Совет 1: Почему российский космос в кризисе

Долгие десятилетия российская космонавтика считалась самой передовой, единственным достойным соперником страны в этой области были Соединенные Штаты. После завершения полетов американских «челноков» единственной страной, способной доставить космонавтов и астронавтов на МКС, является Россия. Несмотря на это, российская космическая отрасль находится в глубоком затяжном кризисе.



Слушая полные оптимизма отчеты российских чиновников от космонавтики, можно действительно подумать, что в отрасли все в порядке. Конкурентов в доставке космонавтов на орбиту в настоящий момент у России нет – США отдали космонавтику в частные руки, Китай только учится отправлять людей в космос, отрабатывает процедуры стыковки на орбите. С космодрома Куру начали летать российские «Союзы», развивается система навигации ГЛОНАСС, строится новый космодром на Дальнем Востоке.

Однако не стоит забывать и о целом ряде неудач, постигших российскую космическую отрасль в последние годы. Потеря ракеты-носителя «Протон» сразу с тремя спутниками системы ГЛОНАСС, неудачный запуск грузового корабля к МКС, выведение спутника «Экспресс-АМ4» на нерасчетную орбиту, потеря первого за многие годы научного спутника «Фобос-Грунт» и ряд других неудач заставляют всерьез задуматься о том, сумеет ли Россия удержаться в космической отрасли в числе лидеров.

Практически все, что есть сейчас у России в области космонавтики, создано еще советскими конструкторами и учеными. Безусловно, тот же ракетоноситель «Союз» все время модифицируется, однако в основе своей это все та же «семерка» Королёва. Ракета очень хорошая и красивая, но морально уже слишком устаревшая. Вроде бы на смену ей идет «Ангара», рассматриваются и другие проекты, однако до реальных запусков новых носителей дело пока так и не дошло. Череда же аварий говорит о том, что старый, еще советский запас прочности, иссякает, отрасль находится в глубоком системном кризисе.

Одной из главных причин сложившейся ситуации являются отсутствие у руководства Российского космического агентства (Роскосмоса) четких планов по развитию отрасли. Складывается впечатление, что российских чиновников вполне устраивает роль России как космического извозчика. В последнее время даже начали поговаривать о том, нужны ли стране космические станции, так как основной объем орбитальных исследований уже выполнен и в присутствии на орбите космонавтов нет смысла. Учитывая, что срок эксплуатации МКС конечен, подобные разговоры можно считать почти официальным заявлением на тему о том, нужны ли вообще России орбитальные станции. Вывод – не нужны. Как не нужны ни новые ракетоносители, ни новые космические корабли. Целый ряд проведенных конкурсов на разработку перспективных проектов отечественной космической техники так ни к чему и не привел, остается невостребованной даже уже практически созданная «Ангара» - никто толком не знает, что или кого она будет возить.

Очень серьезной проблемой, с которой столкнулась отечественная космическая промышленность, стала ситуация с квалифицированными кадрами. За последнее десятилетие XX века и за первое XXI в отрасли возник огромный дефицит работников среднего возраста. Большинство работающих сейчас или пенсионеры, или совсем молодые неопытные специалисты.

Но самой главной причиной проблем в российской космической отрасли является отсутствие по-настоящему прорывных проектов, способных не только вывести ее на новый уровень, но и вызвать у россиян законное чувство гордости. Примером подобного решения можно назвать лунную программу США, не только вызвавшую небывалый всплеск энтузиазма у американцев, но и давшую мощнейший толчок всей американской космической промышленности. Вполне понятно и нынешнее решение руководства США передать космос в частные руки – технологический уровень ряда компаний позволяет им создавать самые совершенные космические аппараты, а здоровая конкуренция приведет к тому, что вывод людей и грузов на околоземную орбиту будет становиться все дешевле. В этой ситуации Россия с ее ракетами полувековой давности окажется на обочине космической индустрии.


Совет 2: Почему Россия утратила лидерство в космосе

После окончания Второй мировой войны две сверхдержавы начали гонку вооружения и борьбу за первенство в космосе. В 1961 году русские впервые запустили на орбиту ракету с космонавтом на борту. 1964 – русские первые выпускают человека в скафандре в открытый космос. 1969 год – США совершают высадку человека на Луне, 80-е годы – Советский Союз планирует полет на Марс. Но, начиная с 90-х годов, лидерство в космосе теперь уже Россия постепенно утрачивает.



Русские занимали лидирующее место в освоении космоса не одно десятилетие, но после того как американцы высадились на Луне, СССР начал сдавать позиции. У Советского Союза была ракета Эн-1 и лунный модуль, который считался лучшим в мире. Но в 1974 году после 4-х неудачных стартов лунная программа СССР была закрыта. Кроме того, только что родившийся космический корабль «Буран», сделавший всего один виток вокруг Земли в автоматическом режиме, пришлось прикрыть. А этот огромный космический корабль был русским ответом американскому Шаттлу, ракета «Энергия» выводившая «Буран» в открытый космос, также была списана. Кроме того, после ликвидации Бурана был не востребован двухместный челнок «Молния», который мог выводиться на орбиту самолетом. Был загублен шестиместный космический ракетоплан «Клипер». В СМИ его окрестили «Могильщиком «Шаттла».

В 1999 году Россия делает еще один шаг, который окончательно отдалил ее от космоса. Затоплена уникальная орбитальная станция «Мир». На фоне колоссального кризиса, который разразился в стране, Россия потеряла всякую надежду вернуться в ближайшее время в космос. После распада Советского Союза страна потеряла огромное число специалистов – это была массовая «утечка мозгов». За разработки и идеи на Западе платили в десятки раз больше, чем в Российских НИИ. Людей понять можно, многим гениям нечем было кормить семьи. На предприятиях Роскосмоса было прекращение финансирования. После 1991 года Россия не произвела ничего нового в этой отрасли.

Когда американские корабли типа Шаттл отслужили положенный им срок, США предложили России арендовать русские космические корабли. Россия утратила лидерство на космической арене и с тех пор стала лишь перевозчиком американских астронавтов в космос. Теперь русские имеют лишь 25% на международной станции.

Проведенный в 2008 году социологический опрос среди россиян показал, что уже более 50% опрошенных считают, что Россия больше не является лидером в космической индустрии. Тремя годами ранее подобное исследование показывало разделение 40 на 60%, причем 60% респондентов считали, что Россия занимает главенствующее место в космосе.


Видео по теме

Совет 3: Почему в Греции экономический кризис

Вот уже несколько лет в Греции наблюдается нестабильность экономики и, как следствие, политические и социальные неурядицы. Высокий совокупный долг страны грозит дальнейшим спадом производства и возможным выходом Греции из еврозоны. Причины кризисных явлений лежат в грубых ошибках, допущенных правительством. Вероятно, только неотложные комплексные меры, предлагаемые Европейским Союзом, могут спасти экономику государства от глобального экономического краха.



Предпосылки кризиса в Греции наметились еще в 2009 году. Экономика к тому времени уже находилась в плачевном состоянии, а настоящий кризис разразился в 2010 году и продолжается до сих пор. Особенность нынешней ситуации в этой европейской стране в том, что текущий кризис является долговым. Размер государственного внешнего долга Греции превышает €350 млрд. Долгое время страна фактически жила в кредит, не задумываясь о последствиях. При этом сложился существенный перекос в социальной политике: неимоверно высокая заработная плата с надбавками и внушительными премиями, а также огромные пособия по безработице. Иными словами, страна долго жила не по средствам.

Страна оказалась на грани дефолта. Когда наступило время возвращать долги, правительство Греции только развело руками. Эксперты определили, что самостоятельно выбраться из долговой ямы страна не в состоянии. Партнеры Греции по Европейскому Союзу после расчетов и раздумий решили списать часть долга и выделили государству новый кредит, чтобы у страны появилась возможность провести необходимые корректировки экономического курса.

Правительство Греции с большим опозданием ввело тотальную экономию. Резко снизились зарплаты, начались массовые увольнения и одновременное уменьшение социальных пособий безработным. Такие непопулярные меры привели к росту недовольства граждан экономической политикой правительства Греции. По стране прошла волна уличных беспорядков, акций протеста и забастовок.

Неурядицы в Греции уже отрицательно сказались как на курсе единой европейской валюты относительно доллара, так и на российской экономике, очень чувствительной к колебаниям курса евро.

В качестве мер, способных привести к изменению экономической ситуации в стране, эксперты называют отказ от закрытых профессий с их привилегиями, облегчение процесса регистрации компаний, снятие ограничений на внутренних рынках. Необходимо также открыть государственный сектор для конкуренции с частным бизнесом и принять меры по повышению конкурентоспособности Греции на международных рынках.


Совет 4: Почему "АвтоВАЗ" займется производством игрушечных автомобилей

Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ» производит автомобили уже почти полвека - с 1966 года. Несмотря на постоянные разговоры о кризисе в российском автопроме, прибыль этого концерна последние годы даже растет. Но крупнейший производитель отечественных малолитражек продолжает искать новые способы продвижения своей продукции, в число которых теперь включено и производство игрушек.



С помощью игрушечных и коллекционных моделей своих автомобилей отечественный автогигант планирует продвигать марку Lada на российском и зарубежных рынках. Для этого ОАО «АвтоВАЗ» зарегистрировал более десятка товарных знаков уже выпускаемых и только запланированных к выпуску моделей еще и по классу «Игры и игрушки» Международной классификации товаров и услуг.

Акционерное общество уже заключило несколько договоров с производителями и разработчиками моделей автомобилей на право использования ими зарегистрированных автопредприятием товарных знаков. Одним из таких партнеров будет группа компаний Grand Toys, базирующаяся в одном городе с производителем самых популярных российских малолитражек. Игрушечных дел мастера уже представили автогиганту предпроизводственный вариант одной из моделей - Granta. На очереди - Kalina, Largus, Priora и др. Начало производства игрушечных моделей запланировано уже на этот год, но ни точная дата, ни предполагаемый объем выпуска пока не названы.

Представитель ОАО «АвтоВАЗ» сообщил, что концерн не рассматривает производство игрушечных моделей автомобилей как способ заработка денег, а лишь как средство продвижения бренда максимально возможным числом способов. Крупнейший производитель легковых автомобилей во всей Восточной Европе за прошлый год выпустил около 580 000 машин и увеличил число продаж в России на 10,6%. Согласно данным МФСО (Международные стандарты финансовой отчетности), прибыль концерна за завершившийся год была равна 6,7 миллиардам рублей. Однако производственные мощности автогиганта, на котором трудятся около 66 000 работников, позволяют собирать ежегодно более 800 000 малолитражек.

Примечательно, что несколько лет назад представитель профсоюза «Единство», действующего на «АвтоВАЗе», назвал унизительным предложение Минпромторга организовать на предприятии производство игрушек и велосипедов.


Совет 5: Почему в Европе начался "оливковый кризис"

Страны Европы никак не могут оправиться от затянувшегося кризиса. Сложная экономическая ситуация отразилась и на главных секторах производства. Европа столкнулась с новой проблемой – «оливковый кризис».



Цена на оливковое масло или, как его еще именуют, «средиземноморское золото» опустились до минимального за последние 10 лет уровня – 2900 долларов за тонну. Еще семь лет назад цены на этот продукт были выше более чем в два раза и составляли 6000 долларов за тонну.

Причина столь значительного обрушения цен – еврокризис. Дорогое оливковое масло больше не по карману простым европейцам. Результат налицо – спрос на продукт падает, а ведь страны Евросоюза являются главными потребителями оливкового масла, на их долю приходится 64% мирового потребления. Сегодня даже в Италии и Греции, чья кухня немыслима без использования оливкового масла, спрос на этот продукт опустился до уровня 17-летней давности.

Усугубляет ситуацию тот и факт, что мировые лидеры по производству оливкового масла – Испания, Италия, Греция, Португалия, больше других стран Европы ощутили на себе влияние кризиса. В первую очередь, речь идет об Испании, которая обеспечивает более 43% поставок оливкового масла на мировой рынок.

Потребителям сложно отказаться от использования привычного продукта, но лишних денег на его покупку у европейцев нет. В самой сложной ситуации находятся производители и фермеры, которым приходится решать вопрос о том, куда девать невостребованный урожай, обещающий быть в этом году рекордно большим.

Фанис Влаколиас, глава греческой оливковой компании Sparta Kefalas Olive Oil, прокомментировал ситуацию: «При худшем развитии событий наше производство придется остановить и закрыть компанию. Это приведет к тому, что все наши труды пойдут прахом, а отрасль отбросит на 10 лет назад».

Повлиять на «оливковый кризис» и помочь решить проблему может ЕС, если выкупит у производителей и фермеров излишки урожая. В тоже время и финансисты настойчиво призывают Европейский Центробанк скупить долги тех же самых стран ЕС.


Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500