «откупОрить»?

«Откупорить» – правильное ударение

В соответствии с литературными нормами современного русского языка в глаголе «откупорить» ударение должно ставиться исключительно на второй слог, на гласную «У». Именно этот вариант указывают в качестве единственно правильного все словари и справочники русского языка.

Часто встречающееся произношение «откупОрил» является очень распространенной речевой ошибкой, и некоторые справочные издания (например, «Словарь трудностей произношения и ударения») специально обращают на это внимание читателя.

Ударение при спряжении глагола «откупорить» и в однокоренных словах

Ударение на втором слоге в глаголе «откУпорить» при спряжении сохраняется во всех формах. Остается оно неизменным и при образовании причастий или деепричастий. Например:

  • молодые люди откУпорили шампанское;

  • откУпоренные консервы;

  • сейчас ты откУпоришь лимонад;

  • откУпорив бутылку, Василий разлил вино по бокалам;

  • откУпорьте, пожалуйста!

Аналогичным образом ставится ударение и в слове «закупорить» – акцент делается на гласной «У» во всех формах глагола: закУпорил, закУпоривать, закУпорили.

В однокоренных словах – таких, как «откупорка», «закупорка», «откупоривание», «раскупорить» и так далее – ударной гласной также будет «У».

Как запомнить ударение «откУпорить»

Для того, чтобы запомнить правильное произношение слова «откупорить», можно использовать в качестве своего рода «подсказки» цитату из Пушкина. «ОткУпори шампанского бутылку // Иль перечти “Женитьбу Фигаро”» – советует Сальери Моцарту в «Маленьких трагедиях». И этот часто цитируемый рецепт избавления от «черных мыслей» поможет запомнить ударение в слове «откупорить» – ритмика поэтической строки подскажет правильный вариант произнесения этого глагола.

Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500