Речь – это поток звуков, потому что в первую очередь люди произносят звуки, из звуков складываются слова. Порой кажется, что этот звуковой поток непрерывен, но это не так. Его можно разделить на отдельные части. Текст – фраза – речевой отрезок (такт) – слово – слог – звук. Получается, что звук – это самая малая единица языка. Как уже говорилось выше, звук сам по себе не имеет смысла, но играет смыслоразличительную роль. Например: майка, зайка, гайка, чайка, лайка. Изменяется всего лишь один звук – изменяется и смысл всего слова.

Но вернемся к тексту – исходной фонетической единице. Речь имеет не фонетический, а коммуникативный характер. Однако, текст обладает фонетическими характеристиками: ограничения и паузы. В тексте выделяются интонационные фразы, отрезки, имеющие логическое ударение. Благодаря им люди и слышат не сплошной поток, а отдельные законченные фразы, предложения, текст. Если предположить, что интонация, паузы (а это явления исчезли, перестали существовать, то без них фраза становится неясной, неоднозначной.

Для слова также характерно ударение. В русском языке оно не закреплено, то есть может падать на любые части слова. А вот, например, во французском – закреплено на последнем слоге. Ударение как фонетическое явление в языке с незакрепленным положением ударения также может выполнять смыслоразличительную функцию. Например: замок и замок.


Слог – это речевой выдох. Звук – это минимальный элемент потока речи. Итак, фонетика нужна для членения и восприятия речевого потока.

Знание фонетики и ее законов помогает и в выборе правильного написания слова. Мы слышим и произносим звуки, а пишем буквы. Правильное написание слова не всегда соответствует его фонетическому звучанию. Ведь один и тот же звук может на письме обозначаться разными звуками. И наоборот, одна и та же буква обозначает разные звуки.

Итак, звук – это минимальная единица речи. Звуки речи изучает раздел языкознания – фонетика. Знание законов фонетики, орфоэпических норм помогает делать нашу речь понятной, грамотной и благозвучной.