Мотивация как результат

Мотивация как результат - это совокупность разного рода потребностей и мотивов, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Потребности и мотивы в структуре мотивации выстроены в иерархическую систему. Это значит, что в каждый момент времени есть ведущая потребность (и ведущий мотив, как правило, в виде цели), есть второстепенные, а есть незначимые. Когда ведущая потребность удовлетворяется, она уступает место другой потребности, которая становится наиболее актуальной в данный момент: мотивационная иерархия перестраивается, изменяется и поведение.

Например, когда вы голодны, ведущая потребность - в пище. Есть и второстепенные мотивы и потребности, связанные с потребностью в еде: например, потребность в конкретном продукте, желание употребить еду в одиночестве или разделить трапезу с близкими, и так далее. А есть потребности и мотивы, которые в данный момент не актуальны совсем, и прием пищи не направлен на их удовлетворение: например, потребность в саморазвитии или желание научиться играть на гитаре.

Когда потребность в еде удовлетворяется, вы чувствуете себя сытыми, она смещается с ведущих позиций в мотивационной иерархии и уступает место следующей по актуальности потребности. Например, потребности в общении. Тогда прием пищи вы сворачиваете и начинаете искать, с кем вам пообщаться.

Мотивационная система у каждого человека индивидуальна. Хотя и есть базовые потребности, общие для всех людей, и похожие мотивы, - их соотношение у разных людей отличается. Кому-то важнее вкусно поесть, а кому-то - весело провести время в компании друзей.

Мотивация как процесс

Мотивация как процесс - это поэтапный процесс становления мотива

Чтобы сформировался мотив к определенной деятельности или поведению, человеку необходимо пройти следующие стадии процесса мотивации:

  1. На первой стадии актуализируется потребность. Эта стадия может происходить без участия сознания. Актуализацию потребности человек ощущает как смутное чувство нужды ("чего-то хочется") и тревоги ("чего-то не хватает").
  2. На второй стадии человек ищет в окружающей или внутренней среде предмет, с помощью которого сможет удовлетворить актуализировавшуюся потребность. Например, если вы поняли, что вам не хватает общения, то на этот стадии вы ищите человека, с которым вам хотелось бы пообщаться.
  3. Третья стадия - непосредственно удовлетворение мотива. Мотив сформирован, и человек предпринимает необходимые действия, чтобы его удовлетворить. Например, звонит, пишет в мессенджеры или идет на встречу с человеком, с которым захотелось общения.

Чтобы замотивировать кого-то (или себя) на нужную нам активность, мы должны провести человека по всем стадиям процесса мотивации: актуализировать его потребность, показать предмет ее удовлетворения и способы, которыми это можно сделать.

Так, чтобы замотивировать персонал на выполнение работы, мы должны найти ту потребность у каждого человека, которая удовлетворится, если он выполнит нужную нам работу. И, кстати, различные исследования показали, что деньги - это не лучший мотиватор. Наиболее устойчивой становится та мотивация и та деятельность, которая основана на личностно значимых потребностях человека.