Совет 1: Правописание суффиксов в русском языке

Суффиксы в русском языке являются частью слова и в глаголах. и в существительных, и в прилагательных, и у каждой части речи сложности написания вызывает определенный набор морфем.
Правописание суффиксов в русском языке

Суффиксы –ек- и –ик- в существительных

Основное правило гласит, что суффикс –ик- пишется в тех словах, в которых при их склонении сохраняется буква «и».

Суффикс –ек- пишется в тех словах, гласная «е» у которых при их склонении, наоборот, выпадает.

Например: «светильн-ик – светильн –ик-а», «руче-ёк – ручей-к-а».

Суффиксы –чик-, -щик- в существительных

Основное правило гласит, что в таких суффиксах после букв «ж», «з» – «с», «д» – «т» всегда пишется буква «ч», а в оставшихся случаях – буква «щ». Например: «изво-з-чик», «ле-т-чик», «сва-р-щик».

«О» и «е» в суффиксах с шипящими в наречиях, прилагательных и существительных

Используется правило, что в таких случаях под ударением пишется буква «о», без ударения – «е». Например: «нищенка», «книжонка». Исключение – слово «еще».

Суффиксы с одной (двумя) буквами «н» в именах прилагательных

Существует правило, которое гласит, что –нн- пишется в тех прилагательных, которые были образованы от существительных, основа которых заканчивается на букву «н», или же образованных с помощью суффиксов –онн- или –енн-. Например: «коре-нь – коре-нн-ой», «лимо-н – лимо-нн-ый».

Одна –н- пишется в следующих суффиксах: –ин-, -ан-, -ян- («ветреный», «земляной»), кроме слов «стеклянный», «оловянный» и «деревянный».

В кратких прилагательных всегда используется столько букв «н», сколько их было в существительном, от которого было образовано прилагательное.

Суффиксы –к-, -ск- в прилагательных

Суффикс –к- пишется в прилагательных, которые имеют краткую форму и (или) были образованы от некоторых форм существительных, имеющих основу, которая оканчивается на буквы «к», «ч», «ц». В оставшихся случаях всегда пишется суффикс -ск-.

Суффиксы –ыва- (-ива-) и –ова- (-ева-) у глаголов

Если глагол, использующийся в настоящем и (или) будущем временах, имеет окончание на –ываю или –иваю, то в прошедшем времени или неопределенной форме пишется суффикс –ыва- или –ива-. И, наоборот, если заканчивается на –ую или –юю, то используется суффикс «–ова-» или «–ева-». Например, «закр-ывают – закр-ыва-ть», «к-ую – к-ова-ть».

Суффиксы с одной и (или) двумя буквами «н» в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

Две –нн- пишутся в суффиксах отглагольных прилагательных и в полных страдательных причастиях в тех случаях, если они имеют приставку (кроме приставки не-), если они были образованы от глаголов с суффиксами –ова- или –ева-, к ним также относятся различные зависимые слова, если они при этом были образованы от глаголов совершенного вида.

Одна –н- пишется в случае, если слово было образовано от глагола, имеющего несовершенный вид. Также одна –н- будет писаться в суффиксах кратких страдательных причастий.

Суффиксы с гласными и одной (двумя) буквами «н» в прилагательных и причастиях

Буква «е» пишется в суффиксах тех причастий (прилагательных), которые были образованы от глаголов на –ить, -еть. Буквы «а», «я» пишутся, если они были образованы от глаголов, оканчивающихся на –ать, -ять.

Совет 2 : Слово с суффиксом "чик": правила написания и примеры

Когда речь идет о правилах написания существительных, заканчивающихся на «чик», проблемы возникают как с согласными, так и с гласными звуками. Как правильно писать — «чик» или «щик»? А может быть, «чек»? Все варианты могут оказаться правильными. Все зависит от самого слова — его значения, особенностей склонения и согласных, предшествующих суффиксу.
Слово с суффиксом "чик": правила написания и примеры

Суффиксы –чик и –щик в существительных

В русском языке у суффикса чик/щик есть вполне определенное значение: с его помощью образуются наименования лиц по роду из занятий. Это могут быть названия профессий (например, закройщик, кладовщик, фонарщик, извозчик, объездчик, грузчик, разработчик, переводчик), так и другие слова, указывающие на людей, для которых характерны те или иные действия (курильщик, плательщик, купальщик, ныряльщик).

Внутренняя форма таких существительных проста и понятна:  чаще всего суффикс –щик или –чик, указывающий на лицо, присоединяется к глагольной основе, обозначающей то самое, свойственное данному лицу, действие:

  • танцовщик — тот, кто танцует;
  • плательщик — тот, кто обязан заплатить;
  • смазчик — тот, кто смазывает;
  • фехтовальщик — тот, кто фехтует;
  • подписчик — человек, который подписался на газету или журнал;
  • переплетчик — переплетает книги.

Иногда такие слова могут образовываться и от существительных, а в редких случаях — даже от словосочетаний:

  • фонарщик — тот, кто следит за фонарями;
  • конторщик — работает в конторе;
  • процентщик — выдает деньги под процент;
  • фальшивомонетчик — изготавливает фальшивые монеты.

В некоторых случаях существительные с суффиксами чик/щикмогут обозначать не только людей, но и механизмы, выполняющие ту или иную функцию. Например, «асфальтоукладчик» может обозначать как человека, занимающегося укладкой асфальта, так и технику, выполняющую эту задачу. То же самое и со словом «счетчик» — в современной речи это слово чаще всего относится к устройствам или программам, подсчитывающим что-либо автоматически, однако в некоторых случаях это может быть и названием профессии. Точно определить значение слова в таком случае можно только по контексту.

Правила написания  -чик и –щик в существительных с примерами

По правилам русского языка суффикс –чик в словах, обозначающих людей по роду занятий, пишется только в случаях, когда основа заканчивается на согласные д, т, з, с, ж. Например: обидчик, добытчик, рассказчик, разносчик, перебежчик.

После всех остальных согласных следует писать суффикс — щик. Например: ростовщик, барабанщик, могильщик, каменщик, денщик. Говоря о правилах написания слов с этим суффиксом, надо обязательно обратить внимание на следующий момент: согласная щ — мягкая, и согласные, находящиеся перед ней, тоже смягчаются. Однако по правилам русского языка мягкий знак перед –щик будет ставиться только после согласной л (например — дольщик, налогоплательщик, болельщик). Во всех остальных случаях мягкий знак будет считаться ошибкой.

Правило «после всех согласных кроме д, т, з, с, ж пищи суффикс –щик» распространяется и на слова, основа которых оканчивается на й (например, мойщик, расклейщик, бакалейщик). В таком случае финальным звуком оказывается йот, относящийся к согласным. И забывать об этом нельзя.

Однако существуют и немногочисленные исключения из этого правила. Например, в словах астфальтщик или алиметнщик правильно писать –щик. Такое может происходить, если одновременно соблюдены три условия:

  • корень слова заимствован из другого языка;
  • суффиксу предшествуют не менее двух согласных подряд;
  • основа при этом заканчивается на т.

Как быстро запомнить правило написания  -чик –щик

Для того, чтобы не ошибиться в написании этих суффиксов, необходимо знать назубок список согласных, после которых пишется -чик. И «классика жанра» в таких случаях — это использование мнемонических фраз, запомнить которые гораздо проще, чем вызубрить сочетание не связанных между собой по смыслу согласных.

Для запоминания комбинации «д, т, з, с, ж» можно использовать мнемофразу «дети за сажей» — в ней присутствуют все «нужные» согласные («лишним» является только йот, который легко отбросить), Фраза получила широкое распространение благодаря книге советского детского писателя Всеволода Нестайко «Необычайные приключения Робинзона Кукурузо». По сюжету эту фразочку придумали главные герои книги — два друга-школьника, которые долго  страдали над учебником русского языка, пытаясь заучить список согласных. А «дурацкая», бессмысленная фраза запомнилась мгновенно.

Таким образом, «свернутое» в мнемофразу правило будет звучать так: «дети за сажей — чик, остальное — щик».

Примеры предложений с существительными на–чик и -щик

Примеров предложений, иллюстрирующих правила употребления слов с такими суффиксами, можно придумать множество.

Вот, например, 10 вариантов предложений со словами на –чик, обозначающими профессии или род деятельности

  1. Журналистов, работающих в печатной периодике, иногда называют газетчиками.
  2. Хороший резчик по дереву может создавать настоящие произведения искусства.
  3. Переводчик художественной литературы должен обращать внимание на стилистические особенности оригинала.
  4. Заказчик может отказаться принять работу, если она выполнена некачественно.
  5. Разработчики программного обеспечения востребованы на рынке труда.
  6. Извозчик в старину — то же самое, что таксист сегодня.
  7. Чтобы стать летчиком, нужно иметь хорошее здоровье.
  8. Для перевозки пианино на новую квартиру пришлось нанять бригаду грузчиков.
  9. На судебном заседании присутствовали и истец, и ответчик.
  10. Разведчик сумел обнаружить вражеского лазутчика.

Примеры предложений с существительными на–щик:

  1. Расклейщики объявлений часто портят двери подъездов.
  2. Актер сыграл в знаменитой трагедии Шекспира «Гамлет» роль могильщика.
  3. В классической литературе часто упоминаются бакалейщики и зеленщики.
  4. Часовщикпообещал отремонтировать будильник за два дня.
  5. Халтурщик — тот, кто никогда не стремится сделать свою работу хорошо.
  6. На Чемпионат мира приехали футбольные болельщики из множества стран.
  7. Отменное чувство ритма — обязательное требование к барабанщику.
  8. Мойщик стекол — опасная профессия, если речь идет о мытье окон небоскребов.
  9. В каждой пионерской дружине были свои горнисты и барабанщики.
  10. О проблемах обманутых дольщиковмного писали в СМИ.

Правописание гласных в суффиксах: как правильно, -чик или –чек

В существительных обозначающих лиц по роду занятий в суффиксах –чик и –щик всегда пишется гласная и. Однако на –чик (или –чек) могут оканчиваться и другие существительные. Например, мальчик, бубенчик, огурчик или стебелечек.

В таких случаях речь идет уже о суффиксах субъектной оценки — чаще всего уменьшительно-ласкательных, а в некоторых случаях придающих слову и оттенок пренебрежения (например, «плохой из него работничек»). При этом морфемный состав слова будет другим — в слове выделяется суффикс –ек или –ик, а предшествующая ему согласная ч может быть частью корня (например, в слове калачик) или же отдельным суффиксом (колокольчик).

Правило, которым надо руководствоваться в таком случае, достаточно простое.

Если при склонении гласная в суффиксе сохраняется, следует писать –ик. Например:

  • колокольчик — колокольчика;
  • венчик — венчика;
  • ларчик — ларчика;
  • мизинчик — мизинчика.

Если же гласная беглая — в суффикс надо писать через е:

  • листочек — листочка;
  • звоночек — звоночка;
  • разбойничек — разбойничка.

Правила написания суффиксов –чик, -щик, -ек, -ик кратко

Для того, чтобы быстро разобраться с написанием чик/щик/чек, можно использовать простой алгоритм.

  1. Определяем значение суффикса. Он обозначает лицо, или же вносит в слово уменьшительно-ласкательное или пренебрежительное значение?
  2. Если слово обозначает лицо по роду занятий, смотрим на финальную букву основы. Если это д, т, з, с, ж и слово не входит в число исключений — пишем –чик. Во всех остальных случаях — щик.
  3. Если речь идет о суффиксе субъектной оценки, ставим слово в родительный падеж. Если гласная в суффиксе сохраняется — пишем слово черех «и». Если оказывается беглой — через «е».

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500