Совет 1: Что такое фигура речи

Стилистическая фигура - это необычное построение предложений, особый оборот речи, способствующий достижению необычайной выразительности. Она служит средством индивидуализации и широко используется авторами художественных произведений.

Виды стилистических фигур



Стилистическая фигура включает в себя такие приемы, как инверсия, анафора, ассонанс, плеоназм, умолчание, эллипс, риторический вопрос и т.д. Значение таких фигур речи становится понятным только в контексте конкретного художественного произведения. В обыденной речи такие обороты практически не употребляются.

Подробнее о некоторых фигурах речи



Инверсия представляет собой нарушение последовательности речи, которое делает ее более выразительной. Особо часто инверсия встречается в произведениях, написанных в стихотворной форме. К примеру, в стихотворных строках «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль» (К портрету Жуковского) А.С. Пушкин с помощью инверсии сделал акцент на «пленительной сладости» стихов романтика XIX века.

Суть анафоры заключается в повторе одинаковых слов либо созвучий в начале художественного произведения. Очень любил использовать анафору в своем творчестве Ф. Тютчев, С. Есенин, Н. Гоголь и др. Примером могут служить стихотворные строки «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. Есенин).

Ассонанс - это повторение в стихотворном произведении какого-либо гласного звука также с целью усиления выразительности. К ассонансу относят и неточную рифму. В ней созвучны лишь некоторые звуки, в основном гласные звуки под ударением.

Плеоназм, как и ассонанс, относятся к такой стилистической фигуре, как повторение. Однако в данном случае повторяются не звуки, а подобные слова и обороты, таким образом создавая эффект нагнетания. А.П. Чехов в рассказе «Таинственный незнакомец» с помощью плеоназмов выразил растущее чувство вины человека, наступившего на Каштанку: «Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная… Ну, не сердись, не сердись… Виноват».

Фигура умолчания в литературе заключается в недосказанности, оставлении какой-то темы неосвещенной ввиду возникшего волнения и т.д. Причем молчание в художественном мире приобретает особое значение. Издревле оно связывалось с народной мудростью «слово – серебро, молчанье - золото», однако со временем претерпело существенные изменения и могло означать даже какую-то скрытую угрозу. Эта невысказанная угроза ощущается, к примеру, в финальной ремарке «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».

Все стилистические фигуры, так или иначе, связаны с литературным творчеством. Они оживляют художественную речь, позволяют выделить основные моменты в сюжете.

Совет 2: Что такое антитеза

Антитеза – это фигура речи, которая усиливает ее выразительность с помощью противопоставлений, контрастных понятий или образов. Иначе говоря, если речь идет об антитезе, это значит, что в одном том же предложении, а «обитает» она преимущественно в афоризмах и крылатых фразах, присутствуют антонимы (слова, противоположные по смыслу).
Чтобы создать контрастную характеристику какого-либо явления, его сравнивают с другим, по логике абсолютно ему «не подходящим», что позволяет выявить не общие для предметов и явлений черты, а наоборот, противоположные. Таким образом происходит своеобразное отталкивание друг от друга образов, по общим признакам подчиненных одной и той же идее. Этот прием часто используется в речи, что очень сильно воздействует на собеседника, вызывая у него яркие представления о предмете или событии, о котором ему рассказывают.

Стоит отметить, что данное соподчинение общей концепции не обязательно должно быть логически точным. Например, пословица «Мал золотник, да дорог» выстроена антитетически. Если взять отдельно друг от друга понятия малый и дорогой, то станет ясно, что по логике они не соподчинены так, как, к примеру, свет и тьма. Но в пословице это выглядит уместным, потому что слово «мал» взято с определенной спецификацией его значения по отношению к используемому в прямом смысле слову «дорог».

Кроме того, антитеза, как фигура речи, обладает способностью не только противопоставлять понятия, но и подчеркивать парадоксальность сравнения, величие объекта, универсальность в тех случаях, когда его наделяют контрастными свойствами. Тем самым антитеза утяжеляет значение и усиливает впечатление слушателей и читателей.

По своей структуре она может быть простой (одночленной) и сложной (многочленной), включающей несколько антонимической пар либо три (и более) противопоставляемых понятия. Стоит сказать и об особом виде антитезы, когда эта фигура речи находится внутри синонимической пары и тем самым производит более сильное впечатление и провоцирует образное развитие сюжета.

Также антитеза может состоять из одинаковых слов, т.е. располагаться в одной лексеме (таким образом одни действия противопоставляются другим, а чувства одного чувствам другого). А учитывая параллельность конструкции антитезы, можно говорить о ее ритмообразующей функции, а также о способности «играть» сопоставительную, множительную и объединяющую роли.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500