Совет 1: Какие бывают жанры в литературе

В классификации литературных жанров главную роль играют критерии, по которым их определяют. Исходя из этого, жанры разделяют по родам, по содержанию и по форме.
Приведенные типы классификации не исключают друг друга, а демонстрируют разный подход к определению жанров. Поэтому одна и та же книга может относиться сразу к нескольким из них.

Классификация жанров литературы по родам

При классификации литературных жанров по родам отталкиваются от отношения автора к излагаемому тексту. Основа этой классификации была заложена еще Аристотелем. Согласно этому принципу, в литературе выделяется четыре крупных жанра: эпические, лирические, драматические и лиро-эпические. Каждый из них имеет собственные «поджанры».

В эпических жанрах рассказывается о событиях, уже произошедших, и автор записывает их согласно своим воспоминаниям, при этом он максимально отстраняется от оценок сказанного. К ним относят романы, романы-эпопеи, повести, новеллы, рассказы, сказки, мифы, баллады, басни и былины.

Лирический жанр предполагает передачу чувств, испытываемых автором, в виде литературного произведения в стихотворной форме. К ним относятся оды, элегии, эпиграммы, послания и стансы.
Классический пример стансов — «Чайльд Гарольд» Байрона.

Лиро-эпический жанр в литературе объединяет характеристики эпических и лирических жанров. К ним относят баллады и поэмы, в которых наличествуют и сюжет и авторское отношение к происходящему.

Драматический жанр существует на стыке литературы и театра. Номинально к нему относятся драмы, комедии и трагедии со списком участвующих персонажей в начале и авторскими замечаниями в основном тексте. Однако фактически им может быть любое произведение, записанное в форме диалога.

Классификация жанров литературы по содержанию

Если определять произведения по содержанию, то они объединяются в три большие группы: комедии, трагедии и драмы. Трагедия и драма, рассказывающие, соответственно, о трагической судьбе героев и о возникновении и преодолении конфликта, довольно однородны. Комедии же делятся на несколько совершенно типов, согласно происходящему действию: пародию, фарс, водевиль, комедию положений и характеров, скетч и интермедию.

Классификация жанров литературы по форме

При классификации жанров по форме принимается во внимание только такие формальные признаки, как структура и объем произведения, независимо от их содержания.
Наиболее четко этим способом классифицируются лирические произведения, в прозе границы более размыты.

Согласно этому принципу, выделяют тринадцать жанров: эпопею, эпос, роман, повесть, новеллу, рассказ, скетч, пьесу, очерк, эссе, опус, оду и видения.

Совет 2: Как определить жанр текста

Литературный жанр – это класс текстов, обладающих схожей структурой, содержанием, пределом вариативности. Существует множество жанров текста, и вам необходимо знать их характеристики, если вы не хотите ошибиться в выборе типа.
Инструкция
1
Для того чтобы правильно охарактеризовать текст и отнести его к определенному жанру, внимательно ознакомьтесь с произведением. Подумайте, веселит оно вас или расстраивает, передает чувства автора к его героям или же просто рассказывает о каких-либо событиях, борется главный герой с непреодолимыми обстоятельствами или с самим собой? Если вы сумеете понять текст, вы с легкостью найдете его литературный жанр.
2
Различают три способа классификации литературных жанров. Группируются они по форме, в результате чего выделяют такие типы, как пьеса, рассказ, роман, очерк, повесть, ода. Пьеса – это творение писателя, предназначенное для исполнения со сцены, рассказ – небольшое повествовательное произведение в прозе. Роман, как правило, отличает от рассказа его масштабность. Он повествует о жизни и развитии личности главного героя в кризисный для него период. Очерк – разновидность рассказа, характеризующийся отсутствием единого конфликта. Повесть – прозаический жанр, находящийся по объему между романом и рассказом, повествующий о жизненных перипетиях главного героя.
3
Если вы хотите определить жанр текста по его содержанию, необходимо знать следующую классификацию. Все тексты можно подразделить на три категории: комедия, трагедия и драма. Для комедии характерен юмористический или сатирический подход. Трагедия основана на развитии события, имеющего, как правило, неизбежный характер, и приводящий к неприятным последствиям. Сюжет драмы, как правило, построен на описании жизни человека, его взаимоотношений и конфликта с обществом.
4
Типировать жанр литературного текста можно и по его роду. В этой категории выделяют эпические, лирические и драматические произведения. Для эпоса характерно повествование о событиях, предполагаемо произошедших в прошлом, он отличается объективностью и беспристрастностью. Лирика воспроизводит субъективные чувства или настроение автора. Сюжет драмы же построен на диалогах между персонажами.
Источники:
  • «Теория литературы», В. В. Прозоров, 1987 г.
  • «Теоретическая поэтика: понятия и определения», Н. Д. Тамарченко, 1999 г.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше