Совет 1: Двухтрубная система отопления частного дома: схемы устройства и обзор преимуществ

Двухтрубная схема, представляющая собой отопительный контур, обладает своими недостатками и достоинствами. Они зависят от того, какая разновидность отопительной системы смонтирована в доме. Двухтрубная схема разработана взамен однотрубной, которая является менее эффективной.
Двухтрубная система отопления

Система отопления состоит из контура, соединяющего радиаторы. Обогрев помещения осуществляется при наличии котла, необходимого для нагревания жидкого теплоносителя. Количество радиаторов должно определяться в зависимости от потребности здания в обогреве.

Принцип действия двухтрубной системы

Все виды систем отопления действуют по общему принципу. Вначале происходит поступление к отопительному оборудованию теплоносителя. Он продвигается по теплообменнику, где начинается его разогрев. Жидкость в нагретом состоянии проходит в батареи. Через них осуществляется процесс теплообмена между теплоносителем и воздухом. Остывший теплоноситель снова достигает теплообменника. Происходит повторение цикла с самого начала. К каждому из радиаторов в контуре подводятся 2 трубы: обратная и подающая, поэтому эта схема носит название двухтрубной.

Если система является однотрубной, то принцип ее действия несложен. К каждой батарее подводится единственная труба. Жидкий теплоноситель, прошедший через трубу в прибор, отдает тепло, поэтому поступает в следующую батарею уже охлажденным. Двухтрубная система позволяет исключить недостаток за счет подключения к каждому радиатору подающей и отводящей труб.

Теплоноситель, проходящий через подающую трубу, поступает в батарею, а по отводящей трубе жидкость выходит из нее. Такая конструкция обеспечивает регулируемую подачу жидкости. В результате система отопления работает с максимальной эффективностью. Двухконтурная система обеспечивает равную теплоотдачу радиаторов.

Причины выбора двухтрубной системы

Водяная система двухтрубного типа является эффективной заменой однотрубным отопительным системам. Она обладает своими достоинствами, поскольку обеспечивает:

  • одинаковую температуру радиаторов;
  • эффективную регулировку температурного уровня;
  • низкие потери давления;
  • непрерывность работы системы;
  • возможность монтажа в любом здании.

Одно из достоинств системы - это эффективная регулировка уровня температуры, который устанавливается для каждой отдельной батареи. При необходимости отопительные приборы оснащаются специальными термостатами, обеспечивающими требуемую температуру в различных помещениях. Теплоотдача оставшихся батарей в системе сохраняется на прежнем уровне.

Потери давления в отопительной системе являются относительно небольшими, что обеспечивает возможность подключения к контуру насоса циркуляционного типа, имеющего малую мощность. В случае поломки некоторых радиаторов работа системы будет продолжаться. Двухтрубная система имеет основное преимущество, связанное с возможностью ее обустройства в зданиях с разной площадью и любым числом этажей. Достаточно выбрать наиболее оптимальную разновидность двухтрубной системы, но любой тип такого отопления имеет недостаток, связанный со сложностью монтажа. Поскольку требуется устанавливать трубы в двойном количестве, то стоимость подключения системы увеличивается.

Отличия естественной и принудительной циркуляции

Отопительная двухтрубная система функционирует по следующей схеме:

  1. Разогреваемый котлом теплоноситель начинает расширяться по мере повышения температуры.
  2. Наблюдается уменьшение плотности жидкости.
  3. Нагретая жидкость вытесняется холодной водой вверх, достигая наивысшего уровня отопительной системы.
  4. Горячая вода понемногу остывает и самотеком продвигается к радиаторам, в которых она отдает тепло.
  5. Плотность остывающей жидкости увеличивается, а поток воды направляется к котлу.

Обзор схемы показал, что движение теплоносителя по замкнутому контуру системы отопления происходит за счет работы циркуляционного насоса. Преимущество принудительной циркуляции связано с увеличением скорости движения воды. Это предполагает ускоренный прогрев здания, а уровень температуры теплоносителя в каждой батарее является примерно одинаковым.

Применение схемы, предусматривающей естественную циркуляцию жидкости по трубам, не обеспечивает равномерный разогрев всех радиаторов. Чем дальше расположен радиатор от домового котла, тем более холодным в нем будет теплоноситель. В случае необходимости, можно перекрыть некоторые участки цепи.

Такая схема является закрытой. В результате ее применения происходит уменьшение количества испаряемого теплоносителя. Монтаж системы упрощается, что объясняется отсутствием необходимости в укладке труб под углом нужной величины. Высота подъема труб, а также их диаметр не учитываются. Двухтрубная система, предусматривающая естественную циркуляцию, является саморегулирующей. Чем более низким является уровень температуры в комнате, тем более высокой становится скорость перемещения теплоносителя.

Двухтрубные схемы с верхней и нижней разводками

Двухтрубная схема включает подающий трубопровод, прокладываемый по верхнему уровню помещения. Обратка проходит по нижнему уровню отопительного контура. Давление в ней является высоким, что объясняется значительной разницей в уровнях, по которым проходят трубы. Этот момент предполагает наличие труб равного диаметра даже при устройстве магистрали, предусматривающей естественную циркуляцию.

Вариант монтажа двухтрубной системы, имеющей верхнюю разводку, не улучшает интерьер помещения. Подающая труба обычно размещается над окном, если строение не предусматривает наличие утепленного помещения чердака.  Недостатки, характерные для этой системы, следующие:

  • неэстетичность вида комнат;
  • необходимость в применении труб и дополнительных элементов в большом количестве;
  • невозможность прогрева больших по площади помещений;
  • проблемы при размещении расширительного бака.

Последний недостаток связан с отсутствием в определенных случаях возможности, позволяющей совместить распределительный и расширительный баки. Трубы иногда нужно замаскировать, на что обязательно потребуются дополнительные расходы. Двухтрубная схема, имеющая нижнюю разводку, связана с монтажом 2-х труб снизу от радиаторов. В системе, имеющей верхнюю разводку, направление движения жидкости по контуру меняется, т.е. он уже движется снизу наверх. Пройдя по батарее, поток поступает по обратке к отопительному котлу.

Основным минусом системы с нижней разводкой является завоздушивание. Устранить эту проблему позволяет применение кранов Маевского. При монтаже двухтрубной системы в многоэтажном доме предполагается, что установка крана производится на каждый радиатор.

Открытые и закрытые отопительные разводки

Самой простой и дешевой считается двухтрубная система, представляющая собой контур замкнутого типа со подключенным расширительным баком. Необходимость в устройстве этого элемента связана с увеличением нагревающей жидкости в объеме. Обустройство открытой разводки предполагает выбор и установку бака, дающего возможность теплоносителю сообщаться с атмосферой. При этом нагретая жидкость частично испаряется, что связано с необходимостью постоянного наблюдения за уровнем теплоносителя в контуре.

Недостатком открытой двухтрубной отопительной схемы является быстрое остывание теплоносителя в период холодов, если нагретая жидкость вступает в непосредственный контакт с атмосферой. Этот нюанс является достаточно важным, поэтому к нему следует отнестись серьезно. При недостаточном объеме теплоносителя в контуре происходит закипание жидкости в котле, который выходит из строя.

Сравнение систем свидетельствует о том, что играть роль теплоносителя в открытом контуре может исключительно вода. В закрытой системе допускается применение антифризов либо гликолей, попутно выделяющих токсичные вещества при парообразовании. При установке закрытого контура владельцу частного дома не нужно постоянно контролировать работу системы отопления. Закрытая схема требует установки расширительного мембранного бака, который не контактирует с внешней средой. При этом теплоноситель не должен испаряться.

Схема с мембранным баком позволяет удержать в контуре оптимальный уровень давления. Неоспоримое достоинство двухтрубной системы закрытого типа - это долгий срок службы установки. Наличие в системе насоса, труб из полимеров и биметаллических радиаторов продлевает срок эксплуатации всей системы до 50 лет.

Источники:
  • Однотрубное и двухтрубное отопление: что лучше?
  • Двухтрубная система отопления частного дома: выбор схемы и принципы монтажа

Совет 2: Закрытая система отопления: схемы и особенности монтажа системы закрытого типа

Для обогрева загородных домов могут использоваться отопительные сети разных типов. Но чаще всего в частных жилых зданиях обустраиваются закрытые коммуникации этой разновидности. В сравнение с открытыми, такие сети имеют ряд неоспоримых преимуществ. Но и монтаж их при этом — процедура более сложная.
Монтаж системы отопления закрытого типа

Отличаются закрытые отопительные коммуникации от гравитационных открытых изолированностью от атмосферы. При сборке таких сетей используются мембранные расширительные бачки. Также в схему обязательно включается циркуляционный насос.

Преимущества использования и принцип работы

Применяются расширительные бачки в системах этой разновидности для регулировки давления в контурах. В процессе нагрева они наполняются горячей водой. При охлаждении же теплоноситель уходит из них обратно в систему. Именно поэтому давление в контуре и остается постоянным всегда.

Плюсами закрытых отопительных коммуникаций, в сравнение с открытыми, являются:

  • отсутствие испарения воды, а следовательно, и необходимости ее добавления;
  • отсутствие контакта с атмосферой и риска завоздушивания;
  • отсутствие необходимости в постоянном контроле за уровнем теплоносителя;
  • возможность регулировки температуры воздуха в доме путем увеличения или уменьшения количества теплоносителя;
  • долгий срок службы.

Есть у таких систем и один небольшой недостаток. Обустраиваются они с использованием насосов и, соответственно, являются энергозависимыми.

Виды систем закрытого типа

В загородных домах сегодня могут собираться такие сети:

  • однотрубные;
  • коллекторные;
  • двухтрубные.

Первый тип систем чаще всего обустраивается в очень небольших жилых частных зданиях. Двухтрубные сети монтируются в домах средней площади. Коллекторные системы собираются в коттеджах со значительным количеством потребителей.

Проектирование системы

Перед тем как приступать к сборке сети отопления закрытого типа в загородном доме, следует, конечно же, составить ее проект и произвести все нужные расчеты. Мощность радиаторов и котлов для таких коммуникаций подбирают в зависимости от площади отапливаемого помещения.

При расчете этого параметра положено принимать во внимание множество факторов — климатические особенности той местности, в которой строится дом, степень утепленности здания, количество дверей и окон в нем и т.д. Поэтому составлять проекты отопления загородных домов обычно доверяют профессионалам.

Самостоятельная разработка схем таких коммуникаций возможна в основном лишь при сборке закрытой отопительной системы для небольшого жилого здания. В этом случае расчеты для нагревательного агрегата и батарей выполняют, исходя из того, что на каждые 10 м² помещения требуется 1 кВт их мощности.

Каким должен быть объем бачка

Расширительные баки в таких системах используются мембранные закрытые. При покупке важно правильно рассчитать объем такого оборудования. Согласно нормативам, вычисляют этот параметр, исходя из количества используемого в системе теплоносителя.

Объем расширительного бака в закрытой сети должен составлять 10% объема проходящей по магистралям воды. Если этот показатель равен, к примеру, 28 литрам, нужно будет приобрести бак на 2.8 л.

Покупать для закрытой отопительной системы полагается модель, окрашенную в красный цвет. Синие и белые бачки обычно предназначены для использования в водопроводах.

При желании сегодня можно приобрести оборудование этого типа как со сменной мембраной, так и с постоянной. Первая разновидность бачков удобнее в использовании. Модели с постоянной мембраной стоят дешевле.

Основные этапы сборки

Монтаж отопительной системы закрытого типа включает в себя следующие шаги:

  • в котельной устанавливают нагревательный агрегат;
  • монтируют радиаторы;
  • выполняют разводку магистралей;
  • врезают группу безопасности;
  • ставят расширительный бак;
  • монтируют циркуляционный насос;
  • выполняют опрессовку системы.

Установка котла

Основным элементом любой сети отопления, в том числе и закрытой, является, конечно же, нагревательный агрегат. Котлы в закрытых сетях могут использоваться:

  • газовые;
  • твердотопливные;
  • дизельные;
  • электрические.

Чаще всего загородные дома отапливаются с использованием газового нагревательного оборудования. Устанавливать такие агрегаты, согласно нормативам, разрешается только в помещениях:

  • с высотой потолков не менее 2.5 м;
  • объемом хотя бы в 15 м³;
  • отделенном от смежных помещений огнестойкими стенами.

В окне котельной обязательно должна быть предусмотрена форточка. К газовой магистрали отопительные агрегаты этого типа подключают исключительно специалисты. Самостоятельно такую работу производить запрещается.

В зависимости от разновидности, газовые котлы могут навешиваться на стену или же устанавливаться на пол. Чаще всего в загородных домах используется второй тип подобного оборудования. Устанавливают напольные котлы на огнеупорных металлических листах.

Монтаж радиаторов

Батареи при сборке системы отопления закрытого типа монтируют обычно под окнами. Это позволяет отапливать помещения с наибольшей эффективностью. Устанавливают радиаторы с соблюдением следующих правил:

  • расстояние от пола до батареи не должно быть больше 12 см;
  • между стеной и радиатором после монтажа должно остаться 2-5 см свободного пространства;
  • расстояние от подоконника до радиатора не должно превышать 5 см.

При этом, по нормативам, батарея не должна быть шире подоконника более чем на 70%. Монтируют радиаторы отопления на стену обычно с использованием простых кронштейнов.

Разводка магистрали и подключение батарей

Трубы по комнатам при обустройстве закрытых систем отопления могут протягиваться как открытым способом, так и закрытым — под полом или внутри стен. В обычных сетях магистрали прокладывают от котла непосредственно к радиаторам. В коллекторных системах подачу сначала ведут к распределительной гребенке, а затем уже производят разводку по потребителям.

Расположение магистралей в самом помещении зависит от способа врезки радиаторов. Схемы монтажа батарей в закрытой системе отопления могут использоваться такие:

  • по диагонали, с подключением к противоположным верхнему и нижнему патрубкам;
  • боковым способом, с подключением труб с одной стороны;
  • нижним способом, с подключением к нижним противоположным патрубкам.

Первый способ монтажа радиаторов, как самый эффективный, используется в частных домах чаще всего. Боковую методику применяют обычно при врезке радиатора неподалеку от стояка. Нижнее подключение позволяет сделать трубы максимально незаметными и используется при желании сохранить привлекательный внешний вид помещения.

Собственно сама технология подключения батарей в закрытых системах отопления зависит от их разновидности. В процессе врезки может использоваться сварка или же винтовые соединения. В любом случае на заключительном этапе на один из верхних патрубков радиатора устанавливается кран Маевского, а оставшийся свободным выход закрывается заглушкой.

Обязательный шаг

Группы безопасности на современные котлы обычно устанавливаются изначально — еще на этапе сборки. Если такого дополнения у агрегата нет, его монтируют отдельно.

Используются группы безопасности в закрытых коммуникационных сетях в обязательном порядке. Ведь в данном случае у системы нет контакта с окружающим воздухом, а следовательно, и повышения давления выше допустимых пределов в ней могут быть очень опасными.

Монтируют группу контроля в закрытых сетях на выходе нагревательного агрегата на подающей магистрали. Расстояние между этим контролирующим оборудованием и самим котлом не должно превышать 50 см. Размещать какое-либо еще оборудование между агрегатом нагрева и группой безопасности запрещается.

Также при монтаже группы контроля в закрытой системе отопления соблюдают таким правила:

  • устанавливаться оборудование может только на металлической трубе;
  • воздухоотводчик в группе должен располагаться строго вертикально.

И в установленной самостоятельно и в заводской группе безопасности к клапану подключают гибкий шланг для слива воды в случае повышения давления в сети.

Монтаж бачка

Бачки в закрытых сетях отопления допускается монтировать в любом удобном месте. Однако чаще такое оборудование устанавливается все же непосредственно в котельной, рядом с нагревательным агрегатом. В большинстве случаев бачки при этом врезают в обратку перед циркуляционным насосом.

Производится монтаж такого оборудования с применением обычных сантехнических тройников. На заключительном этапе на патрубок бачка устанавливается кран для отключения при проведении ремонта.

Врезка циркуляционного насоса

Этот элемент конструкции в закрытой коммуникационной системе отвечает за движение теплоносителя по трубам. Насосы современной конструкции могут монтироваться как на магистраль подачи, так и обратки.

Но чаще всего такое оборудование устанавливают все же на более холодную обратную трубу. Это позволяет продлить срок службы насоса. Монтируется циркуляцинное оборудование на байпасах с тремя кранами и фильтром. Врезка производится посредством сварки или винтовых соединений в непосредственной близости от котла.

Опрессовка

После подключения к котлу обратной и подающей трубы, врезки бачка, насоса и ГБ систему проверяют на работоспособность. Для этого ее заполняют водой. Затем включают основное оборудование.

После этого осматривают трубы и батареи. При обнаружении протечек нагревательный агрегат и насос отключают и производят коррекционные работы. Затем систему опять проверяют на работоспособность.

Источники:
  • Закрытая и открытая системы отопления
  • Система отопления закрытого типа в частном доме
  • Закрытая система отопления: схемы и особенности монтажа системы закрытого типа
  • Установка группы безопасности котла в закрытую систему отопления
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500