Совет 1: Как улучшить кислую почву

Состояние почвы, в том числе ее кислотность, имеет первостепенное значение для урожая. Владельцам садов и огородов, которым не посчастливилось иметь плодородную, хорошо структурированную землю, приходится самостоятельно заниматься ее улучшением.
Инструкция
1
На одном и том же садовом участке могут расти культуры, которые предпочитают кислые почвы, нейтральные или слабощелочные. Поэтому целесообразно разделить участок на зоны и проводить обработку почвы в зависимости от того, какую культуру вы планируете здесь выращивать.
2
Кислые почвы предпочитают щавель, картофель, черника, рододендроны. На умеренно кислых хорошо себя чувствуют малина, клубника, крыжовник, томаты, морковь, тыква. Горох, фасоль, шиповник, лук, огурцы нуждаются в слабокислых и нейтральных почвах. А вот смородина всех видов, любая капуста, столовая свекла будут хорошо расти на земле со слабощелочной реакцией.
3
Существуют косвенные признаки высокой кислотности почвы, например, рост сорняков-индикаторов подорожника, лютика, хвоща, конского щавеля, поповника. На слабокислых и нейтральных почвах растут пырей, вьюнок полевой, клевер.
4
Точно степень закисленности почвы можно определить с помощью специального прибора, который определяет pH-реакцию. Такие приборы продаются в специализированных магазинах для садоводов. Чем ниже pH, тем выше кислотность почвы.
5
Нейтрализовать реакцию почвы можно с помощью гашеной извести, мела, доломитовой муки или золы. Если pH< 3,5, требуется приблизительно 300 г мела на кв.м; если меньше 4,3, внесите 200 г мела на кв.м. Золы расходуется в 2 раза больше, чем мела или извести. Вносить известь нужно под осеннюю или весеннюю перекопку раз в 6 лет. Через год проверьте кислотность почвы и, если потребуется, повторите известкование.
6
На песчаных и супесчаных почвах для понижения кислотности лучше использовать доломитовую муку. Она не только нейтрализует pH, но и обогащает землю кальцием и магнием.
7
Не стоит вносить навоз одновременно с известью или золой, т.к. при этом азот превращается в аммиак и улетучивается, что, естественно, снижает эффективность органического удобрения. Чтобы избежать этого, известь разбросайте равномерно по площади участка и заделайте ее граблями в почву. Затем внесите навоз и перекопайте землю под штык лопаты.

Совет 2: Как снизить кислотность почвы

Урожай напрямую зависит от качества почвы, одним из показателей которого является кислотность. Если земля кислая, то у культурных растений слабо развивается корневая система, и они плохо усваивают питательные вещества.

Высокая кислотность порождает в почве вредные для садово-огородных культур вещества, убивает полезные бактерии, которые перерабатывают навоз, торф и компост в удобоваримую для растений питательную форму. В кислой почве нарушается углеводный и белковый обмен культурных растений, снижается урожай вплоть до полной гибели посадок. Противоположность кислым почвам – щелочные, также малопригодные для плодордия. Природа распорядилась так, что подавляющее большинство культурных растений лучше всего развиваются на нейтральных, слабощелочных и слабокислых почвах. Следовательно тому, кто хочет, чтобы на его участке все цвело и колосилось, просто необходимо знать уровень кислотности земли. Определить его лучше всего с помощью анализа в агрохимической лаборатории, но если нет такой возможности, то есть смысл прибегнуть к народным методам. В стеклянную посуду нужно положить несколько листиков вишни или черной смородины. Залить стаканом кипятка, дождаться, пока он остынет, и бросить в него комок земли. Если раствор станет красным – на участке кислая почва, синева означает слабую кислотность, нейтральная почва окрасит раствор в зеленый цвет. Похожая на золу белесая прослойка в пахотном слое земли также говорит о кислой среде. Если опыты показали высокую кислотность, то ее уровень необходимо снизить, для чего есть один единственный способ – известкование. Одним из ценнейших известковых материалов является печная зола. В сравнении с торфяной в ней содержится вдвое больше кальция и, кроме того, она сама по себе является отличным удобрением, богатым калием фосфором и рядом микроэлементов. На печную золу лучше всего реагируют кислые и бедные калием песчаные, супесчаные и торфяные почвы. Из других материалов для известкования чаще всего применяются гашеная и негашеная известь, мел, цементная пыль. При этом нужно помнить, что залог успеха кроется в равномерном распределении извести в почве и тщательном перемешивании с ней.

