Совет 1: Как определить суффикс причастия

При морфемном разборе причастия следует учитывать, что его суффиксы служат для образования новых форм слова. Поэтому они не входят в основу слова. Рассмотрим, какие суффиксы имеет причастие и как их определить в зависимости от образования слова.
Инструкция
1
Определите, от какого глагола образовано причастие. Укажите его вид и переходность. Например, погрузивший – погрузить (глагол совершенного вида, переходный), погружавший – погружать (глагол несовершенного вида, переходный), дышащий – дышать (глагол несовершенного вида, непереходный).
2
Определите залог причастияПричастия действительного залога называют признак предмета (или лица) по действию, им совершаемому. Страдательные причастия называют признак предмета по действию другого предмета (или лица). Действительный залог причастия настоящего времени образуется от глаголов переходных и непереходных, имеющих несовершенный вид. Такое причастие имеет суффиксы -УЩ- (-ЮЩ-), -АЩ- (-ЯЩ-). Например, хлопочущий – хлопотать (глагол несовершенного вида, непереходный), значит причастие действительного залога настоящего времени и имеет суффикс -УЩ-.Действительный залог причастия прошедшего времени образуется от глаголов переходных и непереходных обоих видов. Оно имеет суффиксы -ВШ-, -Ш-. Например, дремавший – дремать (глагол несовершенного вида, непереходный), значит причастие действительного залога прошедшего времени и имеет суффикс -ВШ-.Страдательный залог причастия настоящего времени образуется только от глаголов переходных, имеющих несовершенный вид. Данное причастие имеет суффиксы -ОМ- (-ЕМ-), -ИМ-. Например, читаемая – читать (глагол несовершенного вида, переходный), ЧИТАЕМАЯ - причастие страдательное настоящего времени, имеет суффикс -ЕМ-.Страдательный залог причастия прошедшего времени образуется только от глаголов переходных несовершенного вида и глаголов переходных совершенного вида. Это причастие имеет суффиксы -ЕНН-, -НН-, -Т-. Например, прочитанная – прочитать (глагол совершенного вида, переходный), ПРОЧИТАННАЯ - причастие страдательное прошедшего времени, имеющее суффикс -НН-.
3
В причастиях может содержаться не один суффиксВ причастиях страдательного залога прошедшего времени перед суффиксом -НН- выделяется еще один суффикс при сохранении гласной инфинитива -А- или -Я-, в остальных случаях пишется -Е- (выкачЕнная (выкатИть) бочка, выкачАнная (выкачАть) вода).Выделяются суффиксы глагола (прислушИВАющихся – вздрагИВать, подмигИВАть).

Совет 2: Как определить вид причастия

При морфологическом разборе причастия необходимо определить его вид, который относится к постоянным признакам данной части речи. Это очень важно и для переводчика, поскольку изменившее свой вид при переводе причастие нередко меняет смысл всего текста на противоположный.
Вам понадобится
  • - таблица форм причастий.
Инструкция
1
Определите, от какого глагола образовано причастие. Оно является особой глагольной формой и означает признак предмета по его действию. Объект, о котором говорится в предложении, либо действует сам, либо что-то делают с ним. Именно этим и определяется, является причастие действительным или страдательным. Например, причастие «овевающий» и «овеянный» образованы от одного и того же глагола. Но в первом случае это может быть ветер, овевающий лицо, а во втором — лицо, овеянное ветром.
2
Причастие сочетает в себе признаки глагола и прилагательного. Отвечает оно на вопросы прилагательного. Мысленно проверьте, может ли причастие ответить на вопрос «что делающий» или «что делавший». Писать этого не нужно, но действительное причастие при помощи такого вспомогательного способа определяется сразу.
3
Разберите причастие по составу. Вам важно определить его суффикс, поскольку именно он является основным формальным признаком его вида. Действительные причастия образуются от инфинитива с помощью суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, а также -вш- или -ш- в прошедшем времени. У страдательных причастий суффикс может быть -нн-, -енн, -ем. Но возможны и другие варианты, в том числе и образование страдательных причастий без суффиксов. Например, если они получаются из односложных глаголов.
4
Попробуйте поставить полное причастие в краткую форму. Со страдательным чаще всего это возможно, оно всегда имеет обе формы, а вот с действительным вам вряд ли удастся проделать подобную операцию. Во всяком случае, в современном русском литературном языке действительные причастия краткой формы не имеют. В некоторых диалектах она есть. Краткая форма страдательного причастия изменяется по родам и числам. Впрочем, некоторые страдательные причастия тоже в современном русском языке в краткую форму обычно не ставятся. Например, «разбиваемый», «читаемый» и т. д. В подобных случаях краткая форма существует, но относится, скорее, к архаичному стилю.
Видео по теме
Обратите внимание
Некоторые причастия с течением времени превращаются в прилагательные. Это происходит в тех случаях, когда то или иное действие или состояние является постоянным признаком данного предмета. Это могут быть как действительные, так и страдательные причастия — шагающий экскаватор, консервированный горошек и т.д. В этом случае вид их определять, конечно, не нужно.
Полезный совет
Обычно для определения вида причастия бывает достаточно какого-либо одного признака. Но в сомнительных случаях примените их все по очереди.

Таблицу форм причастий можно найти во многих справочниках по русскому языку. Но для удобства составьте ее самостоятельно. Состоять она может всего из трех столбцов и трех строк. В первой строке напишите "Признаки", "Действительное причастие", "Страдательное причастие". В следующих строках будут стоять суффиксы, образующие ту или иную форму, дополнительные вопросы, наличие или отсутствие краткой формы.
Источники:
  • что такое вид причастий

Совет 3: Как определить суффикс в слове

Суффикс представляет собой такую часть слова, с помощью которой можно пополнить словарный запас языка и расширить его многообразие. Этот элемент может служить для образования новой части речи или новой формы уже имеющегося слова. Поэтому, зная суффиксы, можно заниматься преобразованием, например, глаголов в существительные, или наоборот, можно понять, какой частью речи является слово, как оно было образовано.
Вам понадобится
  • словарь-справочник, словообразовательно-морфемный словарь
Инструкция
1
Прежде чем переходить к определению непосредственно суффикса слова, следует понять, какой частью речи оно является. Это облегчит задачу, поскольку для каждой части речи существуют характерные суффиксы. Чтобы узнать, какая часть речи подлежит разбору, нужно понять, на какой вопрос слово отвечает.
2
Определив речевую принадлежность, можно переходить к разбору составных частей т.е. морфем. Поскольку суффиксом называется та часть слова, которая расположена между корнем и окончанием, сначала необходимо выделить две эти морфемы – окончание и корень.
3
Для определения окончания нужно слово просклонять (изменить по падежам) или проспрягать (изменить по лицам, числам, временам). Та часть, которая будет изменяться, будет окончанием. Графически оно обводится в квадрат.
4
Чтобы определить корень слова, нужно подобрать к нему однокоренные т.е. родственные слова. Та часть этих слов, которая будет оставаться неизменной и общей для всех, и является корнем. Графически он обозначается дугой над ним.
5
Та часть, которая осталась между корнем и окончанием, и будет суффиксом. На этом этапе целесообразно свериться со словарем или грамматическим справочником, поскольку в слове может быть как несколько суффиксов, так и не быть вовсе. А это может определяться конкретной частью речи или грамматической формой.
6
Завершив анализ, можно обозначить суффикс графически треугольником ( ^ ) над ним. Причем, если в слове несколько суффиксов, то каждый обозначается отдельно.
Обратите внимание
В русском языке некоторые суффиксы могут располагаться после окончания. Примером могут быть следующие морфемы: суффиксы « –ся» или «-сь» у возвратных глаголов, « –те» в повелительном наклонении, или суффиксы у неопределенных местоимений, которые пишутся через дефис.
Источники:
  • как обозначен суффикс

Совет 4: Как найти суффикс в слове

Суффиксом называют морфему, стоящую в слове после корня и несущую в себе смысловое и грамматическое значение. Как правило, суффикс выделяется значком ^ и служит одним из основных способов словообразования в русском языке.
Инструкция
1
Суффикс – это та часть слова, которая выделяется в последнюю очередь, поэтому для начала нужно разобрать слово полностью. Начинать следует с окончания. Чтобы его найти, измените слово по формам – падеждым, родовым и т.д. Для примера можно взять слово «традиционный». Измените слово по родам – традиционная, традиционное, традиционный. Окончание – это изменяемая часть слова, а значит, в этом слове нужно выделить окончание –ый. Все остальное будет основой.
2
Теперь нужно найти корень. Это легко сделать, если подобрать однокоренные слова. Можно взять слово «традиция», которое является мотивирующим для данного прилагательного. В слове «традиция» окончание –я, если быть точнее, -ja, остальное – корень, значит, и в искомом слове нужно выделить корень «традици-». Оставшаяся часть слова, соответственно, будет суффиксом.
3
Иногда для выделения суффикса проделанных операций недостаточно – необходимо установить мотивацию, то есть метод образования данного слова. Например, слово «иголочка». Многие поспешат выделить в слове суффикс «очк», однако это будет ошибкой. Если разобрать образование слова, то получится следующее:

Игла -> игол(к)а ->иголо(оч)(к)а

Таким образом, в слове «иголочка» будет два суффикса – -оч- и -к-.
4
Некоторые суффиксы можно просто запомнить и выделять, как говорится, на автомате. Например, в глаголах прошедшего времени в подавляющем большинстве случаев будет выделяться суффикс -л-. В существительных легко выделяются уменьшительно-ласкательные суффиксы -очк-, -очек-, -еньк-, -аньк-, -ок-, -чик- и другие. Суффиксы наречий -а-, -о-, -е- часто выделяют как окончания, однако у наречий не может быть окончаний, так как это неизменяемая часть речи.
5
Постфикс -ся- в неопределенных формах глагола обычно определяется как синкретичная морфема, то есть и как суффикс, и как окончание, и выделяется двумя значками суффикса.
Источники:
  • Основные суффиксы в русском языке

Совет 5: Что такое страдательное причастие

В великом и могучем русском языке помимо основных частей речи существуют так называемые переходные, например причастие, которое в свою очередь подразделяется на действительное и страдательное. Причастие представляет собой синтез глагола и прилагательного и обладает признаками и той и другой части речи.

Причастие в лингвистике принято считать особой формой глагола, которая называет признак предмета по действию. Эта форма вобрала в себя и некоторые признаки глагола (возвратность), и некоторые признаки прилагательного (специфические суффиксы – «в», «вш», «ш»). Отвечает эта часть речи сразу на два вопроса: «какой?» и «что сделавший?». Первый вопрос свойственен имени прилагательному, а второй появился от типичного вопроса, на который отвечает глагол – «что делать?»

Данная часть речи подразделяется на два подвида: действительные и страдательные. Страдательное причастие обозначает признак предмета, который в момент речи находится под влиянием действия со стороны человека или другого предмета. Например, в словосочетании «Машина, управляемая водителем» слово «управляемая» будет являться страдательным причастием.

Слова, относящиеся к данному подвиду причастий, образуются из переходных глаголов несовершенного вида. Последний нужно поставить в настоящее время, выделить в нем основу, при необходимости провести ее усечение, а затем прибавить к тому, что получилось, суффикс. В том случае, если вы использовали глагол I спряжения, нужно прибавить суффикс «ем» или «ом», например «выращиваемый», «ведомый». Если же перед вами глагол II спряжения – прибавляйте суффикс «им», например «гонимый», «хранимый». От некоторых глаголов и вовсе невозможно образовать страдательные причастия, например шить, бить, писать и т.д.

Данные причастия прошедшего времени образуются при помощи основы переходного глагола прошедшего времени и суффиксов «н» и «нн» (если глагол оканчивается на «ать», «еть», «ять»), например «затерянный», «прочитанный»; суффиксов «ен» и «енн» (если основа глагола оканчивается согласным звуком), например «крашеный», «взвешенный»; суффикса «т» (если глагол оканчивается на «ереть», «нуть», «оть» и является односложным), например «тертый», «мятый». Часть глаголов, которые оканчиваются на «сть», «сти» образуют причастия прошедшего времени при помощи основ настоящего или будущего времени.

У страдательных причастий существует две формы бытования: краткая и полная. Если причастие находится в первой форме - оно не может изменяться по падежам и почти всегда является именной частью составного сказуемого.

Совет 6: Как определить переходность глагола

Категория переходности/непереходности глагола на первый взгляд - вопрос чисто теоретический. Однако незнание предмета отчетливо проявляется в речи иностранцев, начинающих изучать наш сложный язык. Носители же русского языка порой и не задумываются о проблеме, автоматически правильно выстраивая свою речь.
Инструкция
1
Под переходностью русского глагола подразумевается его способность образовывать словосочетания с прямым дополнением без предлога. В качестве дополнения могут служить имена существительные, числительные или местоимения. При этом переходный глагол обозначает действие, непосредственно направленное на предмет. Соответственно, те глаголы, которые не могут иметь прямого дополнения, являются непереходными. И употребление при них существительных или местоимений в винительном падеже без предлога является недопустимым.
- «написать («кого?», «что?») текст» - переходный глагол;
- «поехать («кого?», «что?») …» – непереходный.
2
Переходные глаголы способны образовывать словосочетания глагола в связке с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога:
- «купить («кого?», «что?») книгу»;
- «взять («кого?», «что?») ее с собой»;
- «получить («кого?», «что?») пять».
3
Также переходные глаголы образуют словосочетания глагола с существительным без предлога в родительном падеже, если оно обозначает часть целого или при глаголе имеется отрицательная частица «не»:
– «взять немного («чего?») пшена»;
– «не читать («чего?») романа».
4
Все возвратные глаголы (с постфиксом «–ся», «-сь») являются непереходными: «беречься», «злиться», «купаюсь».
5
Категория переходности/непереходности глагола хоть и относится к морфологическим признакам, однако тесно связана с его лексическим значением в конкретном высказывании. Один и тот же глагол в русском языке может быть одновременно непереходным и переходным в зависимости от контекстного значения. Список таких глаголов имеет тенденцию к расширению. Сравните: «гулять по улице - гулять собаку».

Совет 7: Как образуются страдательные причастия прошедшего времени

Причастие является особой формой глагола, обладающей свойствами и глагола, и имени прилагательного. Признаки глагола – это залог (страдательный или действительный), категория вида и время. Признаки прилагательного – род, число и падеж. Образовать страдательное причастие прошедшего времени можно с помощью суффиксов и от глаголов на –чь, –сти, -ить.

С помощью суффикса –нн-

Данные причастия образуются от инфинитива глагола на гласный. Обычно, это глаголы 1 и 3 классов. Суффикс –нн- при этом присоединяется к основе прошедшего времени, которая оканчиваются на -а или -я, иногда на -е.

Например, «увидел – увиде-нн-ый»; «посеял – посея-нн-ый»; «потерял – потеря-нн-ый».

Примечание: в кратких страдательных причастиях пишется одна –н-, например: «Мысли продуманы автором книги».

В полных причастиях, которые были образованы от глаголов совершенного вида, пишется две –нн-, например: («что сделать?») «завязать - завязанный».

В причастиях, образованных от глаголов с –ова-; -ева-, пишется две –нн-, например: «шифр-ова-нный»; «марин-ова-нный».

С помощью суффикса –енн-

Данные причастия образуются от инфинитива глагола на согласный или на гласный –и-, который при этом выпадает. В этом случае происходит чередование конечных согласных самой основы, которые являются аналогичными при чередовании образования первого лица настоящего или будущего простого времени глагола.
Например, «вынес + -енн- = вынес-енн-ый»; «привез + -енн- = привез-енн-ый»; «купи-л + -енн- = купл-енн-ый»; «спроси-л + -енн- = спрош-енн-ый».

От глагола на –чь, –сти, -ить

Страдательные причастия прошедшего времени от таких глаголов образуются от основы настоящего или будущего времени.

Например, «привести - приведенный»; «обрести - обретенный»; «спрясти - спряденный»; «украсть - украденный»

.
Примечание: после шипящих гласных под ударением пишется –ё-, например: «решить - решённый»; «сжечь - сожжённый».

В причастиях, которые были образованы от глаголов совершенного вида, всегда пишется две –нн-: «заместить - замещенный»; «застелить - застеленный».

В полных причастиях, которые имеют приставку, кроме не-, так же всегда пишется две -нн-: «сварить - сваренный»; «покрасить - покрашенный».

В полных причастиях, которые имеют зависимое слово, также пишется две –нн-: «забор крашенный» (причастие, у которого имеется зависимое слово, пишется с двумя –нн-), но «крашеный забор» (прилагательное).

С помощью суффикса –т-

Суффикс –т- присоединяется к основе глагола, оканчивающегося в неопределенной форме на -от–, -нуть, -ереть. Данный суффикс может также использоваться и в односложных основах, но без приставки.
Например: «вынуть - выну-т-ый»; «колоть - коло-т-ый»; «вытереть - вытер-т-ый»; «бить – би-т-ый».

Примечание: страдательные причастия прошедшего времени могут быть также образованы с помощью присоединения постфикса –ся к форме действительного залога, например: «продавались - продававшие-ся».

Совет 8: Как определить вид глагола

Славянские языки резко противопоставлены другим индоевропейским языкам по формам выражения категорий времени и вида. Современная система видов сложилась в языкознании только в начале XX в. Для того чтобы правильно определить вид глагола в русском языке, необходимо учитывать ряд оснований.

Вид глагола — это лексико-грамматическая категория глагола, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Внутренним пределом называется такая точка в протекании действия, когда действие переходит в недействие.

История категории вида глагола

До XX в. в русском языкознании выделяли 3 вида:

1. Неопределенный вид, совпадающий с современным несовершенным видом.

2. Многократный вид. Примерами являются следующие слова: сиживал, говаривал, хаживал.

3. Однократный вид, совпадающий с современным совершенным видом.

Как определить вид глагола?

В современном языкознании грамматические виды глагола принято разграничивать на основе семантики, т.е. значения.

В русской грамматике выделяют совершенный и несовершенный виды.

Определить вид глагола можно на основании следующих оснований:

1) На основании семантики.

Глаголы совершенного вида обозначают действие, достигшее внутреннего предела (например: посмотрел, сделал). Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее внутреннего предела (например: смотрел, делал).

2) По вопросам.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а глаголы несовершенного вида на вопрос «что делать?». Например: (что сделал?) посмотрел, (что делал?) смотрел.

3) На основании словообразовательного оформления.

Совершенный вид глаголов образуется с помощью приставок, несовершенный вид — с помощью суффиксов. Так, глаголы совершенного вида «посмотрел, сделал» имеют приставки, а глаголы несовершенного вида «смотрел, делал» не имеют.

4) По сочетаемости.

Глаголы несовершенного вида сочетаются с наречиями «долго», «медленно», со словами «каждый день» и другими, а глаголы совершенного вида не имеют такой возможности. Так, можно сказать «долго смотрел», но нельзя употребить выражение «долго посмотрел».

5) По различию в наборе словоформ.

Глаголы совершенного вида не могут находиться в форме настоящего вида, а глаголы несовершенного вида не обладают формами 3 времени.

Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше