Совет 1: Зачем нужны служебные части речи

Служебные части речи отличаются от знаменательных (самостоятельных) тем, что не имеют конкретного лексического или грамматического значения. Между тем около 25% речи составляют именно служебные слова и части речи.
Зачем нужны служебные части речи
Служебные части речи - это предлоги, союзы и частицы. Они не изменяются по роду или времени, не являются отдельными членами предложения. У каждой служебной части речи своя функция.Предлоги помогают выразить отношение имени существительного, местоимений или числительного к другим словам в предложении. Они уточняют смысл высказывания, связывают слова в предложении и создают обстоятельственные значения. Предлоги всегда находятся перед словом, с которым употребляются.В предложении «Возвращаюсь Красноярска четыре дня задержки рейса» нет предлогов. Но в целом можно расставить их по смыслу. «Из» - выражает пространственные отношения. «В» - временные отношения, «из-за» - причину или обстоятельство. Именно грамотное употребление предлогов делает речь грамотной.Такие служебные части речи, как союзы, связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Союзы бывают подчинительные и сочинительные. «И», «ни-ни», «также», «тоже», «зато», «но», «или», «однако», «то-то», «либо» - связывают части сложносочиненного предложения. Они делятся по функциям на: соединительные, противительные и разделительные. Примером использования противительного союза будет предложение: «Я приехал к ней, но она уже улетела».«Что», «чтобы», «потому что», «как будто» – все это примеры подчинительных союзов. Они соединяют части сложноподчиненного предложения. По значению их разделяют на: изъяснительные, причинные, временные, целевые, условные, следственные, уступительные и сравнительные.Например, в предложении «Они небрежно пнули дверь, как будто сюда не ходят приличные люди.» Функция у союза «как будто» - объяснить, пояснить, указать на то, о чем говорят. Также функции служебной части речи может выполнять служебное слово. Так, в сложноподчиненных предложениях, это относительные местоимения и наречия. «Который», «где», «кто», «что», «куда», «откуда» и др. - их отличие от союзов в том, что они являются членами предложения.Частицы также являются служебной частью речи. Они выражают разные оттенки значения в предложении и служат для образования форм слов. Например, «Пусть всем будет весело!». Здесь частица «пусть» образует повелительное наклонение глагола «быть». Это формообразующая частица.Также частицы бывают модальными, они могут выражать: отрицание, усиление, вопрос, восклицание, сомнение, уточнение, ограничение и указание.
Источники:
  • Служебные части речи
  • какая часть речи именно
  • Что такое местоимение?

Совет 2: Зачем нужны предложения

Представьте себе строительство дома. Кирпичи, панели, раствор – это строительный материал для дома. В речи тоже есть строительный материал: из звуков стоятся слова, из слов – словосочетания, из словосочетаний – предложения. Главная функция языка – коммуникативная. Люди общаются между собой, в основном, с помощью предложений.
Зачем нужны предложения
Предложение, представляя собой законченную мысль, может быть коротким или длинным: Тишина. К вечеру вокруг наступила удивительная тишина,не слышно пения птиц, жужжания комаров, стрекотания кузнечиков. По цели высказывания предложения могут быть повествовательными (Над лесом поднимется солнце), вопросительными (Ты видел закат над озером?) и побудительными (Обязательно побывай летом на озере).Предложение строится по определенным законам. Главное условие – обязательная информация о том, кто или что действует или что происходит с предметом речи. Эта информация передается с помощью главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. В некоторых предложения эта информация может быть передана с помощью одного из главных членов предложения. Например: Зима. Подмораживает. То, о чем говорится в предложении, может быть представлено как событие реальное, (происходившее, происходящее или то, которое будет происходить в будущем) и как нереальное (желаемое, требуемое или возможное при определенных условиях). Например: Снег засыпал все аллеи парка. Снег засыплет все аллеи парка. Снег засыпает аллеи парка. Если зима будет снежная, аллеи парка будут утопать в снегу. Кроме главных членов в предложении могут быть и второстепенные члены (дополнения, обстоятельства, определения). Второстепенные члены конкретизируют, дополняют, уточняют главную мысль предложения. Сравните: Ночь. - Предложение нераспространенно второстепенными членами предложения. Волшебная зимняя ночь покрыла землю мглой и туманом. - Почувствуйте, сколько дополнительной информации вы узнали о ночи. С помощью предложения человек выражает не только мысли, но и чувства, поэтому повествовательные предложения могут быть восклицательными и невосклицательными. Сравните: Чудесный зимний вечер. Как красив зимний вечер! Таким образом, предложение – наименьшая грамматически оформленная единица общения, обладающая смысловой и интонационной законченностью. С помощью предложений в устной или письменной форме человек что-то сообщает, спрашивает или побуждает к действию.
Видео по теме
Источники:
  • Распространённые и нераспространённые предложения

