Совет 1: Как определить вариатор

О достоинствах и недостатках вариаторов споры не утихают уже несколько десятилетий с тех самых пор, как их стали устанавливать вместо традиционных механических и автоматических коробок передач. За рубежом он известен под аббревиатурой CVT, что означает «бесступенчатая трансмиссия».
Инструкция
1
Принцип ее работы основан на взаимодействии двух шкивов с раздвижными коническими половинками, соединенными между собой особым ремнем. В зависимости от режима работы двигателя, шкивы сдвигаются или раздвигаются, изменяя площадь соприкосновения ремня с ними, чем обеспечивается необходимое передаточное отношение. Но тут возникает одна проблема, о которой стоит вспомнить. Ведь далеко не все владельцы автомобилей посвящены в тонкости их внутреннего устройства, а многим это попросту и не нужно.
2
Одним словом, как определить в машине наличие данного агрегата, если в техпаспорте об этом ничего не сказано и уж тем более отсутствуют какие-либо внешние признаки? Остаётся одно – сесть за руль. Действительно, внешние отличия от машины, где установлена обычная АКПП, отсутствуют.
3
Однако как только заработал двигатель, и машина тронулась с места, можно почувствовать разницу. У автомобиля, оснащённого вариатором, отсутствуют фиксированные передачи. Там каждая передача соответствует степени нагрузки на двигатель, и переключение между ними происходит очень плавно, практически незаметно.
4
О наличии вариатора можно узнать с первых секунд разгона. Вместо звуков, характерных для работы АКПП, водитель услышит нечто, напоминающее жужжание швейной машинки. Вот, к примеру, как ведёт себя Honda Civic с 1.6L бензиновым двигателем после сброса газа. Вначале она тормозит за счет работы двигателя, затем обороты снижаются до холостых, что приводит к предельному уменьшению передаточного отношения трансмиссии. Возникает ощущение езды на нейтральной передаче.
5
Каких-то особенностей пользования тормозной системой в автомобиле с вариатором нет. При работе на предельных нагрузках (режим «Sport») двигатель начинает издавать монотонный, довольно громкий звук, и на этой «высокой ноте» машина продолжает свой стремительный разбег.
6
Селектор трансмиссии практически идентичен тому, что стоит на АКПП. Автомобиль с вариатором не менее уверенно себя ведёт и на горных трассах, ни в чем не уступая своим конкурентам. Таким образом, речь может идти о главном достоинстве вариатора – возможности более удобного и комфортного переключения скоростей во время движения.

Совет 2: Как работает вариатор

Бесступенчатую кинетическую передачу до определенного времени было весьма затруднительно реализовать. Главными причинами тому были высокая конструкционная сложность и низкая надежность узла, однако эта проблема стала легко решаемой с появлением первых вариаторов.
Инструкция
1
Стандартная передача вращательного движения осуществляется с помощью гибкого фрикционного элемента, закрепленного на двух подвижных валах. Отношение оборотов ведомого вала к ведущему, называемое передаточным отношением, в такой передаче всегда фиксировано и его нельзя изменить без полной остановки механизма. В то же время, в некоторых случаях требуется плавно изменять количество оборотов по мере роста скорости вращения, когда потенциальная энергия движущегося рабочего органа становится высокой настолько, что для поддержания движения уже не требуется максимальной мощности силового агрегата, но есть потребность в высоком крутящем моменте.
2
Если в стандартных клино-ременных и цепных передачах валы выполнены в виде шкивов или зубчатых звезд с фиксированным размером, то в вариаторе движение передается между двумя валами конической формы. Когда рабочий орган неподвижен, ремень вариатора расположен в узкой части ведущего и в широкой части ведомого конусов, за счет чего достигается наибольшее передаточное отношение с низким крутящим моментом, что позволяет привести в движение рабочий орган, находящийся в состоянии покоя. С ростом скорости движения происходит смещение ремня или валов, благодаря чему передаточное отношение падает, а скорость вращения ведомого вала увеличивается. Обратный процесс происходит при снижении скорости рабочего органа. Современные вариаторы отличаются совершенством конструкции, позволяющим обеспечить отличную динамику изменения передаточного отношения, при которой переключение между минимальным и максимальным порогами скоростного режима осуществляется за десятые доли секунды.
3
Механизм, осуществляющий изменение передаточного отношения в вариаторе, может быть основан на разных принципах действия. Наиболее простым и надежным является устройство, в котором задействован центробежный тормоз, размещенный внутри конуса ведомого вала. При этом гибкий фрикционный элемент фиксируется с помощью роликов-успокоителей, что позволяет ему не смещаться вслед за подвижным валом. Также активно применяются системы регулируемых шарниров, приводимые в движение исполнительным механизмом, который смещает либо ремень, либо один или оба подвижных вала. Степень смещения зависит от текущих показаний тахометра, при этом режим работы остается полностью автоматическим. Такая конструкция вариатора обеспечивает ему наилучшее быстродействие. В стационарных установках режим работы вариатора часто регулируется механизмом со сложной системой сервоприводов под программным управлением.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500