Совет 1: Как получить ацетат натрия

Натрия ацетат – это натриевая соль уксусной кислоты, очень распространенное вещество. Оно широко применяется как в промышленности, так и в быту. Используется в производстве различных красителей, а так же применяется для дубления кож. В медицине является мочегонным средством, в пищевой промышленности используется как консервант и т.д.
Вам понадобится
  • Уксусная кислота, пищевая сода, хозяйственное мыло, вода, пробирки, стеклянная емкость.
Инструкция
1
Возьмите стеклянную емкость и насыпьте в нее немного обыкновенной пищевой соды (натрия гидрокарбонат). Затем, залейте пищевую соду уксусной эссенцией. Начнется бурная реакция с образованием ацетата натрия, углекислого газа и воды.
2
Перемешивайте раствор до тех пор, пока реакция не прекратится. Далее, возьмите две маленькие пробирки и заполните их раствором. В одну пробирку добавьте уксусную кислоту, а в другую пищевую соду, это будет проба на избыток или недостаток какого-либо реагента. Например, если при добавлении уксусной кислоты будет выделяться углекислый газ, это значит, что в растворе осталась не прореагировавшая сода и в общую емкость необходимо добавить кислоту для ее гашения.
3
Повторяйте подобные действия до полной нейтрализации раствора. То есть до тех пор, пока раствор не перестанет реагировать на добавление соды или кислоты.
4
Затем, поставьте емкость с раствором на нагрев. Жидкость будет выпариваться, а на дне сосуда останется ацетат натрия.
5
Налейте воду в металлическую чашку и поставьте ее нагреваться. Далее, когда вода нагреется (не до кипения), растворите в ней немного хозяйственного мыла.
6
После этого, добавьте в раствор уксусную кислоту. В результате реакции на поверхность жидкости будет всплывать белое вещество – это смесь стеариновой и пальмитиновой кислот, а раствор будет содержать ацетат натрия.

Совет 2: Как определить ацетат натрия

Ацетат натрия имеет химическую формулу CH3COONa. Представляет собой кристаллическое, весьма гигроскопичное вещество. Широко используется в текстильной и кожевенной промышленности для очистки сточных вод от серной кислоты, а также при производстве некоторых видов резины. Может применяться также в качестве компонентов буферных растворов и как пищевая добавка.
Вам понадобится
  • - тонкая стеклянная палочка или пипетка;
  • - спиртовая или газовая горелка;
  • - металлический пинцет или ложечка;
  • - серная кислота;
  • - соль трехвалентного железа.
Инструкция
1
Посмотрите на формулу вещества. Оно образовано двумя ионами: щелочного металла натрия (Na^+) и кислотного ацетат-остатка (СН3СОО^-). Следовательно, для того чтобы утверждать, что исследуемое вещество является именно ацетатом натрия, надо провести качественные реакции, характерные для этих двух ионов.
2
Предположим, исследуемое вещество находится в виде раствора. Обмакните в него кончик тонкой стеклянной палочки или пипетки. Быстро внесите кончик в пламя спиртовой или газовой горелки. Если вы тут же увидите яркий «язычок» желтого пламени, это значит, что в исследуемом веществе есть натрий. Любой другой цвет означает, что либо натрия там вообще нет, либо он содержится только в виде примесей (в очень незначительных количествах).
3
Если же вещество было в сухом (кристаллическом) виде, можно взять металлическим пинцетом несколько кристалликов или, в крайнем случае, набрать немного вещества на самый кончик шпателя (металлической ложечки) и тоже внести в пламя. Результат должен быть таким же.
4
А как определить ацетат-ион? Существует несколько довольно простых качественных реакций. Прилейте к раствору вещества немного серной кислоты. Для ускорения реакции, слегка подогрейте пробирку на пламени спиртовки. Осторожно понюхайте. Запомните, что нельзя нюхать непосредственно содержимое пробирки, надо как бы «гнать» к себе воздух движениями руки над ее срезом. Если это был ацетат натрия, вы должны почувствовать характерный запах уксуса. Дело в том, что серная кислота, как гораздо более сильная, вытесняет слабую уксусную кислоту из ее соли: H2SO4 + 2CH3COONa = Na2SO4 + 2CH3COOH.
5
Прилейте к раствору вещества любую растворимую соль трехвалентного железа (например, FeCl3). Если там содержался ацетат-ион, раствор тут же примет красно-коричневую окраску. При дальнейшем нагревании из-за произошедшего гидролиза выпадет темно-бурый осадок гидроксида железа Fe(OH)3. Если вы осуществили эти качественные реакции, и они привели к вышеописанным результатам, значит, исследуемая соль – ацетат натрия.
Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • уксусная кислота ацетат натрия
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500