Совет 3: Зачем нужно знать этимологию слов

Этимология (от др.греч. "истинный"+"учение") является разделом лингвистики, изучающим происхождение слов. Она устанавливает словарный состав с точки зрения возникновения различных его пластов, выявляя при этом функциональные и стилистические характеристики слов, исследуя исторически обусловленные изменения и процесс обновления (вывод старых слов и процесс появления новых).
Зачем нужно знать этимологию слов
По мнению специалистов, наука этимология выясняет закономерности фонетических соответствий в разных языках; на разном этапе развития языка определяет изменения в фонетическом, лексическом и семантическом составе слова; объясняет особенности развития словообразовательной структуры слова; устанавливает особенности бытования слов в языке (как вошло в язык, откуда возникло, какие периоды пережило).Выясняя происхождение слов, их историю, этимология черпает данные и из других наук – археологии, истории, этнографии. Комплекс этимологических сведений о происхождении слова позволяет строить гипотезы об исторических и культурных ценностях того периода.Ученые-этимологи условно делят науку на 2 состава: один включает в себя само определение «этимология», данное во всех словарях и учебниках, а второй – это так называемая «ложная» или «народная» этимология. Такое понятие возникло в устной речи, когда говорящий, услышав новое слово, вольно или невольно пытался сопоставить его с известной ему лексикой, изменяя звуковой обмен слова. Народная этимология произошла на основе «переделывания» родных или заимствованных слов по образцам близких по звучанию слов родного языка на основе случайного звукового совпадения (например, sale – «грязный», послужило источником для возникновения прилагательного «сальный»).Изучая этимологические значения слов, ученики параллельно повышают свою орфографическую грамотность (например, часто можно встретить написание слова «винтилятор» - от слова «винт», «спортакиада» - от слова «спорт» и т.д.). Такие ошибки встречаются у школьников, не знающих происхождение данных слов.С помощью этимологического анализа можно установить первоначальные структуру и значение, прежние словообразовательные связи (например, глагол «маячить» этимологически образован от существительного «маяк», а само слово «маяк» исторически образовано от древнерусского глагола «маять» в значении «махать» с помощью суффикса –к-).
Видео по теме

Совет 4: Зачем нужно психологическое образование

Психолог – это профессия, которая не теряет своей популярности вот уже несколько десятилетий. Впервые большие конкурсы на психологические факультеты среди абитуриентов российских вузов были зафиксированы в середине девяностых. Сегодня за психологическим образованием в высшие учебные заведения идут не только выпускники школ, но и достаточно взрослые люди, порой уже имеющие диплом. Зачем же люди идут учиться на психолога?
Зачем нужно психологическое образование



Пожалуй, самые привлекательные для будущих студентов стороны психологии понятны без особых объяснений. Многим кажется, что учиться на психолога легко и увлекательно. Многие говорят о том, что хотели бы научиться лучше разбираться в людях, понимать себя и окружающих. Некоторые решают получить профессию, прочитав не один десяток интересных популярных книг о психологии.

Однако на самом деле, учиться на психолога вовсе не так легко и увлекательно, как это кажется студентам-первокурсникам. В начале обучения их ждут очень сложные дисциплины, связанные с изучением высшей нервной деятельности человека. На последних курсах учиться, конечно, станет интереснее. Но, тем не менее, придется штудировать десятки учебников и читать труды известных ученых для того, чтобы сдать многочисленные экзамены и зачеты. А преподаватели спрашивают с будущих психологов обычно очень строго.

Очень часто студенты приходят учиться на психолога для того, чтобы разобраться в собственных личностных проблемах и, соответственно, эти проблемы преодолеть. В таком случае, велика вероятность, что человек закончит обучение, получит диплом и пойдет работать совершенно по другой специальности. Конечно, знания психологии пригодятся ему в жизни. Но нужно подумать: стоит ли тратить пять лет жизни, а возможно, еще и достаточно большие деньги на получение профессии, которая в дальнейшем станет только лишь хобби? Не проще ли записаться на специальные тренинги, или же на прием к хорошему, опытному психологу? Быть может, после визита к специалисту многое встанет на свои места.

Конечно же, многие студенты, завершив обучение, успешно работают по профессии, становятся отличными психологами в крупных компаниях или даже открывают свое дело. Только следует помнить, что профессиональная карьера психолога строится «по кирпичикам», вам придется получать не только диплом в вузе, но учиться на разнообразных курсах, сдавать экзамены на получение сертификата. И если вы не боитесь трудностей и уверены в своем выборе, значит, у вас блестящее будущее!


Совет 5: Зачем нужны существительные

Имя существительное относится к самостоятельным частям речи и имеет грамматическое значение предметности. Это значение отличается от понятия «предмет», поскольку многие существительные с точки зрения лексики не обозначают конкретных предметов. Грамматический признак предметности обнаруживается по вопросам «кто?» или «что?». Существительное дает наименование всем существующим явлениям, понятиям, предметам.
Зачем нужны существительные



Морфологические признаки имени существительного включают постоянные категории рода, склонения, одушевленности/неодушевленности. К изменяемым признакам относятся падеж и число.

Для определения постоянных категорий существительного следует поставить его в начальную форму – именительного падежа единственного числа. Например, в предложении «В лесу стояла полная тишина» имя существительное «в лесу» употребляется в форме предложного падежа единственного числа, при этом по начальной форме слова «лес» определяется мужской род, 2-е склонение.

По значению и грамматическим свойствам определенные группы существительных могут быть противопоставлены друг другу.

• Нарицательные существительные, служащие обобщенными наименованиями однородных предметов, противопоставлены собственным, которые называют единичные предметы (город – Москва; девочка – Маша);

• Одушевленные существительные, дающие наименования живым существам, противопоставлены неодушевленным, обозначающим предметы и явления действительности, не причисляемые к живым (человек – страна). Эта категория устанавливается по вопросам (кто? что?);

• Конкретные существительные, обозначающие предметы и явления, которые подвергаются счету, противопоставлены отвлеченным, вещественным и собирательным.

- Отвлеченными называют понятия, которые обозначают действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака (нищета, вдохновение, любовь);

- К вещественным относят существительные, дающие наименование однородной по своему составу массе, например, пищевым продуктам, сельскохозяйственным культурам, минералам, металлам, химическим элементам и т.д. (масло, серебро, бензин, духи);

- Собирательные существительные обозначают совокупность одинаковых лиц или предметов как неделимое целое, которое невозможно определить количественным числительным (молодежь, листва, профессура).

Все существительные распределены по двум грамматическим классам: склоняемые, т.е. изменяемые по падежам (их большинство), и несклоняемые (например, заимствованные слова типа «жюри», «рефери», «авеню»; аббревиатуры – МГУ, ООН, ГЭС).


Видео по теме

Совет 6: Зачем нужны сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненное предложение – это вид сложного предложения со значением неравноправности частей, которое выражается подчинительными союзами и союзными словами, находящимися в придаточном предложении. В структуре сложноподчиненного предложения выделяются две части: главная и зависимая. Связь между ними является двусторонней, т.к. не только придаточное предложение не может существовать без главного, но и главное нуждается в наличии зависимого.
Зачем нужны сложноподчиненные предложения
Придаточное предложение, зависимое от главного, присоединяется к нему двумя способами:— прикрепляется к одному слову в главном предложении и поясняет его («Мы остановились по привычке в том месте, где струился горный ручей»);— соединяется с главным предложением в целом («Наступило прохладное лето, словно новая жизнь началась»).В школьном курсе русского языка выделяют три группы сложноподчиненных предложений, которые соотносятся с второстепенными членами в простом предложении: определением, дополнением, обстоятельством.Придаточное определительное предложение относится к существительному в главном и характеризует предмет, называя его признак («Чехов был свидетелем события, о котором не забудет Москва»). Разновидностью определительных являются местоименно-определительные предложения, относящиеся к местоимению в главном предложении («Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет»). Особенность этой группы придаточных предложений — употребление в качестве средства связи только союзных слов, выполняющих синтаксическую функцию и «закрепленное» место придаточного после главного.Придаточное изъяснительное (дополнительное) предложение присоединяется к глаголам, отглагольным существительным и наречиям со значением речи, мысли, чувства, восприятия с помощью подчинительных союзов и союзных слов. Такие предложения имеют значение дополнения и отвечают на вопросы косвенных падежей («Подскажите, как пойти на улицу Гоголя»). Придаточные обстоятельственные предложения чаще всего относятся к главному предложению в целом и определяют признак происходящего действия: время, место, образ действия, меру и степень, условие, цель, причину, следствие, сравнение и уступку. Все эти значения соотносятся со смысловыми группами обстоятельств («Я работаю ради того, чтобы человек был прекрасен, прост и умен» — сложноподчиненное предложение с придаточным цели, отвечающим на вопрос «зачем?»).Обратите внимание, что сложноподчиненные предложения могут иметь несколько придаточных предложений, относящихся либо к одному типу, либо к разным. «В конце года меня потянуло в родные места, где я родился и где провел детство» — в предложении два придаточных определительных, относящихся к одному слову «места» и отвечающих на одинаковый вопрос «какие?». Такой тип подчинения называется однородным соподчинением.«Мы не знали, в какую сторону идти, потому что заблудились» — в предложении два придаточных, которые связаны с главным и друг с другом по типу «цепочки». Это последовательное подчинение. «Когда их работа окончена, я вижу, что все дно застлано живой рыбой» — в предложении два придаточных, которые отвечают на разные вопросы и относятся к разным видам. Это тип параллельного подчинения.
Видео по теме

