В лингвистике существует множество определений, дающих понятие, что такое синонимы.

Определение понятия синоним

Синонимы — это близкие или тождественные по значению слова, обозначающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга или оттенками значения или стилистический окраской и сферой употребления (или одновременно обоими этими признаками).

Синонимы появляются в языке из существующего строительного материала, посредством диалектов, жаргонов, а также заимствований из других языков.

Виды синонимов в русском языке

Выделяют следующие виды синонимов:

1) однокорневые и разнокорневые. Примеры: басистый - басовитый; вода - водица; метель - метелица — однокерневые синонимы. Примеры разнокорневых синонимов: лесоруб — дровосек; красный — багровый.

2) полные и частичные синонимы.

Полными называются синонимы, чье лексическое значение тождественно. Примеры: орфография — правописание; языкознание — лингвистика.

Частичные синонимы делятся на 3 большие группы:

Семантические (или понятийные) — синонимы, отличающиеся оттенками значений. Примеры: безобразный — уродливый; безупречный — безукоризненный.

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской. Примеры: умереть (нейтральное) — скончаться (книжное); рука (нейтральное) — длань (книжное, устаревшее).

Семантико-стилистические синонимы — это такие синонимы, которые отличаются и оттенками значения и стилистической окраской. Примеры: тайный (нейтральное) — потаенный (книжное), отличаются по силе признака.

Функции синонимов

В русском языке синонимы выполняют следующие функции:

1) семантическая: синонимы позволяют избегать однообразия речи, а также с помощью синонимов говорящий может более точно выразить свою мысль.

2) стилистическая функция позволяет использовать синонимы в соответствии со стилем и типом текста как яркое средство выразительности нашей речи.