Источники:
  • уменьшить кислотность почвы

Совет 3: Как вносить в почву золу

Древесная зола является одним из самых дешевых и доступных удобрений. Ее используют не только для улучшения почвы, но и для борьбы с вредителями огорода. Зола содержит в себе кальций, калий, железо, медь, серу, бор и молибден. А главное – в древесной золе нет хлора, которого боятся многие садовые культуры.
Инструкция
1
Древесную золу нужно вносить в почву умеючи. Не рекомендуется ее смешивать с суперфосфатом, азотными минеральными удобрениями и птичьим пометом. Эффективность золы повышается при ее совместном использовании с компостом, торфом и перегноем. В данном случае золу следует вносить на почву поверхностно, а затем заделать граблями. После можно добавить органические удобрения и перекопать почву. Зола – это ценнейшее комплексное микроудобрение. Если на один квадратный метр внести 70 грамм древесной золы, то будет полностью обеспечена потребность растений в боре, которого зачастую не хватает в песчаных почвах.
2
Внесенная в почву зола действует намного эффективней любого другого калийного удобрения. Всего один килограмм внесенной золы позволит увеличить урожай картофеля на 8-10 килограмм. При этом в клубнях резко повышается количество содержания крахмала. Эффективно использовать это натуральное удобрение под капусту и огурцы, которые не переносят большого количества хлора. Зола предохраняет любой сорт капусты от поражения килой и черной ножной.
3
Древесная зола пригодна для выращивания всех овощных культур. На 100 квадратных метров земли требуется 10 килограмм золы, которую рекомендуется вносить весной или осенью под перекопку (на супесчаных, торфянистых или песчаных – весной, суглинистых и глинистых почвах – осенью). А действие этого удобрения продолжается в течение трех лет.
4
Можно использовать золу в качестве подкормки. При высадке рассады добавьте ее в каждую лунку по две столовых ложки. Под кабачки, огурцы и патиссоны следует вносить один стакан золы на квадратный метр под перекопку. Под перец, томаты и баклажаны вносят три стакана этого удобрения на квадратный метр, при посадке рассады – горсточку золы в каждую лунку. Чтобы избавиться от крестоцветной блошки, капустной мухи и луковой мухи, смешайте в равных пропорциях золу с табачной пылью, опудрите растения из расчета один стакан на метр.

Совет 4: Как нейтрализовать кислотность почвы

Одним из самых важных параметров почвы является уровень pH - кислотно-щелочной баланс. При оптимальной кислотности почвы растения развиваются наилучшим образом. Насыщенность почвы кислыми солями не позволяет усваивать растениям питательные вещества, поэтому нужно принимать меры по снижению уровня кислотности.
Инструкция
1
Разные культуры имеют свои предпочтения по уровню кислотности почвы. Большинство растений хорошо растут на почвах с показателями pH от 6,2 до 7,5. Это нейтральные или близкие к нейтральным значения. К растениям, хорошо произрастающим на таких почвах, относятся капуста, свекла, горох, сельдерей, огурец, салат, лук, петрушка, морковь и репа.
2
На слабокислых грунтах с показателем pH 6 желательно выращивать фасоль, укроп, томат, баклажан, кукуруза, дыня, кабачок, хрен, шпинат, редис и ревень. На среднекислых почвах с показателем pH от 5 до 6 могут произрастать картофель, перец, щавель, бобы, пастернак и тыква. На почвах с показателем pH ниже 5 плохо растут все овощные культуры.
3
Развитие растений на кислых почвах неполноценное, так как питательные вещества находятся в недоступной форме. В грунтах с повышенной кислотностью активно размножаются болезнетворные бактерии и вредители. Почвообразующие бактерии в таких почвах практически отсутствуют.
4
Для определения кислотности почвы можно использовать несколько методов. Самый доступный метод – использование лакмусовой бумаги в соответствии с инструкцией. Если есть возможность, можно заказать анализ почвы в агрохимической лаборатории.
5
При отсутствии возможности провести анализ лакмусовой бумагой или в лаборатории, можно определить примерный показатель кислотности почвы по сорнякам, произрастающим на участке. На сильнокислых почвах предпочитают расти хвощ полевой, иван-да-марья, подорожник, конский щавель, кислица. На средне- и слабокислых почвах произрастают пырей ползучий, клевер, мать-и-мачеха, фиалка собачья.
6
Для уменьшения кислотности почвы применяется известкование. Гашеная известь вносится на сильнокислых почвах 50-75 кг на 100 кв.м, на среднекислых 40-45 кг на 100 кв.м, на слабокислых 25-35 кг на 100 кв.м.
7
Гашеную известь можно заменить доломитовой мукой. Раскисление почвы будет происходить дольше, но доломитовая мука содержит полезные микроэлементы. Норма внесения - от 300 г до 1 кг на кв.м.
8
Для понижения кислотности почвы используется зола, содержащая в большом количестве калий и фосфор. Золу вносят в количестве 100-200 г на 1 кв.м.
9
Применение сидератов – еще один способ снизить кислотность почвы. Сеять сидераты нужно несколько раз за сезон. К сидератам, понижающим кислотность почвы, относятся рожь, вика, фацелия, овес, люпин и бобовые.
10
Применяя меры по раскислению почвы в комплексе, можно добиться более быстрых результатов. Например, осенью на участок можно внести доломитовую муку. Под весеннюю перекопку добавить золу. В течение вегетативного сезона производить посев сидератов. Реакция pH почвы станет близкой к нейтральной примерно через 2-3 года.

Совет 5: Как улучшить песчаную почву

Основная проблема песчаной почвы заключается в том, что она плохо удерживает влагу, вместе с которой вымываются все полезные и питательные вещества, необходимые для хорошего роста и плодоношения растений. По этой причине песчаная почва нуждается в улучшении своего состава.
Песчаная почва может состоять более чем на 90% из песка, что создает немалые проблемы для садоводов. Ведь песок в течение дня может очень сильно нагреваться, что вызывает у растений ожоги корневой системы и постоянный дефицит воды и питательных веществ. В зимнее время такие почвы глубоко промерзают и способны погубить корни плодовых деревьев. Избежать этой проблемы можно с помощью улучшения состава грунта и повышения его способности к влагоудержанию.

Самым простым, нетрудоемким, но длительным методом окультуривания песчаных почв считается внесение органических удобрений в большом количестве. На каждый квадратный метр земли должно приходиться около двух ведер навоза, торфа или садового компоста. Вносить органику нужно довольно долгое время – в течение 2-3 лет.

Увеличения органических веществ в почве можно добиться и за счет посева растений-сидератов: бобовые, горох, люпин, белая горчица, масличная редька и др. В осенний период почву перекапывают вместе со скошенными, но не убранными сидеральными растениями, которые будут препятствовать вымыванию из земли полезных веществ и насыщать ее азотом, серой, фосфором. Процесс перегнивания растений в песке происходит намного быстрее, чем в более плодородных видах грунта, что положительно сказывается на структуре и влагоемкости почвы.

Первым признаком улучшения песчаной почвы является появление земляных червей, необходимых для рыхления и обогащения почвы перегноем. Чтобы удержать червей на участке, важно регулярно их подкармливать растительными остатками, собранными в компостную кучу.

Более трудоемким процессом улучшения состояния песчаной почвы является ее глинование, что приводит к повышению влагоемкости и способности грунта накапливать питательные вещества. Глину для внесения в почву применяют только высококачественную и обязательно в виде порошка. На один квадратный метр участка должно приходиться не менее двух ведер глиняного порошка. Процедуру глинования проводят в течение 4-5 лет. Если процесс превращения песчаной почвы в супесчаную нужно сократить до двух сезонов, потребуется внесение увеличенных доз порошка из глины – до четырех ведер на квадратный метр.

Допустим вариант улучшения почвы путем насыпания толстого слоя торфа поверх внесенной глины. Высота торфяного слоя должна быть не менее 10 см – таким образом на участке образуется новый слой почвы, пригодный для выращивания и успешного плодоношения растений.

Для повышения плодородности и влагоудерживающих свойств песчаной почвы можно вносить в нее озерный ил. Он довольно быстро разлагается и представляет собой готовое органическое минеральное удобрение. Ил можно добавлять в почву в любое время года, когда производится перекопка. Доза этого природного удобрения составляет около 7-8 кг на один квадратный метр. Ил не нуждается в предварительном компостировании, по эффективности сравним с навозом, срок его действия, как удобрения, длится около 3-4 лет.

В период улучшения структуры песчаной почвы важно не забывать ее мульчировать в теплое время года, чтобы уменьшить количество испаряемой влаги. Во время подготовки участка к зиме, почву тщательно поливают, что позволяет увеличить ее теплоемкость и сохранит растения от зимнего промерзания.

Совет 6: Как определить кислотность почвы в огороде

Для правильного развития растениям необходима почва, нейтральная по кислотно-щелочному балансу. Этот показатель определяется в зависимости от содержания извести, или СаСО3. При малом ее количестве земля становится кислой. В этих случаях необходимо восполнять дефицит извести.

На кислых почвах растения не способны полноценно усваиваивать питательные вещества, азотные и калийные удобрения неэффективны. Все это приводит к снижению урожая.

При избытке СаСО3 почва считается щелочной. Почвы по кислотности могут быть сильнощелочными, щелочными, нейтральными, слабокислыми, кислыми и сильнокислыми. Для определения кислотности земли можно использовать следующие методы:

  • Рассмотрите растительность. На сильнокислых почвах любят произрастать лютики, подорожники, конский щавель, анютины глазки, хвощ. На слабокислых и нейтральных растут крапива, клевер, мать-и-мачеха, полевой вьюнок. Но этот метод, конечно, не дает стопроцентной уверенности.
  • Попробуйте воспользоваться уксусом. Лопаткой подкопните чуть-чуть земли и капните на нее несколько капель уксуса. При появлении пузырьков можно заключить, что кислотность образца умеренная. Если реакции нет, почва кислая – необходимо добавление мела или известняка.
  • Можно провести небольшой опыт. Возьмите несколько листочков черной смородины, заварите стаканом кипятка, остудите. Перемешайте листья и опустите в эту воду комочек земли с участка. Вода может покраснеть – это значит, что почва сильнокислая, или стать розовой – среднекислая. Если вода зеленеет, почва нейтральная. Голубой цвет означает щелочную почву.
  • Существуют приборы – «кислометры», при помощи которых можно попробовать узнать кислотность.

Но все перечисленные способы относятся к так называемым «домашним» и стопроцентной точности не дают. Лучше всего отнести образец почвы на анализ в химлабораторию.

Если на даче почва кислая, в нее необходимо добавить известь. Используют с этой целью доломит, известняк, размолотый мел, известь-пушонку (не следует добавлять ее совместно с навозом).

Известкование земли надо проводить перед высаживанием растений. Добавку распределяют по поверхности почвы и как следует перемешивают. Процедуру можно проводить один раз в несколько лет. Количество подкормки различается в зависимости от состава почвы и изначальной кислотности.

Совет 7: Как вносить в почву навоз

Удобрения в землю вносить следует сбалансированно – так вы получите богатый урожай и обеспечите почве запас питательных веществ на будущее. А вот большее или меньшее количество необходимых веществ способно, напротив, сильно навредить. Вносить органические удобрения, в частности навоз, надо с аккуратностью.

Когда готовить навоз

Покупать навоз для удобрения лучше в августе-сентябре. Часть можно немедленно распределить по участку, часть оставить для перепревания. Для эффективности процесса надо обеспечить соответствующие условия. Спустя 5-7 дней после привоза на участок навоз укладывают в бурт.

Примерно через каждые 30 см желательно провести прессование – проще говоря, каждый из слоев утоптать сапогами. Так в массе лучше сохраняется азот. Затем навозная куча укрывается соломой, поверх набрасывается земля, затем устраивают укрывочный материал – подойдет обычная пленка. Это позволит снизить вероятность проникновения туда атмосферных осадков, которые вымывают полезные вещества.

Навозная куча может преть от одного до трех лет. Постепенно содержимое превращается в черную однородную массу. Такой навоз годится для любых овощей.

Когда вносить навоз

Крайне нежелательно вносить свежий навоз перед совершением посадок. Растения при этом испытывают недостаток азота, поскольку тот, что образуется в почве, будет расходоваться на разложение растительных составляющих. Зато на второй-третий год внесенный навоз начинает работать с хорошей отдачей. Поэтому лучше всего вносить навоз в почву осенью.

Без особого ущерба переносят внесение свежей органики следующие культуры: кабачок, огурцы, брюква, поздняя капуста, тыква, укроп и сельдерей. Перегной подходит под морковь и помидоры, раннюю капусту, баклажаны и перцы, редис.

Если в почве азота много, а калия, фосфора, микроэлементов недостает, растения начинают бурно расти над землей. Наземная масса стеблей и листьев увеличивается, подземная часть ухудшается, способность сопротивляться инфекциям ослабевает. Зимой такие корнеплоды сохраняются плохо.

Как различать навоз

Разложение навоза имеет 4 стадии:

  • свежий или слаборазложившийся несколько меняет цвет и прочность соломы, если промыть его, вода становится красной или зеленоватой;
  • полуперепревший отличается темно-коричневым цветом, легко распадается, вода при промывке темнеет;
  • перепревший навоз с полностью разложившимися растительными остатками представляет собой черную мажущую массу;
  • перегной – землистая, рыхлая по консистенции масса.

При окончательной стадии разложения навоз уменьшается втрое от первоначальной массы.

Совет 8: Почему клубника кислая

Клубника - это одна из первых ягод, которая радует своим вкусом многих детей и взрослых после долгой зимы. Если на вашем садовом участке клубника не отличилась особой сладостью, то вам необходимо пересмотреть уход за ней.

Если клубника имеет ярко выраженный кислый вкус, то тут в первую очередь нужно обратить внимание на сорт ягод: бывают кислые, кисло-сладкие и сладкие сорта. Если посажен кислый сорт, то тут ничего не поделаешь и вам придется довольствоваться кислыми ягодами: используйте их для приготовления варенья, морса или прочего. Если же вами посажен сладкий сорт, но вот сами ягоды кислят, то тут скорее всего причина - неправильный полив. Чрезмерное переувлажнение почвы способно не только значительно испортить вкус клубники, но и сделать ее водянистой. Для того чтобы ягоды были сладкими, поливайте растения не чаще раза в неделю, а если длительное время идут дожди, то в этом случае вокруг грядок прокопайте борозды чуть глубже, чем делали это ранее.

Также клубника может кислить по причине того, что ягодам не хватает тепла и света. Из вышесказанного можно сделать вывод: делайте клубничные грядки там, куда большую часть дня проникают солнечные лучи. А если погода не радует теплыми деньками, то единственный выход получить сладкие ягоды - соорудить теплицу для клубники. Стоит отметить, что подобное устройство не только поможет значительно улучшить вкусовые качества ягод, но и получить гораздо больший урожай. Ну и последняя причина, почему клубника кислая - кусты слишком старые. В данном случае обновление кустов решит проблему и на следующий год растения порадуют вас отменным урожаем.

