Инструкция
1
Соната представляет собой камерный вариант симфонии, отличающийся наличием идейной значительности. Она может передавать самые различные стороны духовного мира. В сонате отчетливо слышится «голос автора», она служит его самовыражению.
2
В симфонии отражены различные аспекты действительности, множество точек зрения. Части симфонии противопоставляются друг другу. В них царствует триединство драмы, лирики и эпоса.
3
Через это триединство классическая симфония способна выразить гуманистическую концепцию Человека.
4
Группа моторно-пластических жанров включает фантазию, токкату, этюд и perpetuum mobile. Музыка этих жанров обладает динамической природой, она способна смоделировать разные виды движений.
5
Токката является наиболее ярким представителем группы, она внушает единый тематический материал на всем своем протяжении. В токкате внимание притягивается к образам движения и отвлекается от конкретного объекта движения.
6
Этюд посвящается выработке одного вида движения на конкретном инструменте. Ему свойственно множество фактур звука, что создает характерный пространственный эффект.
7
Прелюдия представляет собой импровизационное музыкальное высказывание, породившее ряд собственных жанров: фуга, арабеска, экспромт. Функция прелюдии – наведение определенного эмоционального состояния, что характерно для вступительной части.
8
Жанр фантазии дает артисту большую свободу в импровизации, чем классическая прелюдия. Она воплощает в музыке процесс творческих поисков. Часто имеет драматический оттенок.
9
Каприччо – близкий к фантазии жанр, но там имеется упор на эффекте неожиданности. В каприччо представлено переплетение фрагментов образного мира, музыка оживленная и часто проникнута юмором.
10
Экспромт представляет собой относительно новый музыкальный жанр, передающий внезапно возникнувшую мысль. Эта особенность наделяет музыку особым тонусом.
11
Жанр скерцо олицетворяет собой игровое начало в музыке. Оно передает движение, полное внезапных поворотов. Этому сопутствует и эмоциональный фон скерцо, обычно он передает азарт и упоение игрой.
12
Исторически жанр ноктюрн был связан с лирическим воспеванием красоты и величия ночи. Фактура его гармонична, он передает ощущение широкого пространства и прозрачного воздуха. Динамика ноктюрна приглушена, что вызывает ассоциации с волшебной ночной тишиной.
13
Балет представляет собой музыкальное сопровождение одноименного танца. Интонационно он сопереживает происходящим в балете событиям, при этом музыка не заслоняет танец и не доминирует.
14
В опере музыка занимает доминирующую роль. Интонационно она сопереживает эмоциональной и идейной атмосфере сюжета. В ней с некоторыми противоречиями сочетаются драма, лирика и эпос.
15
В любой драме есть конфликт, но есть и лирико-эпическое обобщение. Эти три аспекта переходят друг в друга.
16
Оперетта имеет развлекательный характер, она наделена лирическим сюжетом и имеет благополучную развязку. Ей не свойственны крайности: эмоциональные потрясения, сатира. Музыку сопровождает танец, являющийся выражением конкретных чувств героев.
17
Сюита способна передать самые разнообразные музыкальные картины, она может запечатлеть окружающую действительность или эмоциональное состояние. Ее мобильная структура гибкая, а функциональная основа отличается стабильностью.
18
Поэма как музыкальный жанр воплощает в себе глубокие философские идеи. Обычно в ней отражены эпические события, окрашенные личными переживаниями автора. Это лирико-драматический жанр, музыкальные поэмы обычно пропитаны пафосом и интенсивной экспрессией.