Совет 1: Зачем нужны служебные части речи

Служебные части речи отличаются от знаменательных (самостоятельных) тем, что не имеют конкретного лексического или грамматического значения. Между тем около 25% речи составляют именно служебные слова и части речи.
Служебные части речи - это предлоги, союзы и частицы. Они не изменяются по роду или времени, не являются отдельными членами предложения. У каждой служебной части речи своя функция.Предлоги помогают выразить отношение имени существительного, местоимений или числительного к другим словам в предложении. Они уточняют смысл высказывания, связывают слова в предложении и создают обстоятельственные значения. Предлоги всегда находятся перед словом, с которым употребляются.В предложении «Возвращаюсь Красноярска четыре дня задержки рейса» нет предлогов. Но в целом можно расставить их по смыслу. «Из» - выражает пространственные отношения. «В» - временные отношения, «из-за» - причину или обстоятельство. Именно грамотное употребление предлогов делает речь грамотной.Такие служебные части речи, как союзы, связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Союзы бывают подчинительные и сочинительные. «И», «ни-ни», «также», «тоже», «зато», «но», «или», «однако», «то-то», «либо» - связывают части сложносочиненного предложения. Они делятся по функциям на: соединительные, противительные и разделительные. Примером использования противительного союза будет предложение: «Я приехал к ней, но она уже улетела».«Что», «чтобы», «потому что», «как будто» – все это примеры подчинительных союзов. Они соединяют части сложноподчиненного предложения. По значению их разделяют на: изъяснительные, причинные, временные, целевые, условные, следственные, уступительные и сравнительные.Например, в предложении «Они небрежно пнули дверь, как будто сюда не ходят приличные люди.» Функция у союза «как будто» - объяснить, пояснить, указать на то, о чем говорят. Также функции служебной части речи может выполнять служебное слово. Так, в сложноподчиненных предложениях, это относительные местоимения и наречия. «Который», «где», «кто», «что», «куда», «откуда» и др. - их отличие от союзов в том, что они являются членами предложения.Частицы также являются служебной частью речи. Они выражают разные оттенки значения в предложении и служат для образования форм слов. Например, «Пусть всем будет весело!». Здесь частица «пусть» образует повелительное наклонение глагола «быть». Это формообразующая частица.Также частицы бывают модальными, они могут выражать: отрицание, усиление, вопрос, восклицание, сомнение, уточнение, ограничение и указание.

Совет 2: Зачем нужны союзы

Слово «союз» в переводе с латинского означает калька. Это неизменяемое слово, которое служит формальным средством соединения синтаксических единиц и одновременно средством выражения смысловых отношений между ними.

Союз – часть речи или служебное слово, которое выполняет синтаксическую функцию и служит для связи слов, предложений, частей сложного предложения. Союзы, как правило, показывают характер отношений между частями или предложениями, которые они соединяют.

Главное грамматическое значение всех союзов – указать на наличие синтаксической связи между единицами языка. В зависимости от характера этой связи все союзы русского языка делятся на сочинительные и подчинительные.

Сравните: Ямщик свистнул, и лошадь поскакала. Как только ямщик свистнул, лошадь поскакала. В первом предложении сочинительный союз «и» объединяет два равноценных предложения. Во втором – подчинительный союз «как только» указывает на временные отношения между двумя предложениями: лошадь поскакала после того, как ямщик свистнул.

Сочинительные союзы передают независимые или равноправные отношения между словами или предложениями:

Квартира располагалась в маленьком и старом, но красивом доме на окраине города.
В этом предложении сочинительный союз «и» связывает однородные члены, а противительный союз «но» указывает на их противопоставление другому члену предложения.

Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные (и, да), противительные (а, но) и разделительные (или, либо).

Подчинительные союзы нужны для передачи неравноправных, зависимых отношений между частями сложного предложения (в сложноподчиненных предложениях – от главной части к придаточной ставится вопрос).

Книга выйдет, если она будет принята издательством (при каком условии?).

Подчинительные союзы разделяются на временные (когда, лишь, пока), причинные (потому что, так как), условные (если, если бы), целевые (чтобы, с тем чтобы), сравнительные (как, будто), изъяснительные (что, чтобы).

Соединительная роль союзов в грамматическом смысле обозначает любую связь двух или более синтаксических единиц, поэтому термин «соединение» относится абсолютно ко всем союзам и указывает на их основную функцию в языке.

Союзы участвуют в построении предложений и словосочетаний и выражают характер отношений между синтаксическими единицами. Они делают нашу речь логичной и связной.

Видео по теме
Источники:
  • Русская грамматика. Союзы и союзные слова.

Совет 3: Что такое служебные и самостоятельные части речи

Когда школьники изучают раздел "Морфология" на уроках русского языка, они узнают, что существует две основные группы частей речи. Ребята учатся отличать самостоятельные части речи от служебных, знакомятся с их признаками, а также их функцией в синтаксических конструкциях (предложениях и словосочетаниях).
Практически все части речи являются либо самостоятельными, либо служебными. И только междометия (ах, ох, батюшки и т.д.) образуют отдельную группу частей речи.Самостоятельные части речи имеют какое-то определенное значение. Глаголы, например, обозначают действие или состояние предмета, а существительные - непосредственно сам предмет. Числительные могут обозначать либо количество предметов (пять, сто), либо порядок предметов при счете (пятый, сотый). Местоимения необходимы для того, чтобы указать на предмет (я, меня) или на его признак (мой, твой).Наречия вам потребуются, если появится необходимость уточнить где, когда и как происходит какое-либо действие (далеко, вчера, хорошо). Причастия обозначают признак, как и прилагательные (добрый, красивый), но тот, что проявляется в результате какого-либо действия (увлекаемый, собираемый).Служебные же части речи не имеют какого-то определенного значения. Они лишь служат для того, чтобы соединять слова в словосочетании (предлоги) или однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложного (союзы).К самостоятельным частям речи относятся имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, причастия, наречия, деепричастия. Однако некоторые лингвисты относят деепричастие к особой форме глагола. К самостоятельным частям речи можно поставить какой-либо вопрос. Например, числительные отвечают на вопросы "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие?", "Сколько?".К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы. Они не отвечают ни на какие вопросы.Важно знать также, что союзы делятся на сочинительные и подчинительные. И если сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в сложном (сложноподчиненном), но и однородные члены , то подчинительные - употребляются только в сложноподчиненных предложениях и в сравнительных оборотах. Частицы служат для образования форм слова, например, наклонения у глаголов (бы, пусть, пускай, да, давай) или для того, чтобы внести какое-то определенное значение в предложение (отрицание, утверждение, уточнение и т.д.). Они называются формообразующими или смысловыми (модальными) соответственно.Предлоги же могут относиться либо к исконно служебным (у, за, над, под и т.д.), либо к производным (в течение, в продолжение, ввиду и т.д.). Производные предлоги произошли от служебных частей речи путем утрачивания ими функций самостоятельных частей речи.Самостоятельные части речи являются членами предложения (подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством или дополнением). А вот служебные части речи не являются (без самостоятельных) членами предложения.
Видео по теме

Совет 4: Зачем нужны предложения

Представьте себе строительство дома. Кирпичи, панели, раствор – это строительный материал для дома. В речи тоже есть строительный материал: из звуков стоятся слова, из слов – словосочетания, из словосочетаний – предложения. Главная функция языка – коммуникативная. Люди общаются между собой, в основном, с помощью предложений.
Предложение, представляя собой законченную мысль, может быть коротким или длинным: Тишина. К вечеру вокруг наступила удивительная тишина,не слышно пения птиц, жужжания комаров, стрекотания кузнечиков. По цели высказывания предложения могут быть повествовательными (Над лесом поднимется солнце), вопросительными (Ты видел закат над озером?) и побудительными (Обязательно побывай летом на озере).Предложение строится по определенным законам. Главное условие – обязательная информация о том, кто или что действует или что происходит с предметом речи. Эта информация передается с помощью главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. В некоторых предложения эта информация может быть передана с помощью одного из главных членов предложения. Например: Зима. Подмораживает. То, о чем говорится в предложении, может быть представлено как событие реальное, (происходившее, происходящее или то, которое будет происходить в будущем) и как нереальное (желаемое, требуемое или возможное при определенных условиях). Например: Снег засыпал все аллеи парка. Снег засыплет все аллеи парка. Снег засыпает аллеи парка. Если зима будет снежная, аллеи парка будут утопать в снегу. Кроме главных членов в предложении могут быть и второстепенные члены (дополнения, обстоятельства, определения). Второстепенные члены конкретизируют, дополняют, уточняют главную мысль предложения. Сравните: Ночь. - Предложение нераспространенно второстепенными членами предложения. Волшебная зимняя ночь покрыла землю мглой и туманом. - Почувствуйте, сколько дополнительной информации вы узнали о ночи. С помощью предложения человек выражает не только мысли, но и чувства, поэтому повествовательные предложения могут быть восклицательными и невосклицательными. Сравните: Чудесный зимний вечер. Как красив зимний вечер! Таким образом, предложение – наименьшая грамматически оформленная единица общения, обладающая смысловой и интонационной законченностью. С помощью предложений в устной или письменной форме человек что-то сообщает, спрашивает или побуждает к действию.
Видео по теме

Совет 5: Зачем нужно знать этимологию слов

Этимология (от др.греч. "истинный"+"учение") является разделом лингвистики, изучающим происхождение слов. Она устанавливает словарный состав с точки зрения возникновения различных его пластов, выявляя при этом функциональные и стилистические характеристики слов, исследуя исторически обусловленные изменения и процесс обновления (вывод старых слов и процесс появления новых).
По мнению специалистов, наука этимология выясняет закономерности фонетических соответствий в разных языках; на разном этапе развития языка определяет изменения в фонетическом, лексическом и семантическом составе слова; объясняет особенности развития словообразовательной структуры слова; устанавливает особенности бытования слов в языке (как вошло в язык, откуда возникло, какие периоды пережило).Выясняя происхождение слов, их историю, этимология черпает данные и из других наук – археологии, истории, этнографии. Комплекс этимологических сведений о происхождении слова позволяет строить гипотезы об исторических и культурных ценностях того периода.Ученые-этимологи условно делят науку на 2 состава: один включает в себя само определение «этимология», данное во всех словарях и учебниках, а второй – это так называемая «ложная» или «народная» этимология. Такое понятие возникло в устной речи, когда говорящий, услышав новое слово, вольно или невольно пытался сопоставить его с известной ему лексикой, изменяя звуковой обмен слова. Народная этимология произошла на основе «переделывания» родных или заимствованных слов по образцам близких по звучанию слов родного языка на основе случайного звукового совпадения (например, sale – «грязный», послужило источником для возникновения прилагательного «сальный»).Изучая этимологические значения слов, ученики параллельно повышают свою орфографическую грамотность (например, часто можно встретить написание слова «винтилятор» - от слова «винт», «спортакиада» - от слова «спорт» и т.д.). Такие ошибки встречаются у школьников, не знающих происхождение данных слов.С помощью этимологического анализа можно установить первоначальные структуру и значение, прежние словообразовательные связи (например, глагол «маячить» этимологически образован от существительного «маяк», а само слово «маяк» исторически образовано от древнерусского глагола «маять» в значении «махать» с помощью суффикса –к-).
Видео по теме

Совет 6: Зачем нужны односоставные предложения

Характерной особенностью односоставного предложения является наличие только одного главного члена предложения в грамматической основе – подлежащего или сказуемого. Этот главный член называет действие, явление или предмет, а также выражает их отношение к действительности. Таким образом создается необходимая для каждого предложения предикативность, т.е. выражение языковыми средствами этого отношения.

Вопрос о синтаксической природе некоторых односоставных предложений до сих пор является спорным среди ученых-лингвистов. Однако в школьном курсе русского языка по форме грамматической основы принято выделять назывные, определенно-личные, обобщенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения.

Назывное (номинативное) предложение выражает наличие, существование предмета или явления, т.е. имеет бытийное значение. Главным членом этого вида односоставных предложений является подлежащее, которое выражено именем существительным, личным местоимением, а также количественно-именным сочетанием. (Утро. Вот она, Отчизна! Часов восемь.) Поскольку назывное предложение строится без глагола, то оно всегда имеет значение настоящего времени и выражает событие, которое происходит «на глазах», непосредственно. Такие предложения часто употребляются в художественных текстах, особенно в поэтической речи. («Ночь, улица, фонарь, аптека. / Бессмысленный и тусклый свет». А.А. Блок)

Определенно-личное предложение выражает действие, совершаемое определенным лицом – говорящим или собеседником. Поскольку главный член − сказуемое − выражен формой 1, 2 лица глагола в изъявительном наклонении или 2 лица в повелительном наклонении, то эти предложения не нуждаются в наличии местоимения, т.к. в форме сказуемого уже заключено указание на определенное лицо. (Не хотите ли чаю? Иду по полю, любуюсь закатом.) Эти предложения по структуре близки личным двусоставным предложениям и часто употребляются в живой разговорной речи. Актуализация субъекта действия достигается использованием обращения. (Надеюсь, Виктор, вас найти на этом месте.)

Неопределенно-личное предложение выражает действие, не отнесенное к конкретному лицу (деятелю), хотя оно мыслится как совершаемое кем-то. Сказуемое, выраженное формой глагола 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени, формой глагола множественного числа в прошедшем времени, позволяет сосредоточить внимание на характере деятельности, а не на субъекте действия. Наиболее часто такой тип предложения используется в разговорном и художественном стилях и практически не употребляется в научном и деловом, где необходима точность и предельная ясность высказывания. (За рекой поют. В дверь постучали.)

Обобщенно-личное предложение выражает действие обобщенного, но не названного лица. Грамматические формы сказуемого такие же, как и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, за исключением форм глагола в прошедшем времени и формы 1 лица. Основная роль обобщенно-личных предложений – образное выражение суждений, часто воплощаемых в пословицах, афоризмах. («Любишь кататься – люби и саночки возить»; «За оскорбление деньгами не платят».)

Безличное предложение выражает действие или состояние, не связанное с лицом, предметом (деятелем). Грамматическая основа состоит из сказуемого, выраженного безличным глаголом или словами категории состояния. (Уж сильно завечерело. Жутко было оставаться в потемках.) Также безличную форму имеют предложения с отрицанием. (Ветра не было. На небе нет ни тучки.) Безличные предложения могут обозначать состояние природы, окружающей среды; состояние живого существа; эмоциональную или морально-этическую оценку действия, названного инфинитивом. Стилистические возможности безличных предложений необыкновенно широки, особенно часто они употребляются в художественной речи. («К сожалению, написать историю вещей невозможно». К.Г. Паустовский)

Видео по теме

Совет 7: Зачем нужна функция

Функция – это одно и самых фундаментальных математических понятий, оно применяется во всех точных науках. Функция в общем виде – это зависимость величин: с изменением некоторой величины х может изменяться другая величина у.

Для того чтобы понять необходимость существования функции, рассмотрите пример. Любая физическая формула выражает зависимость одного параметра от другого. Так, связь между давлением газа и его температурой при постоянном объеме выражается формулой: р = VТ, т.е. давление р находится в прямой зависимости от температуры Т и является ее линейной функцией.

При написании у = f(х) имеется ввиду некоторая идея зависимости, т.е. переменная у зависит от переменной х по определенному закону или правилу. Этот закон обозначается в функции как f. При этом переменная у может зависеть как от одной, так и от нескольких величин. Например, давление покоящейся жидкости р = ρgh зависит от плотности жидкости ρ, высоты столба жидкости h и от величины ускорения свободного падения g.

Обратите внимание, что посредством применения функции для каждого допустимого значения х получается однозначное значение у. Иными словами, понятие функции выражает идею действия, которое необходимо совершить над одной величиной, чтобы получить другую. В связи с этим в технических дисциплинах функция определяется как устройство, на входе которого подается х, а на выходе возникает у.

Итак, функция позволяет установить соответствие между двумя множествами таким образом, что каждому элементу первого множества соответствует единственный элемент второго множества. При этом данное соответствие выражается определенным правилом или законом.

Функции в математике могут быть выражены различными способами. Наиболее привычным является представление функции в виде формулы: у=sinх, у=2х+3 и т.д. Но существует также наглядный способ выражения функции – в виде графика, например, зависимость инфляции от денежной массы. Некоторые функции представлены в виде таблицы. Этот способ является единственно возможным в том случае, если зависимость устанавливается экспериментально, при этом формула еще не выведена, а график не построен.

Видео по теме

Совет 8: Зачем нужны местоимения

К местоимениям относятся слова, которые, не называя предметов или признаков, указывают на них. И только в контексте предложения местоимения получают конкретное лексическое значение.

Из школьной программы известно, что местоимения бывают обобщенно-предметные, обобщенно-качественные и обобщенно-количественные, а также делятся на личные местоимения, возвратные и притяжательные. Но в художественной речи иногда одни местоимения употребляются взамен других. Так, в произведениях можно встретить употребление местоимения «мы» взамен авторского «я» («В доме смотрителя, о коем мы уже упомянули…»). Для придания речи торжественности в старинных текстах встречалась замена местоимений с «я» на «мы» (царские манифесты). Местоимение «мы» в некоторых случаях придает речи разговорный характер, при обращении ко второму лицу («Ну как мы себя чувствуем?»), иногда оно употребляется для придания речи иронического оттенка.

Местоимение «вы» может выражать форму вежливости при отнесении к одному лицу. Личные притяжательные местоимения в тексте практически всегда утрачивают свое значение принадлежности первому лицу, а приобретают новое, не связанное с понятием принадлежности («Не прошло и месяца, а мой Михаил был уже влюблен»).

Местоимение «такой», помимо своих основных функций, в художественной речи приобретает значение, указывающее на большую степень состояния или качества («Он такой несчастный»). Производная форма этого местоимения «таков» употребляется очень редко, и только в роли сказуемого («С ним была плутовка такова»).

Местоимение «сам» кроме того, что оно имеет значение «самостоятельно, без чьей-то помощи», может приобретать значение усиливающего слова («Вот он сам стоит с винтовкой»).

Местоимения «чей», «сколько» часто употребляется в книжном языке, в поэтической речи, придавая ей торжественность, пафосность, высокопарность («О ты, чьей памятью кровавой…»).

С точки зрения семантики, местоимения – это слова с меняющимся конкретным содержанием, зависящим от субъекта, контекста.

Видео по теме
Источники:
  • для чего нужны местоимения

Совет 9: Зачем нужно психологическое образование

Психолог – это профессия, которая не теряет своей популярности вот уже несколько десятилетий. Впервые большие конкурсы на психологические факультеты среди абитуриентов российских вузов были зафиксированы в середине девяностых. Сегодня за психологическим образованием в высшие учебные заведения идут не только выпускники школ, но и достаточно взрослые люди, порой уже имеющие диплом. Зачем же люди идут учиться на психолога?

Пожалуй, самые привлекательные для будущих студентов стороны психологии понятны без особых объяснений. Многим кажется, что учиться на психолога легко и увлекательно. Многие говорят о том, что хотели бы научиться лучше разбираться в людях, понимать себя и окружающих. Некоторые решают получить профессию, прочитав не один десяток интересных популярных книг о психологии.

Однако на самом деле, учиться на психолога вовсе не так легко и увлекательно, как это кажется студентам-первокурсникам. В начале обучения их ждут очень сложные дисциплины, связанные с изучением высшей нервной деятельности человека. На последних курсах учиться, конечно, станет интереснее. Но, тем не менее, придется штудировать десятки учебников и читать труды известных ученых для того, чтобы сдать многочисленные экзамены и зачеты. А преподаватели спрашивают с будущих психологов обычно очень строго.

Очень часто студенты приходят учиться на психолога для того, чтобы разобраться в собственных личностных проблемах и, соответственно, эти проблемы преодолеть. В таком случае, велика вероятность, что человек закончит обучение, получит диплом и пойдет работать совершенно по другой специальности. Конечно, знания психологии пригодятся ему в жизни. Но нужно подумать: стоит ли тратить пять лет жизни, а возможно, еще и достаточно большие деньги на получение профессии, которая в дальнейшем станет только лишь хобби? Не проще ли записаться на специальные тренинги, или же на прием к хорошему, опытному психологу? Быть может, после визита к специалисту многое встанет на свои места.

Конечно же, многие студенты, завершив обучение, успешно работают по профессии, становятся отличными психологами в крупных компаниях или даже открывают свое дело. Только следует помнить, что профессиональная карьера психолога строится «по кирпичикам», вам придется получать не только диплом в вузе, но учиться на разнообразных курсах, сдавать экзамены на получение сертификата. И если вы не боитесь трудностей и уверены в своем выборе, значит, у вас блестящее будущее!

Совет 10: Зачем нужны существительные

Имя существительное относится к самостоятельным частям речи и имеет грамматическое значение предметности. Это значение отличается от понятия «предмет», поскольку многие существительные с точки зрения лексики не обозначают конкретных предметов. Грамматический признак предметности обнаруживается по вопросам «кто?» или «что?». Существительное дает наименование всем существующим явлениям, понятиям, предметам.

Морфологические признаки имени существительного включают постоянные категории рода, склонения, одушевленности/неодушевленности. К изменяемым признакам относятся падеж и число.

Для определения постоянных категорий существительного следует поставить его в начальную форму – именительного падежа единственного числа. Например, в предложении «В лесу стояла полная тишина» имя существительное «в лесу» употребляется в форме предложного падежа единственного числа, при этом по начальной форме слова «лес» определяется мужской род, 2-е склонение.

По значению и грамматическим свойствам определенные группы существительных могут быть противопоставлены друг другу.

• Нарицательные существительные, служащие обобщенными наименованиями однородных предметов, противопоставлены собственным, которые называют единичные предметы (город – Москва; девочка – Маша);

• Одушевленные существительные, дающие наименования живым существам, противопоставлены неодушевленным, обозначающим предметы и явления действительности, не причисляемые к живым (человек – страна). Эта категория устанавливается по вопросам (кто? что?);

• Конкретные существительные, обозначающие предметы и явления, которые подвергаются счету, противопоставлены отвлеченным, вещественным и собирательным.

- Отвлеченными называют понятия, которые обозначают действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака (нищета, вдохновение, любовь);

- К вещественным относят существительные, дающие наименование однородной по своему составу массе, например, пищевым продуктам, сельскохозяйственным культурам, минералам, металлам, химическим элементам и т.д. (масло, серебро, бензин, духи);

- Собирательные существительные обозначают совокупность одинаковых лиц или предметов как неделимое целое, которое невозможно определить количественным числительным (молодежь, листва, профессура).

Все существительные распределены по двум грамматическим классам: склоняемые, т.е. изменяемые по падежам (их большинство), и несклоняемые (например, заимствованные слова типа «жюри», «рефери», «авеню»; аббревиатуры – МГУ, ООН, ГЭС).

Видео по теме

Совет 11: Зачем нужны части речи

Части речи – это наиболее важные грамматические классы слов. Они распределены по группам на основании трех общих признаков: семантического (общее грамматическое значение); морфологического (грамматические категории слова); синтаксического (выполнение определенной функции в предложении). Кроме того, слова одной части речи могут обладать словообразовательной близостью.
В современном русском языке выделяют четыре типа частей речи: самостоятельные, служебные части речи, модальные слова, междометия и звукоподражательные слова.Самостоятельные части речи обозначают предметы, признаки, действия, процессы и другие явления окружающей действительности. Они бывают самостоятельными членами предложения, на них ставится словесное ударение, к ним задается грамматический вопрос, и этим они отличаются от служебных слов. Самостоятельные части речи имеют определяемое лексическое значение. Разграничиваются следующие части речи данного типа: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. Вопрос об отнесении причастий, деепричастий и слов, выражающих категорию состояния, к самостоятельным частям речи до сих пор является спорным в лингвистической науке, однако в школьном курсе русского языка их определяют как самостоятельные.Служебные части речи, к которым относятся союзы, предлоги и частицы, не называют явлений действительности и не имеют самостоятельного лексического значения. Их роль – указывать на отношения, существующие между предметами и явлениями. Не выполняя синтаксической роли в предложении, они также не имеют словесного ударения.Модальные слова выделяются в отдельную часть речи, т.к. выражают субъективное отношение говорящего к тому, о чем идет речь, как строится высказывание и т.д. В предложении они обычно выполняют функцию вводных слов.Междометия выражают чувства говорящего, не называя их (ох, ура, ага, боже мой). Звукоподражательные слова по своему фонетическому оформлению воспроизводят восклицания, звуки и крики, издаваемые животными, птицами, звуки явлений природы и т.д. Они по внешнему виду близки междометиям, но отличаются от них отсутствием выражения чувств и волеизъявлений говорящего. Звукоподражания используются как экспрессивное средство отражения действительности (тик-так, чик-чирик, трах-тарарах).
Видео по теме

Совет 12: Зачем нужны сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненное предложение – это вид сложного предложения со значением неравноправности частей, которое выражается подчинительными союзами и союзными словами, находящимися в придаточном предложении. В структуре сложноподчиненного предложения выделяются две части: главная и зависимая. Связь между ними является двусторонней, т.к. не только придаточное предложение не может существовать без главного, но и главное нуждается в наличии зависимого.
Придаточное предложение, зависимое от главного, присоединяется к нему двумя способами:— прикрепляется к одному слову в главном предложении и поясняет его («Мы остановились по привычке в том месте, где струился горный ручей»);— соединяется с главным предложением в целом («Наступило прохладное лето, словно новая жизнь началась»).В школьном курсе русского языка выделяют три группы сложноподчиненных предложений, которые соотносятся с второстепенными членами в простом предложении: определением, дополнением, обстоятельством.Придаточное определительное предложение относится к существительному в главном и характеризует предмет, называя его признак («Чехов был свидетелем события, о котором не забудет Москва»). Разновидностью определительных являются местоименно-определительные предложения, относящиеся к местоимению в главном предложении («Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет»). Особенность этой группы придаточных предложений — употребление в качестве средства связи только союзных слов, выполняющих синтаксическую функцию и «закрепленное» место придаточного после главного.Придаточное изъяснительное (дополнительное) предложение присоединяется к глаголам, отглагольным существительным и наречиям со значением речи, мысли, чувства, восприятия с помощью подчинительных союзов и союзных слов. Такие предложения имеют значение дополнения и отвечают на вопросы косвенных падежей («Подскажите, как пойти на улицу Гоголя»). Придаточные обстоятельственные предложения чаще всего относятся к главному предложению в целом и определяют признак происходящего действия: время, место, образ действия, меру и степень, условие, цель, причину, следствие, сравнение и уступку. Все эти значения соотносятся со смысловыми группами обстоятельств («Я работаю ради того, чтобы человек был прекрасен, прост и умен» — сложноподчиненное предложение с придаточным цели, отвечающим на вопрос «зачем?»).Обратите внимание, что сложноподчиненные предложения могут иметь несколько придаточных предложений, относящихся либо к одному типу, либо к разным. «В конце года меня потянуло в родные места, где я родился и где провел детство» — в предложении два придаточных определительных, относящихся к одному слову «места» и отвечающих на одинаковый вопрос «какие?». Такой тип подчинения называется однородным соподчинением.«Мы не знали, в какую сторону идти, потому что заблудились» — в предложении два придаточных, которые связаны с главным и друг с другом по типу «цепочки». Это последовательное подчинение. «Когда их работа окончена, я вижу, что все дно застлано живой рыбой» — в предложении два придаточных, которые отвечают на разные вопросы и относятся к разным видам. Это тип параллельного подчинения.
Видео по теме

Совет 13: Для чего нужно знать части речи

Термин «часть речи» включает в себя категорию слов, определяемую морфологическими и синтаксическими признаками. Помимо этих признаков их объединяет обобщенное лексическое значение. Части речи делятся на самостоятельные и служебные.
Тема о значении частей речи занимает умы лингвистов еще с древних времен. Исследованиями в этой области занимались Платон, Аристотель, Панини, в отечественном языкознании – Л. Щерба, В. Виноградов, А. Шахматов.Части речи в русском языке выражают морфологическую и семантическую функции. Определенные части речи имеют одинаковые семантические признаки, т.е. в каждой части речи учитывается некое обобщенное значение, отвлеченное от конкретного лексического значения любого слова (например, значение предметности у имени существительного, или признака – у глагола). Под морфологическими признаками подразумевается наличие общих словоформ для определенной части речи, т.е. присутствие одинаковых типов словоизменения (глаголы выделяются благодаря особым окончаниям, которые отсутствуют в других частях речи).Противопоставлены самостоятельным служебные части речи, которые не несут номинативную функцию. Их задача в русском языке заключается в способности быть средствами связи знаменательных слов в синтаксических конструкциях.Междометия не относятся ни к одним частям речи, их назначение: выражать чувства, изъявлять волю и давать экспрессивную оценку. Отнесение того или иного слова к какой либо части речи определяет целый ряд разных факторов. Части речи – это определенная система со своей иерархией (самостоятельные и служебные), логикой. Но эта система не является жестко структурированной и строго определенной, она изменчива и подвижна, разные части речи могут переходить одна в другую. Известные лингвисты прошлого века к этой теме подходили с разных точек зрения. Так А. Шахматов выделял 14 частей речи, А. Пешковский – 7, Л. Щерба - 10 и т.д. Основная причина столь расходящихся точек зрения – это выдвижение на основное место различных критериев - семантических и морфологических - и разное отношение к ним самих ученых.

Совет 14: Развитие речи. Зачем учиться говорить красиво

Дар речи не дается человеку от рождения. За умением выражать свои мысли и чувства при помощи слов стоят долгие годы. Общение с родителями, а потом и школа развивают навыки устной речи, но очень часто их бывает недостаточно, чтобы научиться говорить красиво и складно. А ведь для успеха в любой сфере жизни это умение имеет очень большое значение.

Нередко человек наделен способностью глубоко мыслить и даже выражать свои мысли на бумаге, но вот устная речь его оставляет желать лучшего. Говорить красиво – большое искусство, которым может и должен овладеть каждый человек, чья повседневная деятельность связана с общением. А для некоторых профессий грамотная и выразительная речь – профессионально важное качество. Это, прежде всего, относится к учителям школ и преподавателям вузов, деятелям культуры, руководителям разного уровня. Красивая и правильно построенная речь в сочетании с поставленным голосом может не только произвести неизгладимое впечатление на аудиторию, но и позволит эффективно добиться поставленных целей, а также справиться со сложной ситуацией общения. Образная речь очень часто производит на слушателей магическое действие, она способна привлечь всеобщее внимание и побудить к действию. Очень важно уметь выражать свои мысли простыми и понятными слушателю словами. Недопустимо засорят речь неуместными иностранными заимствованиями, жаргонизмами и словами-паразитами. Чтобы ваши слова достигли слушателя, вам недостаточно хорошо разбираться в существе излагаемого вопроса, необходимо облечь свои мысли в форму, доступную аудитории, уровень образования и социальный статус которой могут отличаться от вашего. Согласованность содержания и формы позволяет сделать речь понятной слушателю. Не только слова придают речи красоту и законченность. Сделать речь убедительной поможет овладение искусством делать паузы. Это выразительное средство позволяет подчеркнуть важные места в речи, выделить их. Кроме того, за время молчания вы можете собраться с мыслями. Главное, чтобы пауза не затягивалась и не превратилась в тягостное молчание. Для развития речи необходимо стараться использовать любые ситуации общения. Не следует забывать и о пополнении словарного запаса, об освоении новых оборотов речи. Хорошо поставленная речь обычно легка и непринужденна, полна ярких образов и сравнений. Очень многие приемы употребления слов и выражений можно позаимствовать у популярных телеведущих, общественных деятелей, знаменитых ораторов прошлого. Уверенность в себе придет по мере накопления опыта и тренированности.

Видео по теме
Как говорить ясно
Связанная статья
Как говорить ясно
Источники:
  • зачем нужно говорить правильно

Совет 15: Союз как часть речи

Союзы являются служебной частью речи. Они призваны связывать простые предложения в сложное, а также однородные члены в составе простого предложения. По своему составу союзы делятся на простые и составные, а по своим функциям – на сочинительные и подчинительные.

Какие бывают союзы

Слово «союз» является калькой с латинского “conjunction” – это неизменяемое служебное слово, которое является формальным средством соединения синтаксических единиц.
Чести некоторых составных союзов («не только… но и», «как… так и») находятся при разных однородных членах предложения или в разных предложениях, входящих в состав сложного.

Состоящие из одного слова союзы называются простыми: «и», «а», «но», «или», «да», «как», «либо», «что», «будто». А союзы, представляющие собой комбинацию знаменательных и незнаменательных слов, являются составными. Например: «между тем как», «то есть», «как только», «несмотря на то что», «ввиду того что», «в то время как», «по мере того как» и другие.

Союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы передают равноправные, независимые отношения между однородными членами простого предложения или частями сложного. Например: «Дом стоял на возвышенности, и оттуда открывался широкий вид». В этом предложении сочинительный союз «и» связывает 2 простых предложения в составе сложного. А в предложении: «Легкий ветер, то утихал, то просыпался вновь» - союз «то… то» связывает однородные члены предложения.

Подчинительные союзы передают неравноправные, зависимые отношения между частями сложного предложения. К примеру: «Нам хотелось (чего?), чтобы весна наступила скорее» (придаточное изъяснительное). Или: «Книга выйдет (при каком условии?), если она будет принята издательством» (придаточное условия).

Виды сочинительных и подчинительных союзов

Делая морфологический разбор союза, необходимо указать его значение и морфологические признаки (сочинительный или подчинительный; неизменяемое слово), а также обозначить его синтаксическую роль.

Сочинительные союзы подразделяются на:

1) Соединительные, к которым относятся «и», «да», «не только… но и», «как… так и». Например: «Как вчера, так и сегодня идет снег».
2) Противительные: «но», «а», «да» (в значении «но»), «зато», «однако же». К примеру: «Мы в разных странах рождены, но все мы не хотим войны!»
3) Разделительные, к этой группе относятся союзы «или», «либо», «то… то», «не то… не то». Например: «То справа, то слева слышался гул падающих деревьев».

В свою очередь, подчинительные союзы делятся на:

1) Временные: «когда», «прежде чем», «пока», «лишь». Например: «Мы еще спали, когда раздался телефонный звонок».
2) Изъяснительные, к этой группе относятся: «что», «чтобы», «как» и другие. К примеру: «Он говорил, что его навестил друг».
3) Причинные: «так как», «потому что», «благодаря тому что». «Так как солнце село, стало зябка».
4) Условные: «если», «раз», «как скоро», «ли», «если бы». К примеру: «Если бы вы только захотели, если бы вы только знали».
5) Уступительные : «хотя», «несмотря на то что». «Хотя уже наступило утро, город еще спал».
6) Целевые: «чтобы», «с тем чтобы», «для того чтобы». Например: «Чтобы полюбить музыку, надо ее слушать».
Видео по теме
Источники:
  • Служебные части речи
  • какая часть речи именно
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше