Совет 1: Как составить социальный портрет

Умение составлять социальный портрет является неотъемлемой частью процесса обучения студентов социальных специальностей. Он может быть составлен на отдельную личность, на группу людей определенной специальности, на общественное явление или регион. Начинать тренировку своих умений необходимо с более общей категории, например, с социального портрета своего микрорайона.
Вам понадобится
  • - карта-схема микрорайона;
  • -отчетные документы администрации микрорайона;
  • - информационные документы ЖКХ.
Инструкция
1
Рассмотрите карту-схему микрорайона, которая имеется в администрации района, или составьте самостоятельно: жилые дома, торговые точки, производственные объекты, образовательные учреждения и др.
2
Опишите природную среду. Важным показателем является характеристика зеленых насаждений в кв.м. и водной площади, если таковая имеется. Из документов или сводок СМИ опишите экологическое состояние района: уровень загрязнения воздуха, воды, радиологическую обстановку.
3
Изучите материальную среду. Подсчитайте количество научных и образовательных учреждений, производственных предприятий, учреждений службы быта и общественного питания. Наличие спортивных площадок во дворах уточняется через сведения ЖЭКов, ЖКХ.
4
Составьте характеристику жилого фонда в процентах: проживающие на государственной площади, ведомственной, кооперативной, индивидуальной, коммунальной, в общежитиях, а также число стоящих на учете по улучшению жилищных условий. Укажите степень удаленности района от центра города и насыщенность маршрутами общественного транспорта.
5
Представьте особенности населения по следующим составляющим:- число жителей микрорайона по возрастам;- средний возраст взрослого населения;- соотношение по полу: мужчины и женщины;- социальный состав: рабочие, служащие, интеллигенция, пенсионеры, домохозяйки и др.- уровень образования населения;- доля лиц трудоспособного возраста.
6
Выделите этническую специфику района, если таковая имеется, а также социокультурные традиции, ценности и религиознось народа. Отследите миграционные процессы: соотношение постоянно проживающего населения и приезжих.
7
Проведите исследование семей в районе. Подсчитайте их общее количество, а также – многодетных, неполных, опекунских, асоциальных, разведенных и др. Более подробно изучите молодые семьи со стажем совместной жизни до 3-х лет. Проживают ли самостоятельно или с родителями, имеют ли детей, нуждаются ли в дошкольных учреждениях. Особенно уделите внимание доходу в этих семьях: на уровне или ниже прожиточного минимума.
8
Сделайте обобщающие выводы в виде краткого изложения полученных данных в процентах, квадратных метрах и числовых показателях. Отметьте специфику района, отличающую его от остальных районов. Отметьте перспективы развития района: запланированные в документах и реально достигнутые за отчетный промежуток времени, который исследовали.

