На какой слог ставится ударение в слове «танцовщица», «танцовщик»


Авторы словарей современного русского языка единодушны: «танцовщица» произносится с ударением на второй слог («танцОвщица»), и именно этот вариант указывается в справочных изданиях как единственно верный, соответствующий литературной норме. А словарь «Русское словесное ударение» даже специально предостерегает от совершения ошибки, приводя распространенный вариант произношения «танцовщИца» со специальной запретительной пометкой.


При склонении слова «танцовщица» ударение всегда остается на втором слоге, на гласной «О».




В слове «танцовщик» ударение ставится аналогично: на втором слоге, во всех падежах как единственного, так и множественного числа:



  • танцОвщик балета,

  • он будет замечательным танцОвщиком,

  • танцОвщикам требуется поддерживать физическую форму.


Почему «танцовщица» часто произносят с ошибкой


Неправильное ударение на «И» можно услышать не только в бытовой речи. Даже известные поэты употребляли это слово именно так – например, у Иосифа Бродского в стихотворении «Испанская танцовщица» (где «танцовщИца» рифмуется с «птИцей») или «ноги стройных танцовщИц» у Николая Гумилева. Внес свою лепту в популярность этого варианта произношения и Александр Розенбаум – в одной из самых его популярных песен вальс-бостон танцует именно «танцовщИца».


Объясняется это тем, что орфоэпические нормы русского языка меняются – и ударение в слове со временем часто смещается с одного слога на другой. Так произошло и со словом «танцовщица»: в первой половине XX века оно произносилось с ударением именно на «И». Но и писалось оно тогда по другому: через «Е» («танцевщица»).


В словаре Ожегова 1953 года издания, например, указаны два равноправных варианта этого слова: «танцевщИца» и «танцОвщица», и то и другое не считалось ошибкой. Но к концу XX века «танцевщИца» устарела окончательно и бесповоротно, и в современном русском языке такой вариант произношения или написания будет считаться неверным.


Как запомнить правильное ударение «танцОвщица»


Люди, которые хорошо помнят правила русской орфографии, не должны испытывать больших проблем с произнесением слова «танцовщица»: ведь по правилам в суффиксах существительных после согласной «Ц» под ударением пишется «О», а в безударном положении – «Е» (недаром произношение этого слова изменилось одновременно с написанием).


Можно использовать и другие способы запоминания верного ударения. Например, если взглянуть на балерину с высоты, ее пышная пачка образует круг – как и ударная гласная «О» в слове «танцОвщица». Представьте себе, к примеру, рекламный щит, зазывающий публику в школу танцовщиков балета, где вместо ударной гласной – изображение балерины (вид сверху) или хотя бы просто балетной пачки. Этот визуальный образ позволит запомнить, какая гласная выделяется из общего ряда и оказывается ударной.


Помогут запомнить ударение «танцОвщица» и аналогия – в названиях других профессий на «-овщица» проблем с произнесением не возникает (дрессирОвщица, регулирОвщица, фрезерОвщица и так далее). Можно использовать и фразы, облегчающие запоминание, Например, так: «У повара жена танцовщица, а у матроса дрессировщица» (кстати, здесь во всех четырех названиях профессий ударение падает именно на гласную «О»).


Можно запомнить правильное ударение и «от противного». Третий слог, который ошибочно считают ударным – «щи». Простое и сытное блюдо, которое совершенно не вписывается в диету человека, профессионально занимающегося танцами. Остается просто запомнить, что «щи – не для танцовщиц». А, исключив этот слог, у нас останется только один вариант правильного ударения – «танцОвщица».