Совет 1: Почему появляются атавизмы

Атавизм (от лат. atavus — предок) — появление у организма признаков, присущих отдаленным предкам, но отсутствующих у особей данного поколения. Примером атавизма у современного человека является хвостообразный придаток.
Атавизмы играли видную роль в теории Чарльза Дарвина. Они служили доказательством филетического происхождения животных. Филетической эволюцией (от греч. phyle - племя, род) называется эволюция, выраженная в постепенном однонаправленном изменении структуры организмов.В представлениях современной генетики и экспериментальной эмбриологии понятие атавизма является более узким. Раньше под атавизмом понимали все неожиданно проявившиеся признаки. Теперь же атавизмами называют «единичные вариации» признаков, примерно похожих на особенности далеких предков, генетическое родство с которыми очевидно или вероятно.О спонтанном атавизме говорят, когда неожиданно появляются признаки, не характерные для особей данного вида в их современном облике, но гипотетически присущие предкам из другой систематической категории. Хвостовидный придаток человека относится именно к спонтанному атавизму.Как правило, атавизмы формируются у животного еще в стадии эмбрионального развития. К эмбриональным отклонениям по типу атавизма относятся полимастия (многососковость) и гипертрихоз (чрезмерная волосатость).Наиболее частыми являются случаи атавизма как результата скрещивания. О «Скрещивании как прямой причине атавизма» писал еще Дарвин. Гибридизация организмов постулируется главнейшей причиной атавизма не случайно: зачатки наследуемых признаков могут оставаться долгое время в скрытом состоянии. Благодаря скрещиванию они переходят в активное состояние и выявляются в потомстве.Современные генетики склонны считать, что проявление признаков зависит от множества факторов. При скрещивании может происходить перекомбинация генов; на выходе получаются новые признаки. На знании этого факта базируется получение гибридов.Явление атавизма следует отличать от рудиментов. Рудимент (от лат. rudimentum - зачаток) - это некоторый признак, присутствующий у всех особей вида, но утративший свою функциональность. Примерами рудиментов являются: аппендикс, ушные мышцы, копчик.

Совет 2: Родство: что может служить доказательством?

Вопрос о необходимости доказать родственные отношения возникает при вступлении в наследство и в некоторых других случаях. При наличии оснований и всех документов и при отсутствии спора, удостоверить факт родственных отношений могут органы загс. В случае неоднозначности ситуации, наличие родственных отношений может быть установлено через суд.

Чаще всего подтверждать родство необходимо в связи с принятием наследства. Основной документ, по которому открывается наследство – свидетельство о смерти наследодателя. Лицу, которое производило захоронение наследодателя, выдается оригинал такого свидетельства без доказательств родства. Предъявив его в шестимесячный срок нотариусу, он получает преимущество во времени на сбор подтверждающих родство документов. Все остальные, потенциальные наследники получают дубликат свидетельства о смерти, а для его выдачи нужно представить органу загса документы, указывающие на родственные связи между ними и умершим, например, свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака, подтверждающие смену фамилий, свидетельства о смерти. При отсутствии каких-либо документов нужно предварительно обратиться с заявлением об их выдачи в архивы органов загс. Документы, выданные на основании записи с орфографическими ошибками, доказательством родственных связей служить не могут. Поэтому сначала необходимо внести изменения в такие документы. Материнство доказывается на основании документов медицинского учреждения, в котором родился ребенок и свидетельских показаний. При этом, каким образом был зачат ребенок (естественно или путем искусственного оплодотворения) значение не имеет. Если наследодателем оказалась суррогатная мать, рожденный ею ребенок имеет право на наследство по закону и доказательством родства в этом случае будут договор с ней и медицинские справки. При необходимости доказать родство ребенка с отцом, когда мать и отец не состоят в браке, в качестве доказательств по делу могут быть использованы: совместное заявление родителей, заявление отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства либо решение суда. При этом, если отец жив, родство с ним устанавливается судом в исковом производстве, если же предполагаемый отец умер, но нет спора – факт отцовства устанавливается в порядке особого производства, при наличии спора - искового производства. По закону можно внести в запись акта о рождении ребенка сведения об отце по заявлению матери ребенка, не состоящей в браке, но доказательством происхождения ребенка от этого человека такая запись не является. Для доказательства статуса родителей (отца и матери) необходимо свидетельство о рождении либо судебное решение об установлении юридического факта родства. Не зависимо от целей, при доказательстве родства используются следующие документы: свидетельства органов загса, выписки из метрических книг, записи в паспортах о детях, супруге, копии вступивших в законную силу решений суда об установлении факта родственных отношений, справки, выданные государственными учреждениями и организациями по месту работы или жительства и т.д. В заявлении об установлении факта родственных отношений, указываются паспортные данные заявителя, данные лица, родственные связи с которым устанавливаются и степень их родства. Также делается ссылка на то, что документы, подтверждающие родство не сохранились, но необходимы в настоящее время для, например, вступления в права наследования. Кроме этого заявление должно содержать сведения, подтверждающие родственные отношения.

Совет 3: В чем отличие атавизма от рудимента

И рудиментом, и атавизмом называется признак, доставшийся человеку или животному от эволюционных предков. Но эти термины не являются синонимами, разница между атавизмом и рудиментом весьма существенна.
Различие между рудиментарными и атавистическими признаками заключается в том, у каких именно предков данной особи – ближайших или отдаленных, наблюдается тот или иной признак, а также в том, является ли он нормой или отклонением.

Атавизм

Атавизмом называется такой признак, который присутствовал у эволюционных предков данного вида, но самому ныне существующему виду он не присущ. Тем не менее, гены, кодирующие его, сохраняются и продолжают передаваться из поколения в поколение. При определенных обстоятельствах эти «спящие гены» могут «проснуться», и тогда рождается особь с атавистическим признаком.

Например, у тарпана – вымершего дикого предка лошадей, на ногах имелись отметины в виде полосок. У современных лошадей их нет, но изредка рождаются особи с подобными отметинами. В начале 19 века рождение такого жеребенка у лошади, которую за 2 года до этого безрезультатно спаривали с самцом зебры, послужило толчком к возникновению лженаучной теории о телегонии.

Встречаются атавистические признаки и у людей. Иногда рождаются люди со сплошным волосяным покровом как у обезьян, с добавочными молочными железами как у других млекопитающих, с придатком в виде хвоста. Вплоть до середины 20 века у таких людей был один путь – в ярмарочный балаган или в цирк, потешать публику своим необычной внешностью.

Рудимент

Рудиментарный признак – это тоже наследие эволюционных предков. Но если атавизм – это исключение, рудимент – правило.

Рудиментарные органы в ходе эволюции деградировали и утратили свою функциональность, но они имеются у всех представителей данного вида, следовательно, рождение особи с таким признаком не является отклонением от нормы.

Пример рудиментарного органа – глаза крота: очень маленькие, практически не видящие. Тем не менее, в норме кроты появляются на свет с глазами, рождение крота без глаз возможно лишь в результате генетической аномалии или нарушения внутриутробного развития.

Пример рудиментарного органа у человека – мышцы, окружающие ушную раковину. Другим млекопитающим они помогают шевелить ушами, прислушиваясь, но мало кто из людей способен на это. Рудиментом является копчик – деградировавший хвост.

С рудиментами не следует путать гомологические органы, которые во внутриутробном периоде возникают у всех, но полноценно развиваются и функционируют у особей лишь одного пола – например, недоразвитые молочные железы у мужчин. Не стоит смешивать с рудиментами и провизорные органы, существующие только у эмбрионов и исчезающие впоследствии.
Источники:
  • Атавизмы и рудименты

Совет 4: Что такое атавизм

Слово «атавизм» встречается в современной жизни довольно часто – впрочем, обычно им оперируют исключительно медики и ученые. Что же значит это загадочное слово, к чему его можно применить и по отношению к кому его используют?

Значение слова «атавизм»

Атавизмом (перевод с латинского - прапрадед) называют возникновение у живых существ признаков, которые были свойственны их очень далеким предкам. Характерными признаками атавизма являются лишние молочные железы, хвостовые придатки, густой волосяной покров на человеческом теле, а также многопалость у животных. За появление этих признаков отвечают гены, которые по различным причинам могут активизироваться в организме спустя много поколений.

При нормальном развитии без патологий атавизмы не проявляются, поскольку их гены блокируются другими здоровыми генами.

Именно на явления атавизма опирался Дарвин, доказывая с их помощью филогенетическое происхождение разных видов. Кроме этого, ученый утверждал, что атавизм проявляется в результате скрещивания животных или растений, результатом которого становится гибридизация и активизация спящих генов, вызывающих атавизм. Современные генетики и эмбриологи значительно сузили это понятие, поэтому атавизм сегодня чаще упоминается исключительно в научно-популярной литературе.

Признаки атавизма

Атавистические признаки могут возникать разными путями. Так, чаще всего отмечается спонтанный атавизм, когда у определенного вида проявляются несвойственные ему признаки, которые, тем не менее, отмечались у его дальних предков из других систематических категорий. Например, у лошадей рождаются жеребята с тремя пальцами или полосатой окраской, или у человека появляется хвостовидный отросток. Также атавизм проявляется в гипертрихозе, полимастии или крипторхизме, которые чаще всего отмечаются у представителей человеческого вида.

В отличие от атавистических проявлений, рудиментарные признаки встречаются у всех представителей того или иного вида.

Кроме этого, явления атавизма часто проявляют себя в результате процессов регенерации – например, у раков вместо глаза может отрасти клешня, а при потере клешни у некоторых видов наблюдается ее отрастание, связанное с более древним филогенетическим типом. Аналогичные случаи встречаются и у прямокрылых, лапки которых часто регенерируют в конечности, напоминающие ножки низших по развитию форм. Ничего общего с атавизмом не имеют такие патологические явления как микроцефалия, заячья губа и многие другие признаки, возникающие в результате неправильного внутриутробного развития плода.
Видео по теме
Источники:
  • Подробнее об атавизме как результате скрещивания
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше