Совет 1: Как отличить краткие причастия от кратких прилагательных

В русском языке причастие и прилагательное - две разные части речи. Прилагательное обозначает признак предмета, в то время как причастие обозначает признак предмета по его действию, то есть является особой формой глагола. Так как причастие обладает свойствами прилагательного, иногда его путают с последним. Особенные трудности дают краткие формы причастий и прилагательных, которые произносятся одинаково.
Инструкция
1
Наиболее классический пример краткого причастия и краткого прилагательного - слова «воспитана» и «воспитанна». Примеры словосочетаний: «девочка воспитанна», «девочка воспитана бабушкой». В первом случае фигурирует краткое прилагательное, во втором - краткое причастие. Причастие - особая форма глагола. Во втором словосочетании дано лицо, совершающее действие. Бабушка воспитывала действие. Поэтому в этом словосочетании слово «воспитана» будет причастием. Оно характеризует процесс - воспитание. Краткое причастие образовано от страдательного причастия. Словосочетание можно заменить на «девочка, воспитанная бабушкой», в котором фигурирует причастие в полной форме.
2
В словосочетании «девочка воспитанна» слово «воспитанна» - краткое прилагательное. В данном случае к этому словосочетанию можно задать вопрос «девочка какова?». Здесь фигурирует только характеристика девочки - то, что она воспитанная. Как именно достигнут результат - не столь важно. Можно заменить это словосочетание на «воспитанная девочка». В нем присутствует прилагательное в полной форме.
3
Иногда для определения части речи подойдет подбор синонимов. Если обратиться к рассматриваемым выше словосочетаниям, то «девочка воспитанна» можно заменить на «культурная девочка», где «культурная» - прилагательное. Поэтому и «воспитанна» будет кратким прилагательным. Словосочетание «девочка воспитана бабушкой» можно заменить по смыслу на «девочку воспитала бабушка». «Воспитала» - причастие, поэтому «воспитана» - краткое прилагательное.

Совет 2: Как отличить причастие

Для того, чтобы найти причастие среди других частей речи, необходимо знать, что отличает его от них. Во-первых, это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Во-вторых, оно имеет признаки глагола и прилагательного.
Вам понадобится
  • 1. Слова
  • 2. Причастия
Инструкция
1
Узнайте, на какой вопрос отвечает данное слово. Если на вопросы «какой», «что делающий», «что сделавший», это, скорее всего, причастие.
2
Чтобы не запутаться, нужно помнить, что причастия в отличие от прилагательных обладают признаками вида, времени, а также к ним применимы свойства модальности и переходности. Помните также, что причастия образуются от глаголов, а прилагательные чаще всего образуются от существительных.
3
Посмотрите, какой суффикс имеет данное слово. Если это действительные причастия настоящего времени, то вам встретятся суффиксы –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ. Например, выпускающий. Если это страдательные причастия настоящего времени, то это суффиксы -ем-, -им-. Например, выпускаемый.
4
Правильно определяйте действительные причастия прошедшего времени. Для них характерны суффиксы –вш-, -ш-. Например, читавший, принесший. Для страдательных причастий прошедшего времени характеры суффиксы –нн-, -т-, -енн-. Например, нарисованный, обиженный, спетый.
5
Умейте также находить краткие причастия. Краткую форму образуют страдательные причастия. Например, любим. Запомните, что в кратких причастиях всегда пишется одна буква н.
Источники:
  • «Современный русский язык», Белошапкова В.А. 1989.

Совет 3: Как образовать краткую форму

В современном русском языке краткую форму имеют качественные прилагательные и страдательные причастия. Чтобы правильно использовать их в речи, необходимо знать основные правила образования кратких разновидностей, которые, как и любые правила русского языка, обладают рядом закономерностей и исключений.
Инструкция
1
Помните, что краткой формой обладают только качественные прилагательные. Краткий вариант образуется от полной формы, отличаясь от нее морфологическими признаками и синтаксической ролью. В единственном числе краткие прилагательные имеют различные родовые окончания: в мужском роде это нулевое окончание, в женском – окончание «а», в среднем – «о» или «е». Форме множественного числа соответствуют окончания «и» - «ы». Например, «новый» - «нов» - «нова» - «ново» - «новы».
2
Образование кратких прилагательных иногда сопровождается рядом особенностей. Так, создание кратких форм мужского рода от прилагательных с двумя согласными на конце, может привести к появлению между ними беглого гласного. Например, «мелкий» - «мелок», «мрачный» - «мрачен».
3
Краткие формы прилагательных, образованные от страдательных причастий на «-нный», сами оканчиваются на «-ан», «ян» или «-ен». Например, «уверенный» - «уверен». При этом в русском языке существует и альтернативная форма на «-енен», которая также является разновидностью нормы. Например, от полного прилагательного «бесчувственный» можно образовать две краткие формы: «бесчувственен» и «бесчувствен».
4
Помните, что не все прилагательные способны иметь краткую разновидность. Исключением являются качественные прилагательные в составе терминологических названий («скорый поезд»), качественные прилагательные со значением относительных («дружеский»), многозначные прилагательные в некоторых из своих значений («бедный» в значении «несчастный»), ряд отглагольных прилагательных с суффиксом «л» («умелый»), прилагательные в значении превосходной степени («преумный»).
5
Возможностью образовывать краткую форму обладают также страдательные причастия. Подобно прилагательным, краткие причастия образуются от полной формы при помощи тех же родовых окончаний. Например, «посмотренный» - «посмотрен» - «посмотрена» - «посмотрено» - «посмотрены».
Видео по теме
Обратите внимание
Обратите внимание, что краткое прилагательное, образованное от глагола совершенного вида пишется с двумя буквами «н», а краткое причастие - с одной.
Источники:
  • краткое прилагательное просто
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 3
Пожаловаться
написал(а)

У меня вопрос по третьему пункту инструкции: "воспитала" - причастие, почему "воспитана" - краткое прилагательное?
Пожаловаться
написал(а)
Еще внимательно прочла инструкцию и возник еще один вопрос по третьему пункту.
Воспитала - это скорее глагол, чем причастие. "Девочка воспитанная бабушкой" - здесь появилось полное страдательное причастие "воспитанная". Значит "воспитана"- краткая форма страдательного причастия.
Пожаловаться
написалa
В последнем предложении-"воспитала"-глагол, "воспитана"-краткое причастие
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше