Совет 1: Как определить время глагола

Русский язык считается довольно трудным для изучения. Существительные изменяются по семи падежам, а глаголы разделяются не только по лицам, числам и временам, но и имеют спряжения, наклонения и виды. Остановимся подробнее на категории, которая называется время глагола. Она соотносит действие и момент речи. Соответственно глаголы могут быть прошедшего, будущего и настоящего времени.
Вам понадобится
  • Для того, чтобы определить время глагола нужно задать к предложенному слову определенные вопросы.
Инструкция
1
Итак, действие, которое происходит в настоящем времени, будет отвечать на вопрос "что делает?". Заметим, что настоящее время может быть только у глаголов несовершенного вида. Дело в том, что они имеют значение действия, у которого нет временного предела. А это значит, что оно может протекать как в данный момент, так и в будущем и прошедшем. Глаголы совершенного вида, наоборот, ограничены временем. Поэтому они могут встречаться только в прошедшем или будущем времени.
Определить вид глагола тоже можно по вопросу. Глаголы, относящиеся к несовершенному виду, будут отвечать на вопрос "что делать?", а к совершенному - "что сделать?".
2
Прошедшее время глагола легко можно узнать по вопросам "что делал?", "что сделал?". В этом времени глаголы также изменяются по родам. С помощью окончаний можно определить существо какого пола выполнило то или иное действие.
3
Будущее время глагола обозначает действия, которые только планируется производить. Они отвечают на вопросы "что будет делать?" - у глаголов несовершенного вида и "что сделает?" - у глаголов совершенного вида. Надо отметить, что глаголы несовершенного вида в этом случае будут составными. К инфинитиву основного глагола добавится вспомогательный глагол "быть".

Совет 2: Как изменяются глаголы в настоящем времени

Некоторые люди, говорящие на русском языке, но при этом изучающие и иностранные, а также их правила, удивляются – почему в том же английском времен так много, а в русском – так мало? Это мнение ошибочно, на самом деле, не все так просто. Именно поэтому необходимо знать аспекты формирования и изменения глаголов в настоящем времени.
Инструкция
1
Русскоязычное «настоящее» делится на два временных типа – настоящее актуальное и настоящее неактуальное. Первый тип означает, что глагол используется на обозначения процесса, совпадающего с моментом произнесения. К примеру: «На чистом и безоблачном небе серебрится месяц». Второй, неактуальный, в свою очередь, разделяется еще на два подтипа – настоящее постоянное, обозначающее процесс без каких-либо временных ограничений («Мировой океан омывает поверхность суши»), и настоящее абстрактное, выражающее процесс, который вообще не связан с каким-либо временем («Люди не хранят то, что имеют, а, потеряв его - плачут»).
2
Теперь не о теории, а о языковой практике. Абсолютно все формы глаголов в настоящем времени образуются только одним путем – путем использования основы глагола несовершенного вида и добавления к нему окончания того или иного лица и числа. При этом глаголы вида совершенного не могут образовывать формы настоящего времени.
3
В единственном числе у первого лица формируются следующие окончания: -у и –ю (первое и второе спряжение); у второго: -ешь (первое спряжение) и –ишь (второе). Примеры: «Я и правда очень много курю» и «Я уже год беру на репетициях верхнюю ноту», а также «Мне кажется, что ты слишком много куришь» и «Меня очень впечатлило то, как ты берешь верхнюю ноту» В отношение третьего лица существует следующее правило: -ет (первое спряжение) и –ит (второе). Примеры: «Моим родителям кажется, что он в последнее время много курит» и «Благодаря занятиям по вокалу, он берет верхнюю ноту».
4
Во множественном числе образование следующее. Первое лицо: -ем (первое спряжение) и –им (второе). Примеры: «Мы и правда очень много курим в последнее время» и «После года занятий с преподавателем мы берем верхние ноты». Второе лицо: -ете и – ите соответственно. Пример: «Меня впечатлило то, как вы берете верхние ноты» и «Нам всем кажется, что вы слишком много курите». У третьего лица: -ут и –ют (первое спряжение), -ат, -ят (у второго). Пример: «Они берут верхнюю ноту» и «Они слишком много курят».
5
При этом необходимо ориентироваться именно по словоформе, в целом, так как глаголы будущего времени и совершенного вида будут иметь те же окончания, что и в случае настоящего времени несовершенного времени. К примеру: «Они смотрят» и «Они посмотрят».
6
Кроме изменения глаголов настоящего времени по лицам и числам не существуют другого разделения, к примеру, по родам.

Совет 3: Как изменяются глаголы в прошедшем времени

Формирование и изменение глаголов в прошедшем времени подчиняется определенным правилам, которые «сопровождают» процессы, осуществляющиеся до момента речи или с точки зрения иного отсчета. Но как же они меняются?
Инструкция
1
В прошедшем времени глаголы совершенного вида подразделяются на еще на два значения – аористические и перфектное. Первое служит указанием на действие, совершившееся в прошлом и никоим образом не связанное с настоящим. К примеру: «Он просто очень рано проснулся и приготовил вкусный завтрак». Обыкновенно аористическое значение образуется с помощью однородных сказуемых – «Воспитанный мальчик поздоровался, получил долгожданный подарок и поблагодарил за него». Второе значение выражает собой действие, которое когда-то совершилось в прошлом, причем его результат сохранился и в настоящее время. Пример: «Наша машина встала на трассе, так как кончился бензин».
2
У категории несовершенных глаголов таких значений больше, а именно их четыре. Первое - определенное и единичное действие, которое свершилось незадолго до момента речи («Однажды на зимние каникулы мы поехали кататься на лыжах в горы»), второе – несколько раз повторяющееся до момента речи действие («Всякий раз, как я прикасался к кнопке банкомата, меня било током»), третье – действие характеризуется постоянным протеканием («Зеленые луга тянулись до самого горизонта») и четвертое имеет значение обобщенного факта («Ему кто-то звонил»).
3
Итак, теперь практика. Глаголы прошедшего времени могут изменяться по числам, а в единственном числе – еще и по родам. Причем нескольких форм лиц они не имеют. Для речевого образования прошедшего времени глагола необходимо использовать основу инфинитива или основу прошедшего времени с суффиксом –л, которые изменяются по родам и числам. К примеру: «Он много и горячо говорил и привлекал к себе слушающих», «Она говорила интересные вещи и привлекала слушающих» и «Они говорили не по регламенту и привлекали аудиторию».
4
Причем в форме мужского рода единственного числа единственным же показателем рода и числа является нулевое окончание глагола: «На прошлой неделе он промок насквозь», «Он предусмотрительно предостерег окружающих об опасности», «Он верно стерег полученный улов», «Мужчина сильно озяб и постоянно дрожал» и «Старый трактор внезапно глох и не двигался».
5
Интересно и то, что историческое образование формы прошедшего времени, согласно мнению большого количества лингвистов, восходит к перфектному причастию, обладающему суффиксом –л и употребляющемуся в перфекте с формой настоящего времени и при помощи вспомогательного глагола «быть».
Видео по теме

Совет 4: Как изменяются глаголы в будущем времени

В русском языке разделяются две формы глаголов в будущем времени. Это будущее простое или синтетические и будущее сложное или аналитическое. Кроме этого и в зависимости от принадлежности к первой или второй категории, глаголы будущего времени изменяются всего по двум признакам.
Инструкция
1
Ошибочно полагать, что глаголы в русском языке обладают только одни прошедшим, одним настоящим и одним будущим временем, в отличие от, к примеру, английского и немецкого. Школьникам не преподают более подробного разделения каждого из них, но этот факт не отменяет более детальной категориальности глаголов.
2
Так глаголы будущего простого времени образуются следующим способом – к основе будущего времени глагола совершенного вида прибавляется личное окончание, которое, обыкновенно, совпадает с окончаниями глаголов в настоящем времени. К примеру: «завтра я ему позвоню» и «я сейчас напишу», «на следующей неделе напишу письмо» и «сейчас я напишу письмо», «через год я дорисую картину» и «сейчас я дорисую картину». Соответственно, данное правило распространяется и на следующие цепочки – «позвоню, позвонишь, позвонит, позвоним, позвоните и позвонят», «напишу, напишешь, напишешь, напишем, напишете и напишут», а также «дорисую, дорисуешь, дорисует, дорисуем, дорисуете и дорисуют».
3
Форма будущего сложного времени образуется аналитическим путем сочетания глагола несовершенного вида в инфинитиве с личной формой вспомогательного «быть». К примеру: «я буду сочинять», «ты будешь сочинять», «он будет сочинять», «мы будем сочинять», «вы будете сочинять» и «они будут сочинять».
4
Согласно нормам русского языка и как видно из вышеперечисленных предметов, глаголы будущего времени могут изменяться по двум категориям – лицам и числам, но не по родам. Понятие о том, что местоимение «она» и «оно» является родовой вариаций от изначального «он», в настоящее время является устаревшим, поэтому принято считать, что это три различных местоимения. Примеры с обеими вариациями будущего времени: «я законспектирую на следующей лекции» (первое лицо и единственное число), «вы законспектируете текст завтра» (второе лицо и множественное число) и «я буду конспектировать» (первое лицо и единственное число), «вы будете конспектировать» (второе лицо и множественное число).
5
При этом сложная форма глагола в будущем времени представляет собой единый комплекс или простое глагольное сказуемое, в отличие от следующих - «я начну пылесосить пол завтра» и «я не стану разговаривать с ним завтра». Это необходимо запомнить и разделять вспомогательное «быть» от других глаголов, к примеру, модальных, то есть «я буду писать» отличается от «я смогу написать» также, как «я буду есть» от «я должен съесть весь обед завтра».
Видео по теме
Обратите внимание
Стоит помнить, что определить время глагола можно только, если он находится в изъявительном наклонении.
Полезный совет
Определяя вид, надо также обратить внимание на контекст, так как в русском языке встречаются двувидовые глаголы.
Источники:
  • как изменяются глаголы в форме будущего времени
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500