Совет 7: Союз как часть речи

Союзы являются служебной частью речи. Они призваны связывать простые предложения в сложное, а также однородные члены в составе простого предложения. По своему составу союзы делятся на простые и составные, а по своим функциям – на сочинительные и подчинительные.
Союзы служат для связи синтаксических единиц

Какие бывают союзы



Слово «союз» является калькой с латинского “conjunction” – это неизменяемое служебное слово, которое является формальным средством соединения синтаксических единиц.
Чести некоторых составных союзов («не только… но и», «как… так и») находятся при разных однородных членах предложения или в разных предложениях, входящих в состав сложного.


Состоящие из одного слова союзы называются простыми: «и», «а», «но», «или», «да», «как», «либо», «что», «будто». А союзы, представляющие собой комбинацию знаменательных и незнаменательных слов, являются составными. Например: «между тем как», «то есть», «как только», «несмотря на то что», «ввиду того что», «в то время как», «по мере того как» и другие.

Союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы передают равноправные, независимые отношения между однородными членами простого предложения или частями сложного. Например: «Дом стоял на возвышенности, и оттуда открывался широкий вид». В этом предложении сочинительный союз «и» связывает 2 простых предложения в составе сложного. А в предложении: «Легкий ветер, то утихал, то просыпался вновь» - союз «то… то» связывает однородные члены предложения.

Подчинительные союзы передают неравноправные, зависимые отношения между частями сложного предложения. К примеру: «Нам хотелось (чего?), чтобы весна наступила скорее» (придаточное изъяснительное). Или: «Книга выйдет (при каком условии?), если она будет принята издательством» (придаточное условия).

Виды сочинительных и подчинительных союзов

Делая морфологический разбор союза, необходимо указать его значение и морфологические признаки (сочинительный или подчинительный; неизменяемое слово), а также обозначить его синтаксическую роль.


Сочинительные союзы подразделяются на:

1) Соединительные, к которым относятся «и», «да», «не только… но и», «как… так и». Например: «Как вчера, так и сегодня идет снег».
2) Противительные: «но», «а», «да» (в значении «но»), «зато», «однако же». К примеру: «Мы в разных странах рождены, но все мы не хотим войны!»
3) Разделительные, к этой группе относятся союзы «или», «либо», «то… то», «не то… не то». Например: «То справа, то слева слышался гул падающих деревьев».

В свою очередь, подчинительные союзы делятся на:

1) Временные: «когда», «прежде чем», «пока», «лишь». Например: «Мы еще спали, когда раздался телефонный звонок».
2) Изъяснительные, к этой группе относятся: «что», «чтобы», «как» и другие. К примеру: «Он говорил, что его навестил друг».
3) Причинные: «так как», «потому что», «благодаря тому что». «Так как солнце село, стало зябка».
4) Условные: «если», «раз», «как скоро», «ли», «если бы». К примеру: «Если бы вы только захотели, если бы вы только знали».
5) Уступительные : «хотя», «несмотря на то что». «Хотя уже наступило утро, город еще спал».
6) Целевые: «чтобы», «с тем чтобы», «для того чтобы». Например: «Чтобы полюбить музыку, надо ее слушать».
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500