Совет 9: Как раскислить почву

Для многих дачников актуальна проблема кислотности почвы. Проблема в том, что кислая земля менее плодородна, чем нейтральная. Как же определить, какой вид почвы на участке? В этом ли причина низких урожаев овощей? Что такое кислая почва и как можно ее раскислить?
Инструкция
1
Первым делом роверьте почву на кислотность. Самый распространенный способ проверки - лакмусовая бумага, которая продается в различных магазинах для садоводов. Для определения кислотности возьмите с глубины 20 см образец почвы. Хватит и 100 г почвы с проверяемого участка. Затем смочите чистой водой (дождевой, дистиллированной, кипяченой). Образец почвы вместе с лакмусовой бумажкой сожмите в руке. Если бумажка окрасилась в красный цвет - почва сильнокислая. Розовый цвет – почва имеет среднюю кислотность. Слабокислая почва окрасит в желтый цвет. Нейтральную почву покажет синий цвет. Если же цвет имеет зеленовато-голубой оттенок - почва близка к нейтральной.
Также определить кислотность почвы можно по сорнякам и дикорастущим растениям. На сильнокислых почвах обычно появляется бархатистый зеленый налет - мох. На кислых - полевой хвощ, конский щавель, дикая мята, трехцветная фиалка. На слабокислых растут ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха, сныть, клевер, пырей, папоротники. Пастушья сумка, крапива, мокрица, лебеда - эти сорняки указывают что почва нейтральна.

На слабощелочных почвах растут вьюнок, мак, дрема белая.
Есть еще простой способ узнать кислотность почвы. Нужно положить в стеклянную посуду несколько листьев вишни или черной смородины. Заварить листья кипятком. Когда вода остынет, бросьте в посуду немного проверяемой земли. Если вода станет красного цвета - почва на участке кислая. Если синий – слабокислая, а если зеленоватый оттенок - нейтральная.
2
Раскисление почвы или известкование - это процесс внесения в землю известковых удобрений. Внесение извести в почву не только снижает ее кислотность, но и улучшает структуру, уменьшает количество сорняков, активизирует деятельность полезных микроорганизмов. Чем мельче помолот известняк, тем сильнее и ощутимее его действие. Для более мягкого воздействия вместо извести можно использовать мел.
3
Также для раскисления почвы широко применяется и доломитовая (известняковая мука), которая одновременно является и ценным известковым удобрением. Доломитовая мука нейтрализует и выравнивает кислотность почвы, а также обогащает ее магнием, калием и другими полезными для растений микроэлементами.
Обратите внимание на то что доломитовую муку и известь нельзя смешивать с сульфатом аммония, аммиачной селитрой, мочевиной, суперфосфатом простым и гранулированным.
4
Также хороший эффект дает применение мергеля (илистый материал), мела-рухляка. Это виды рыхлых известковых пород.
Для раскисления почвы можно применять и древесную золу. Но учтите, что использование золы оправдано, когда нужно лишь немного подправить кислотность.
Видео по теме
Обратите внимание
Чем легче почва и мельче помол раскислителя, тем быстрее происходит этот процесс происходит. Но будьте осторожны, большая концентрация извести может обжечь корни растений, поэтому вносят ее не позже, чем за две недели до посадки или осенью.
Полезный совет
При выборе материала для раскисления почвы нужно учитывать его нейтрализующую способность. Так, если условно у мела она принята за 100%, то негашеная известь действует сильнее - 120%, доломитовая мука - 90%, а зола - 80%.

Раскислить почву за один раз и навсегда нельзя. Кроме того, на одном и том же участке в разных местах почва может иметь разную кислотность.

Обращайте внимание на сорняки, они точно подскажут, где и какая у вас почва. Со временем вы заметите, что по мере освоения участка состав сорняков на нем изменится.
Источники:
  • раскисление почвы
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше