Жанровые особенности новеллы



Новелла - это прозаический повествовательный жанр в литературе. Он характеризуется краткостью, нейтральным стилем изложения и отсутствием психологизма. При этом новеллы имеют острый сюжет и неожиданную развязку. Часто о них говорят, имея в виду синоним рассказа.

О новелле стало известно еще в древние времена, когда она имела тесную связь с мифами и ритуальной магией. Уже тогда основное внимание в подобных произведениях обращалось на деятельную сторону человеческого бытия, а не на созерцательную.

Сюжет, в котором есть место внезапным сменам ситуаций, роднит новеллу с остальными малыми эпическими жанрами (сказка, басня). Отличие новеллы от них заключается в том, что она лишена волшебных явлений и аллегории, а ее сюжет бывает разным: трагичным, комичным, сентиментальным.

История развития



В качестве обособленного жанра новелла выделилась в эпоху Возрождения. Ярчайший пример той эпохи - «Декамерон», написанный Джованни Бокаччо.

Распространившись по Европе, новелла обрела свои отличительные черты. Во-первых, это острый и драматичный сюжет, включающий в себя необыкновенные происшествия и повороты событий. Во-вторых, строгая композиционная структура, без излишней описательности. В-третьих, в новелле всегда уделяется внимание одному событию, обычно экстраординарному, а иногда парадоксальному и сверхъестественному.

Свой отпечаток на данном жанре накладывала каждая литературная эпоха. К примеру, во времена романтизма новелла отличалась мистикой, сюжет строился вокруг удивительного происшествия, преображавшего повседневную жизнь героев. Примерами могут служить произведения Э. По, П. Мериме, Э.Т.А. Гофмана, раннего Н.В. Гоголя.

В эпоху реализма новелла часто вытеснялась другим коротким повествованием, например, рассказом. Однако как жанр она существовать не переставала.

Писатели, жившие на рубеже XIX-XX веков, обычно посвящали новеллы таинственной роли судьбы в жизни человека, ее непредсказуемости. Новеллы в эти годы создавали Г. де Мопассан, О. Генри, А.П. Чехов, И.А. Бунин и другие. Зарубежные новеллисты часто играли с формой и композицией произведений, делали их иррациональными, вводили гротескных персонажей. Советские же авторы (И.Бабель, М.Зощенко, В.Каверин) ввели в новеллу новые темы, связанные, в частности, с послереволюционной действительностью.

В настоящее время популярность новеллы практически сошла на нет. Жанр почти полностью вытеснен рассказом.