Совет 1: Как подчеркивать части речи

Подчеркнуть части речи в предложении не так сложно. Хоть их не мало, это очень простая процедура. Нужно просто изучить пару правил, и дело сделано!
Вам понадобится
  • Тетрадь, ручка и чуточку терпения.
Инструкция
1
Начнем с изучения всех членов предложения. Есть главные - это подлежащее и сказуемое. А также есть второстепенные - определение, обстоятельство и дополнение.
Как подчеркивать части речи
2
Подлежащее - это чаще всего существительное, оно отвечает на вопросы "кто?", "что?". Подчеркивается одной прямой линией. Сказуемое - это глагол, отвечает на вопрос "что делает?". Подчеркивается двумя прямыми линиями. Дополнение отвечает на вопросы "чего?", "кого?", "чему?", "кому?", "чем?", "кем?, "с чем?", "с кем?". И подчеркивается пунктиром. Определение - это чаще всего прилагательное, отвечает на вопросы "какой?", "чей?". Подчеркивается волнистой линией. Обстоятельство отвечает на вопросы "где?", "куда?", "откуда?", "чей?". Подчеркивается точкой и пунктиром.
Как подчеркивать части речи

Совет 2: Как подчеркивать дополнение

Русский язык - не самый простой школьный предмет. Все эти правила орфографии, пунктуации... А когда дело доходит до синтаксиса, членов предложения и придаточных, то становится вообще непонятно, зачем всё это нужно. А нужно: зная, каким членом предложения слово является, легче понять душу родного языка.
Инструкция
1
Да, именно душу. Сначала, когда человек просто пытается понять, каким членом предложения является слово, он не видит тех отношений между словами, понятиями, терминами, которые за этим стоят. Для него это просто - сказуемое, подлежащее, дополнение, определение... Возможность порисовать зелёной ручкой в тетради, где всё исписано синими чернилами. На самом же деле, например, дополнение - это то, что "дополняет" сказуемое или, лучше сказать, тот смысл, что заключён в сказуемом. Поэтому учителя и требуют знания членов предложения, - это нужно, чтобы лучше понимать свой собственный язык.
2
Прежде чем подчёркивать дополнение, следует разобраться, где же оно находится. Дополнение входит в группу сказуемого, то есть в группу слов, вопрос к которым можно задать от сказуемого. Например, в предложении "Мама мыла раму" подлежащим будет "мама", сказуемым - "мыла", дополнением же - "раму". Задаём вопрос: мыла что? - раму. В группу сказуемого входит ещё обстоятельство, но вопросы, которые можно задать к этому члену предложения, будут другими: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как. Если можно задать один из этих вопросов, то перед вами уже не дополнение, а обстоятельство, и подчёркиваться оно будет по-другому.
3
В школьном образовании разработана система подчёркивания членов предложения, где для обозначения каждого члена предложения используется особая линия - или прямая, или двойная, или пунктирная, или пунктирная с точками, или волнистая. Подчёркивать члены предложения нетрудно, труднее определить, чем же слово в предложении является.
4
Дополнение подчёркивается пунктиром, но здесь надо быть осторожным, чтобы дополнение не перепуталось с обстоятельством (пунктир с точками между чёрточками). Поэтому подчёркивайте слова аккуратно - не хочется же из-за каких-то точечек получать оценку на балл ниже.
Источники:
  • как подчеркивается сказуемое

Совет 3: Какие части речи могут быть подлежащим

Подлежащее, как главный член предложения, обозначает предмет, лицо, явление или событие и со сказуемым составляет грамматическую основу предложения. «Кто?» и «что?» - вопросы, задаваемые к этому члену предложения. Способы выражения подлежащего могут быть самые разные.
Инструкция
1
Самый распространенный и простой способ выражения подлежащего в предложении – употребление именительного падежа нарицательного и собственного имени существительного. Например, «Брусника поспевает в начале августа», «Лето – прекрасная пора для активного отдыха», «Чуден Днепр при тихой погоде».
2
Местоимения-существительные в форме именительного падежа также являются в предложении подлежащим. Чаще это личные местоимения: «Я пишу эти строки в деревне», «Они скоро примут участие в лыжных соревнованиях». Но могут использоваться и местоимения других разрядов: «Кто так громко разговаривает?» (вопросительное), «Наверху кто-то тихонько запел» (неопределенное), «Никто не ответил заданный урок» (отрицательное). В сложноподчиненном предложении придаточная часть может присоединяться к главной с помощью относительного местоимения-подлежащего: «Не знаю, кто пришел первым к финишу». Местоимения, относящиеся к другим разрядам, могут выступать в роли подлежащего только в случаях употребления их в значении имени существительного: «Все вокруг неожиданно замолчали» (определительное), «Это больше никогда не повторится» (указательное).
3
Способные приобретать значение имени существительного слова других самостоятельных частей речи тоже в предложении бывают подлежащим. Рассмотрите несколько примеров: «Присутствующие на спектакле горячо поблагодарили режиссера» (причастие); «Взрослые часто не понимают детей» (прилагательное); «Восемьдесят – кратное число» (количественное числительное), «Двое (собирательное числительное) обогнали идущих впереди ребят», «За ними устремился третий» (порядковое числительное); «Завтра будет лучше, чем вчера» (наречие).
4
Иногда в предложении можно встретить подлежащие, выраженные междометием («Вдруг раздалось ау вдалеке»), формами слов с иными речевыми функциями («Здравствуйте – важное в нашей речи слово»).
5
Инфинитив, который нередко используется как подлежащее, сохраняет в себе значение глагола, поэтому при нем не бывает определений («Учиться никогда не поздно»). В структуре подобных конструкций предложений подлежащее обычно предшествует сказуемому.
6
Неделимые словосочетания довольно часто выполняют функцию подлежащего. Самые распространенные среди подобных сочетаний – количественное числительное или существительное, указывающее на количество, в роли главного слова и существительное в родительном падеже в роли зависимого. («Шли два приятеля вечернею порой», «Большинство ребят на каникулах отправляется в лагеря»). В предложениях нередки словосочетания-подлежащие, имеющие значение единства, совокупности: «Бабушка с внучкой отправились за грибами», «Комендантша с дочерью удалились» (П.). Могут сочетаться и выполнять функцию подлежащего местоимения, прилагательные с существительным во множественном числе родительном падеже: «Несколько мальчиков оглянулись назад», «Старший из ребят дал сигнал об опасности».
7
Для сочетаний-подлежащих, указывающих на приблизительное количество с использованием слов «больше», «меньше» «около» и т.п., особенностью будет отсутствие именительного падежа: «Около тысячи километров разделяли близких друзей».
8
Подлежащим могут быть нечленимые сочетания - географические названия, именования организаций, событий. Сюда же следует отнести устойчивые сочетания, представляющие терминологические понятия («черная смородина», «белые ночи»), крылатые выражения («ахиллесова пята», «эзопов язык»).
Источники:
  • Способы выражения подлежащего

Совет 4: Все о глаголе как части речи

Термин «глагол» пришел в нашу речь из Древней Руси. В те далекие времена славяне называли свою азбуку «глаголицей». В современном языке эта часть речи занимает важное место. Глагольные слова часто встречаются в предложениях, вместе с подлежащим составляют грамматическую основу. Глагол обладает рядом грамматических признаков, может быть главным и второстепенным членом предложения.
Инструкция
1
Действие и состояние предмета передаются с помощью глаголов, имеющих неизменяемые признаки совершенного или несовершенного вида, переходности - непереходности, возвратности – невозвратности и спряжения.
2
Несовершенный вид глагола более употребителен в нашей речи. Обычно морфемы помогают образовать от него совершенный: «смотреть – посмотреть», «кричать – крикнуть». Но бывает и наоборот: «сшить – сшивать», «решить – решать». Такие глагольные варианты представляют видовые пары.
3
Если глаголы могут управлять существительными, которые стоят при них в форме винительного падежа, и связь между ними выражена без помощи предлога, значит, они будут считаться переходными: «показать», «варить», «обманывать». Непереходным несвойственна подобная подчинительная связь: «отсутствовать», «приглядеться», «посидеть».
4
Находящийся на конце слова суффикс –ся (-сь) говорит о том, что глагол возвратный. У невозвратных такой суффикс отсутствует. Следует запомнить, что возвратность свидетельствует о непереходности.
5
На спряжение указывает набор окончаний при изменении по лицам и числам. Просто узнать этот признак, если личное окончание глагола ударное. В случае если спряжение не устанавливается ударением, необходимо обратить внимание на инфинитив. Все, исключая «брить» и «стелить», глаголы, оканчивающиеся на –ить, и несколько исключенных из этого списка (на -еть, -ать) - составляют II спряжение. Остальные представляют I спряжение. Среди глаголов выделяются несколько разноспрягаемых: «хотеть», «бежать», «чтить».
6
Существующая категория наклонения глагола помогает установить, как соотносятся производимые действия с реальностью. Глагольные слова в каждом из наклонений обладают определенным набором признаков. Глаголами изъявительного наклонения передаются действия, происходящие в действительности. К ним применяется понятие категории времени. Настоящему и будущему времени свойственно изменяться по лицам и числам, а прошедшему, вместо лица, по родам. Повелительное наклонение содержит побуждение к действию. Подобная форма глагола может составлять единство со словами «да», «давай(те)», «пусть». На возможность, определенные условия действий указывает условное наклонение, в котором глагол обязательно стоит в прошедшем времени и имеет при себе частицу «бы (б)».
7
При глаголах могут отсутствовать производящие действия лицо или предмет. Назначение подобных глагольных слов – передать различные состояния природы или человека. У них соответствующее название - «безличные». Примеры употребления таких глаголов в безличных предложениях: «За окном темнело», «Меня знобит».
8
Обычное назначение глагола в составе предложений – выполнять роль сказуемого. Синтаксические функции расширяются при употреблении его в неопределенной форме: здесь он может быть подлежащим, выполнять функцию второстепенных членов предложения. Рассмотрите разные варианты: « Свистать (сказ.) всех наверх!», «Туристы стали осторожно продвигаться (часть сказуемого) вперед», «Учиться (подлеж.) всегда пригодится», «Гости просили включить (дополн.) музыку погромче», «Мальчик изъявил желание серьезно заняться (опред.) волейболом», «Я приехал повидать (обст.) тебя».
Обратите внимание
Ученые-лингвисты имеют две точки зрения по поводу образованных от глаголов причастий и деепричастий: выделяют как самостоятельные части речи или глагольные формы.
Источники:
  • Общая характеристика глагола как части речи
Источники:
  • определение как подчеркивать
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше