Совет 1: Как найти форму глагола

Глагол – это одна из самостоятельных частей речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Он может также раскрывать определенное состояние или отношение.
Инструкция
1
Глагол как часть речи обладает определенными морфологическими признаками. Таковыми являются: вид (несовершенный и совершенный), спряжение (I и II), переходность (или же непереходность) и возвратность. Формы глагола – это возможные варианты изменения глагола. Их можно условно поделить на несколько классов. Первый класс составляют инфинитивы, второй- причастия и деепричастия, третий – спрягаемые формы глагола (глаголы изменяются главным образом по наклонению, лицам, временам и т.д.).
2
Инфинитив – это неопределенная начальная форма глагола. Особенностью русского языка является то, что в нем инфинитив может при определенных обстоятельствах включаться в состав глагольного сказуемого. Неопределенная форма глагола семантически схожа имени существительному, находящемуся в именительном падеже. Ее можно угадать по наличию уникальных аффиксов "-ть" и "-ти". Последний обычно сочетается с ударением.
3
Спряжение глагола – это его способность изменяться в будущем и настоящем времени. Показателями подобных изменений выступают лицо и число глагола. В русском языке различают первое и второе спряжение. Глаголы первого спряжения, если их поставить в множественное число и третье лицо имеют ударное окончание «- ют» или «-ут». В отличие, от первого, второе спряжение характеризуется отсутствием ударения на окончание глагола, звучащее как «-ить», либо в порядке исключения – «-еть». Если окончание глагола безударное, то точному определению спряжения способствует неопределенная форма(инфинитив).
4
Причастие – это своеобразный «симбиоз» глагола и прилагательного. Оно является признаком предмета по действию, отвечающим на вопросы: «какой?», «какое?», «какая?», «что делающий?». Причастие компилируется с зависимыми от него словами в причастный оборот, который выделяется запятыми. Оно бывает действительным и страдательным. В деепричастии глагол комбинируется не с прилагательным, а с наречием – и оно отвечает на вопросы «что делая?», «что сделав?». Бывает совершенного и несовершенного вида.

Совет 2: Как определить возвратность глагола

Возвратные глаголы – это особая разновидность непереходных глаголов, они обозначают действие направленное на себя, что обусловлено наличием постфикса –ся, который изначально в старославянском языке был местоимением «себя». Говоря о возвратности глагола, следует иметь в виду, что это категория связана с переходностью/непереходностью, а также то, что не все глаголы с постфиксами –ся являются возвратными.
Вам понадобится
  • учебник русского языка
Инструкция
1
Определимся для начала с категорией переходности/непереходности. Переходные глаголы обозначают действие, направленное на объект, и сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога. Например, «колоть (что?) дрова» (колоть – переходный глагол, так как сочетается с существительным в винительном падеже без предлога). Непереходные глаголы обозначают действие, не переходящее на объект; они сочетаются с существительными в других косвенных падежах. Например: «страдать (чем?) астмой» (страдать – непереходный глагол, так как сочетается с существительным в творительном падеже).
2
Особую группу непереходных глаголов составляют возвратные. Их непременное отличие – постфикс –ся. Однако внутри категории возвратности есть своя классификация. Возвратные глаголы подразделяют на 5 групп:
1) Собственно-возвратные;
2) Взаимно-возвратные;
3) Общевозвратные;
4) Косвенно-возвратные;
5) Безобъектно-возвратные.
3
Собственно-возвратные обозначают действие, направленное на субъект (на самого себя). При этом субъект и объект – одно лицо: причесываться – причесывать себя, одеваться – одевать себя, мыться – мыть себя.
Взаимно-возвратные обозначает действие между несколькими субъектами, каждый из которых одновременно является и объектом, то есть они переносят действие друг на друга: встретиться – встретить друг друга, обниматься – обнимать друг друга.
Общевозвратные глаголы выражают изменения в эмоциональном состоянии субъекта или его физические действия: торопиться, стремиться, возвращаться, радоваться, печалиться, волноваться.
Косвенно-возвратные подразумевают действие, которое субъект совершает не с собой, но для себя, в своих интересах: начал строиться, собираться в дорогу, запасаться дровами.
Безобъектно-возвратные обозначают действие, постоянно присущее субъекту: крапива жжется, собака кусается, олово плавится.
Обратите внимание
Есть ряд возвратных глаголов, не употребляющихся без –ся: бояться, надеяться, гордиться, очнуться, очутиться, смеяться, стараться и т.п.

Постфикс –ся не во всех случаях является признаком возвратности. Если он присоединен к переходному глаголу, то усиливает интенсивность: краснеть-краснеться, стучать-стучаться. Иногда служит для создания безличного значения: не спится, не сидится.
Совет полезен?
После согласных употребляется –ся, а после гласных – его вариант –сь: умываться - умываюсь
Источники:
  • Учебник современного русского языка Д.Э.Розенталя

Совет 3: Как найти неопределенную форму глагола

К изучению глаголов, в том числе его неопределенной формы, школьники приступают еще в начальных классах. Если материал будет усвоен плохо, возможны ошибки в написании «тся» и «ться». Поэтому учителю необходимо обратить их внимание на опознавательные признаки инфинитива.
Инструкция
1
Вы должны знать, что неопределенную форму глагола часто называют инфинитивом. Глагол в такой форме не изменяется ни по числам, ни по лицам. Нельзя у него определить и наклонение, и вид.
2
Можно, конечно, образовать неопределенную форму глагола при помощи вспомогательных вопросов «что делать?»,«что сделать?». Но такой способ не всегда может вам полезным. Так, школьникам трудно бывает поставить в инфинитив безличные глаголы, что в дальнейшем может стать следствием орфографических ошибок.
3
Дети также путают глаголы в форме третьего лица с инфинитивом, а значит, не смогут определить, как правильно написать: «тся» или «ться». Например, к глаголу в синтаксической конструкции «кажется успешным» дети затрудняются поставить вспомогательные вопросы «что делать?», «что сделать?». Таким образом, они не смогут проверить написание слова.
4
Находить неопределенную форму глагола или образовывать ее проще, обращая внимание на некоторые детали. Так, вы должны знать, что инфинитив имеет окончание «ть» или «ти». Например, в слове «принести» окончанием будет «ти», а в слове «успеть» - «ть».
5
Окончание «ти» пишется в неопределенной форме, если перед ним находится гласный звук, а «ть» - после согласного. Так, в инфинитиве «цвести» перед окончанием «ти» стоит согласный звук «с», а в слове «увидеть» - гласный «е».
6
Глагол в неопределенной форме может также оканчиваться на «чь». Но в этом случае «чь» не будет являться окончанием, а будет входить в состав корня. Это можно увидеть, изменив форму слова: беречь - бережет. Вы видите, что в корне происходит чередование звуков.
7
Чтобы научиться без ошибок образовывать неопределенную форму, необходимо поставить вопросы «что делать?» или «что сделать?» и не забывать обращать внимание на строение слова.
Источники:
  • не случится глагол в неопределённой форме

Совет 4: Как определить переходность глагола

Категория переходности/непереходности глагола на первый взгляд - вопрос чисто теоретический. Однако незнание предмета отчетливо проявляется в речи иностранцев, начинающих изучать наш сложный язык. Носители же русского языка порой и не задумываются о проблеме, автоматически правильно выстраивая свою речь.
Инструкция
1
Под переходностью русского глагола подразумевается его способность образовывать словосочетания с прямым дополнением без предлога. В качестве дополнения могут служить имена существительные, числительные или местоимения. При этом переходный глагол обозначает действие, непосредственно направленное на предмет. Соответственно, те глаголы, которые не могут иметь прямого дополнения, являются непереходными. И употребление при них существительных или местоимений в винительном падеже без предлога является недопустимым.
- «написать («кого?», «что?») текст» - переходный глагол;
- «поехать («кого?», «что?») …» – непереходный.
2
Переходные глаголы способны образовывать словосочетания глагола в связке с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога:
- «купить («кого?», «что?») книгу»;
- «взять («кого?», «что?») ее с собой»;
- «получить («кого?», «что?») пять».
3
Также переходные глаголы образуют словосочетания глагола с существительным без предлога в родительном падеже, если оно обозначает часть целого или при глаголе имеется отрицательная частица «не»:
– «взять немного («чего?») пшена»;
– «не читать («чего?») романа».
4
Все возвратные глаголы (с постфиксом «–ся», «-сь») являются непереходными: «беречься», «злиться», «купаюсь».
5
Категория переходности/непереходности глагола хоть и относится к морфологическим признакам, однако тесно связана с его лексическим значением в конкретном высказывании. Один и тот же глагол в русском языке может быть одновременно непереходным и переходным в зависимости от контекстного значения. Список таких глаголов имеет тенденцию к расширению. Сравните: «гулять по улице - гулять собаку».

Совет 5: Что такое неопределенная форма глагола

Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?» Глаголы имеют свойство спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам. Однако у этой части речи есть исходная, или начальная, форма.

Инфинитив, или неопределенная форма глагола

Глагол в начальной, или неопределенной, форме называется инфинитивом. Инфинитив всегда отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Никогда нельзя применительно к начальной форме глагола задать вопросы: «что делает?», «что сделает?», «что будет делать?», «что делала?», «что делал? » и т.д. То есть инфинитив по определению имеет минимальное количество морфологических признаков.

Примеры. Глагол «идти» отвечает на вопрос «что делать?». Соответственно, это глагол в неопределенной (начальной) форме, или инфинитив. Однако глаголы «идет», «будет идти», «идут» отвечают на вопросы «что делает?», «что будет делать?», «что делают?». Эти глаголы уже имеют морфологические признаки – лица, числа и времена - и инфинитивами не являются.

Другой пример. Глагол «написать» отвечает на вопрос «что сделать?» и является инфинитивом. От этой начальной формы образуются глаголы в прошедшем и будущем временах, первого, второго и третьего лиц, единственного и множественного чисел: «написал», «написали», «написала», «напишут», «напишет».

Иными словами, глагол в инфинитиве – это всегда нулевая (неопределенная) форма, от которой всегда можно образовать разные формы этого же слова в различных лицах и числах. Этот процесс называется спряжением.

Какие признаки глагола можно определить по начальной форме

Если инфинитив – это начальная, нулевая, неопределенная форма глагола, можно ли по ней определить какие-то признаки этой части речи, или морфологические признаки? Да, можно определить постоянные, неизменяемые признаки глагола.

Во-первых, по неопределенной форме можно определить виды глагола – совершенный или несовершенный. Глагол несовершенного вида в начальной форме отвечает на вопрос «что делать?» и обозначает незавершенное действие. Например, «гулять», «читать», «петь», «сочинять» и т.д. Глагол совершенного вида в инфинитиве отвечает на вопрос «что сделать?» и обозначает завершенное, законченное действие. Например, «погулять», «прочитать», «пропеть», «сочинить», «слетать» и т.д.

Во-вторых, по инфинитиву можно определить спряжение глагола. В русском языке существует два спряжения – первое и второе. К первому спряжению относятся все глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –еть, -ать, -уть, -оть, -ть, -ыть, а также несколько глаголов-исключений на –ить. Ко второму спряжению относится большая часть глаголов на –ить, а также некоторые глаголы-исключения на –ать, -ять и –еть.

Совет 6: Что такое переходность глагола

Все глаголы в русском языке характеризуются с точки зрения такой лексико-грамматической категории, как переходность. Переходность/непереходность характеризует глагольное действие по отношению к объекту.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке можно разделить на 2 больших семантических типа:

1) обозначающие действие, переходящее на объект и изменяющее его;

2) обозначающие действие, замкнутое само в себе и на объект не переходящее.

К первому типу относятся глаголы созидания, разрушения, многие глаголы речи и мысли, например: построить, вырастить, воспитать; сломать, разбить, уничтожить; сказать, обдумать, чувствовать.

Второй тип объединяет глаголы, выражающее некое состояние. Примеры: лежать, сидеть, спать, чувствовать.

Подобная семантика глаголов оформляется в области формы с помощью категории переходности.

Глаголы, обозначающие действие, переходящее на объект, и сочетающиеся с формой винительного падежа без предлога, называются переходными.

Глаголы, не способные обозначать действие, переходящее на объект, и не сочетающиеся с винительным падежом без предлога, являются непереходными.

Примеры: Татьяна писала Онегину письмо. Глагол «писала» является переходным.

Он славно пишет, переводит. Глаголы «пишет», «переводит», обозначающие способность к некому действию, являются непереходными.

Переходность — это лексико-грамматический разряд, поэтому категория определяется строго по формальным признакам, а не контексту.

К центральной части переходных глаголов относятся глаголы с отрицанием, сочетающиеся с родительным падежом, например: не любить литературу.

Косвенно-переходные глаголы

Также выделяются косвенно-переходные глаголы, которые могут сочетаться с объектом не в родительном или винительном падежах, например: управлять государством.

Критерием, позволяющим выделить переходные глаголы, является их способность преобразовываться в страдательные причастия. Примеры: построить дом — построенный дом, выпить воды — выпитая вода.

Источники:
  • как изменяется глагол глагол в русском языке
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500