Совет 2: Признаки молодежи как социальной группы

Молодежь - это одна из социально-демографических групп. Она выделяется на основе совокупности особенностей социального положения, возрастных характеристик и специфических социально-психологических качеств.
Инструкция
1
Социально-демографическую группу молодежи составляют люди от 16 до 25 лет. Они являются самой активной и динамичной частью населения любой страны. Люди этого возраста еще свободны от стереотипов и предрас­судков. Им присущи определенные социаль­но-психологические качества. Обычно к ним относят внутренние конфликты, противоречивость, неустойчивую психику. Им также свойственно желание отличаться от остальных. Молодежная среда создает специфическую субкультуру.
2
Молодежь представляет собой социальную общность. Социология определяет это понятие как совокупность людей, обеспеченных единым постоянным местом пребывания. Члены этой группы взаимодействуют друг с другом, удовлетворяя общие потребности. Для молодежи характерно объединяться в неформальные группы на основе стихийного общения. Они отличаются рядом признаков: самоорганизация, принятие внутренних правил поведения, устойчивость, иерархия, специальная атрибутика. Группа обычно выражает ценности и ориентации, противоречащие принятым в обществе.
3
Как социальную группу молодежь характеризует схожесть устойчивых поведенческих моделей, образа жизни, ценностных ориентаций. Но главное - это особенное социальное поведение. Его основными элементами являются: потребности, мотивация, ожидания. Основные жизненные потребности у большинства людей схожи. Это потребность в еде, жилище, защите и пр. Социальные потребности у молодежи имеют более выраженный характер. Сюда можно отнести потребность в общении, в принадлежности к сообществу, в образовании и т.д.
4
Это объясняется тем, что молодежь является самой мобильной группой населения. Здесь главную роль играет не столько мотивация к успеху, сколько стремление достичь его в разных жизненных сферах. Желание самореализации приводит к конфликту с представителями старших поколений. Часто это связано с большой разницей между желанием молодых людей выполнять какую-либо роль и их реальными возможностями в этой области.
5
Социальная структура молодежи очень неоднородна. В ней существуют подгруппы, различаемые по уровню дохода, образованию, принадлежности к власти и т.п. Это нередко провоцирует конфликты поколений. Родители не всегда в состоянии обеспечить своих детей благами в соответствии со стандартами общества. Кроме этого, фундаментальные ценности могут меняться. Это часто приводит к криминализации молодежной среды.

Совет 3: Что значит исторический портрет

Портретная живопись является одним из наиболее древних видов изобразительного искусства. Но, несмотря на солидный возраст и конкуренцию с фотоискусством, своей актуальности жанр не теряет.

Что называют портретом?

Интерес к изображению внешности человека, его наружности, помимо живописи, присущ и литературе, и скульптуре, и графике. Но только в изобразительном искусстве портрет сумел оформиться в самостоятельный жанр с его интересом к чертам живого лица.

Однако в замысел настоящего портретиста входит не только достоверная передача внешнего сходства, но и раскрытие внутреннего мира, характера модели, а также демонстрация своего отношения к ней. Таким образом, на развитие древнего портретного искусства со времен его зарождения влияли два значимых фактора: освоение технических навыков в изображении человеческого тела и представление об уникальном и неповторимом мире каждой личности.

Специфика исторического портрета

Разновидности портретов, существовавшие в разные эпохи, очень многообразны. Специфика портретного искусства весьма пластична и склонна к взаимодействию с другими жанровыми моделями. Так возникает исторический портрет, особенностью которого является то, что художник обращается к изображению значительного исторического лица, изображаемого не с натуры, а на основе вспомогательного материала или собственного воображения.

Изображение знаковых исторических фигур стало интересовать художников еще во времена эпохи Возрождения в Европе. Искусство исторического портрета в России становится актуальным в 18 веке с развитием классицизма. Отсюда такие его характерные признаки, как пышность, претенциозность и обязательное идеологическое и дидактическое значение, поскольку в облике исторического лица зритель должен видеть идеал красоты, силы и служения Отечеству.

Особых вершин в русском искусстве исторический портрет достигает в 19 веке. Достаточно обратиться к хрестоматийной картине "Царь Иван Васильевич Грозный" (1879) Васнецова, чтобы отметить, насколько сильным по эстетическому и нравственному воздействию может быть исторический портрет. Переданный таким, какой он был сохранен в воспоминаниях современников, облик царя являет с полотна как устрашающую решительность, так и мудрость несгибаемой воли.

Пример исторического портрета

"Портрет Петра Великого" (1838) известного художника Поля Делароша был создан более одного века спустя после смерти русского императора. Подчеркнутая идеализация, героизация и аллегоризм, представленные в этом историческом портрете, становятся знаковыми чертами жанра.

Петр изображен здесь отнюдь не как бытовой человек, но как мудрый и бесстрашный полководец, что заключено в изображенной лежащей на карте Российской империи левой руке и держащей саблю правой. Позади императора - надвигающиеся по направлению его грозного взгляда тяжелые тучи, которые придают особую глобальность образу этого человека, по выражению Пушкина, "поставившего Россию на дыбы".
Видео по теме

Совет 4: Население Норвегии: этнический состав, занятость, образование

Королевство Норвегия расположено в Северной Европе и является вторым по величине государством среди скандинавских стран. Имея площадь 385 155 км2, Норвегия занимает 67-е место в мире, а при численности населения 4,9 млн. человек - 118-е место.

Этнический состав

Еще со времен викингов специфической чертой норвежцев была сплоченность семьи. Поэтому они являются на редкость однородным народом, и основную массу населения составляют коренные норвежцы - 95 %. Каждый час численность жителей Норвегии увеличивается за счет естественного прироста на 6,1 детей и уменьшается на 5,2 человека, что в целом дает положительный прирост населения.

Увеличение численности населения также происходит за счет притока мигрантов. Хотя национальные меньшинства составляют всего несколько процентов, их состав довольно разнообразен: квены, шведы, датчане, саамы, евреи, цыгане, чеченцы и русские. Особую этническую группу среди национальных меньшинств Норвегии составляют саамы - 40 тысяч. Они занимают северную её часть уже около 2 тысяч лет, и некоторые из них до сих пор ведут кочевой образ жизни

Занятость населения

Основная часть экономически активного населения Норвегии занята в промышленности. Основную часть ВВП страны составляет нефтегазовая промышленность. Регионами добычи нефти и газа являются Норвежское, Северное и Баренцево моря. Также Норвегия занимает одно из ведущих мест в Европе в перерабатывающей промышленности и является одним из крупнейших мировых поставщиков алюминия, магния, цинка, меди и никеля.

В сельское и лесное хозяйства вовлечена 1/10 часть населения. За исключением лесных владений, в Норвегии отсутствуют большие земельные наделы. Самым распространенным видом сельскохозяйственной ячейки является семейная ферма.

На Норвегию приходится 15% выловленной рыбы в Европе. Основной продукцией является сельдь и треска. На юго-западе государства искусственно разводятся лососевые породы рыбы, по экспорту которых Норвегия держит мировое первенство. Сезонное же рыболовство носит, в основном, семейный характер.

Образование

Образование в Норвегии делится на несколько этапов: с первого по четвёртый класс; с пятого по седьмой класс; с восьмого по десятый классы и три года в старшей школе.

Таким образом, местные школьники учатся 13 лет (10 лет – начальная и средняя школы, 3 года в старшей). Школы разделяются по возрастным категориям и почти все находятся в ведении государства, что делает образование бесплатным. Помимо городских, в стране на должном уровне поддерживаются и сельские школы.

Кроме общеобразовательных предметов в школах также преподают основы христианской религии и нравственности, домашнюю экономику и один предмет на выбор учащегося. С самого детства детей приучают к общению и поведению в обществе. Дети учатся совместно принимать решения и оценивать свои поступки. Оценки ученикам начинают ставить только с восьмого класса, и осуждать их преподаватель может только с родителями ученика.

Юноши и девушки Норвегии получают в школах все необходимые навыки и знания, которых им достаточно для дальнейшего поступления в училища торговли, колледж или университет. Но, в отличие от школьного образования, обучение в университетах платное. Как правило, студентам на эти цели предоставляются кредиты. В ВУЗах Норвегии готовят государственных служащих, преподавателей, врачей, стоматологов, инженеров и научных работников.

Совет 5: Развод как социальное явление

Развод, точнее юридическое расторжение брака, является социальным явлением и антитезой собственно браку. Анализируя причины развода, нужно обратиться, в первую очередь, к проблемам внутри брака. Успешный анализ предполагает правильное представление о природе развода, а также о его месте в ряду других социальных явлений.

О природе развода как социального явления

Общество может влиять на брак с разных позиций – экономических, правовых, идеологических и т.д. Однако влияние на брак будет целесообразным только в том случае, если известны общие тенденции развития семьи, причины конфликтов, ценностные ориентиры членов семьи и т.д.

К разводу нередко относятся как к некоему социальному злу. Такое отношение обосновано, ведь общество заинтересовано в стабильности семейных отношений. Благодаря крепким семьям, решается ряд проблем – воспитание детей, трудоустройство, жилищный вопрос и т.д. Соответственно, в целом отношение общества к разводу должно быть отрицательным.

В то же время развод может быть необходим в ряде случаев, когда отношения между супругами становятся резко недоброжелательными. В случае невозможности развода обществу пришлось бы регулировать безопасность и здоровье всех членов семьи, что далеко не всегда возможно. К тому же заключение брака совершается по личному желанию супругов, и их отношения в процессе совместной жизни могут претерпеть изменения к худшему. Общество заинтересовано в спокойных и ровных отношениях внутри семьи, так как от них зависит душевное и физическое здоровье каждого человека. И если брак препятствует такому здоровью, расторжение его является вполне логичным. Тем не менее, укрепление семейных отношений – одна из основных целей здорового общества. Здоровая семья позволяет воспитать здоровых во всех смыслах детей, что в свою очередь благоприятно сказывается на всех социальных структурах.

Причины развода

Причин расторжения брака много, и часто они только подтверждают невозможность дальнейшего существования людей в качестве семьи.
Одной из причин является невозможность иметь детей. В этом смысле социальная оценка развода вряд ли может быть отрицательной, ведь общество заинтересовано в рождении и воспитании здорового потомства.

Душевная болезнь, долговременное безвестное отсутствие, длительное тюремное заключение – эти причины тоже вызывают понимание. В любом из таких случаев развод оправдан, поскольку семьи фактически не существует. Такая причина расторжения брака, как «не сошлись характерами», тоже актуальна. Трактовок она может иметь массу – начиная с супружеской измены и заканчивая изменившимися интересами, из-за чего супругам вместе стало некомфортно. Почему распадается семья, можно ли сохранить брак, и есть ли смысл его сохранять – это следует решать индивидуально в каждом случае. Иными словами, многие из причин развода отвечают как интересам обоих супругов, так и интересам всего общества.

Совет 6: Кризис как социальное явление

Само слово «кризис» переводится с греческого языка как «перелом», некое тяжелое переходное положение. Однако это не означает, что в социальном смысле кризис всегда явление негативное. Во время кризиса происходит не только разрушение старой социальной (политической, экономической) системы, но и открываются новые решения и пути развития.

Основные характеристики кризиса

Любой кризисной ситуации присущи определенные черты. В первую очередь это выраженная реакция общества. Некоторые перемены, вызванные кризисом, являются неожиданными, соответственно общество к ним не подготовлено. Отсюда реактивность. Если кризис достаточно глубок и влечет за собой значительные изменения, его развитие, как правило, происходит прерывисто. Это связано с тем, что к разным функционалам общества кризис приходит в разное время. В то же время выход из кризиса не всегда означает его завершение, отдельные явления могут периодически повторяться, таким образом вскрывая элементы, оставшиеся незавершенными, ослабленными на предыдущем этапе развития кризиса.

Проблемность кризиса заключается в том, что, как правило, задачи, поставленные этим явлением перед обществом, могут быть взаимоисключающими. Если затягивать с поиском решений таких задач, кризис может обостриться. Любой кризис – прежде всего разрушение. Причем чем глобальнее кризис, тем более серьезны последствия этих разрушений. Деформации и даже полному уничтожению могут подвергаться даже жизненно важные для развития общества структуры и социальные институты. Обычно это происходит из-за недостатка базовых ресурсов, обеспечивающих нормальное функционирование системы.

Тем не менее кризис имеет не только деструктивное, но и конструктивное начало. В итоге кризис призван отыскать факторы, препятствующие стабильному развитию общества, и определить задачи на будущее. Кроме того, как ни крути, ни одно общество, ни одна структура не развивается без кризисов. Поэтому данное явление вполне закономерно.

Способы выхода из кризиса

Во время кризиса происходит своего рода естественный отбор, который позволяет откорректировать или перестроить некоторые общественные структуры, в то же время сохраняя суть социума. Вариантов выхода из кризиса три. Первый – распад системы. Увы, в результате кризиса общество может и погибнуть. Происходит утрата способности самовоспроизводиться. На грани подобной «смерти» системы находилась Франция в период Великой французской революции 18 века.

Второй вариант – реформа. Это более мягкий способ решить поставленные кризисом задачи, поскольку генотип общества перестраивается постепенно, без резких перемен. Третий вариант – революция. Революционный способ выхода из кризиса представляет собой резкий скачок из одного состояния в другое, который может быть достаточно катастрофичен, таким образом общество может понести существенные потери.
Видео по теме

Совет 7: Коммуникация как социальное явление

Важнейшей составляющей социального взаимодействия является социальная коммуникация. Под данным термином подразумевается вид связей на основе направленной передачи информации, позволяющей осуществлять социокультурное взаимодействие одного или нескольких индивидов.
Процесс коммуникации можно разделить на внутриличностный, групповой и межличностный. Важную роль в процессе межличностного общения людей играет структура взаимодействия. Ключевыми элементами здесь становится отправитель информации и её получатель. Цепочка передачи посыла имеет ярко выраженный источник данных и субъект, который посылает обратную связь. При этом под источником информации подразумевается некий человек, который способен кодировать информацию и составлять из нее сообщение.

Для передачи знаний объекту необходим канал коммуникаций: книга, фильм, вербальный канал (беседа) и т.д. Узнать о получении информации адресату можно непосредственно через обратную связь. Субъект общения должен каким-либо образом отреагировать на сообщение, будь то словесная реакция или телодвижения.

Под группой подразумевается собрание неограниченного количества индивидов, которые идентифицируют себя как члены одного сообщества, следующие определенным правилам и нормам, специфической культуре. Важной проблемой подобных коммуникаций является принятие решений. Обычно эта миссия падает на лидера группы, но его выявление процесс неоднозначный. Люди скорее послушаются неформального вожака группы, чем официально назначенного руководителя. Данное явление объясняется довольно легко. Каждый член социума жаждет исполнения собственных интересов, а начальство скорее выберет путь решения проблемы с пользой для себя самого.

Внутриличностный процесс коммуникации не является социальным. С помощью своего сознания человек осмысляет свои собственные поступки, принимает решения в различного рода ситуациях, обращает внимание на свое место в социуме, но при этом не советуется с ним. Вся эта деятельность проходит строго во внутреннем мире личности. В ходе жизнедеятельности индивида важным приобретением может стать коммуникативная компетентность. Именно она позволяет человеку не держать переживания в себе, а уметь грамотно делиться пониманием ситуации с другими людьми.

Сходным для всех трех видов коммуникаций являются их функции: информационная, регулятивная, аффективная. Первая говорит о том, что человек постоянно находится в процессе приобретения информация. Вторая функция делает общение организованным и контролируемым процессом. Третья функция позволяет человеку пояснить для себя или показать окружающим личное эмоциональное состояние.
Видео по теме
Обратите внимание
Дополнительно к социальному портрету района может быть приложен социальный портрет явления или личности, которые и определяют специфику данного территориального пространства: портрет торговых зон или портрет предпринимателя, проживающего в данном районе и ведущего активную социально значимую деятельность в районе.
Полезный совет
Составление социального портрета зависит от специфики интересов исследователя. Если интерес лежит в области изучения молодежи в районе, то акцент необходимо сделать на молодежные субкультуры, количество молодых людей, состоящих на учете в ИДН, количество вернувшихся из мест заключения, а также особенности проживания молодежи в семьях.
Источники:
  • «Социология. Общий курс», А.И. Кравченко
  • как составить др
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше