Совет 1: Почему нужна орфография

Орфография часто является камнем преткновения при изучении русского языка в школе, а порой создает сложности при обращении к письменной речи и для людей более зрелого возраста.
Термин «орфография» образован от древнегреческих слов orthos (правильный) и grapho (писать). Орфографией называют способ систематизации правописания в отдельном языке, который выражается в единообразии написания слов. Орфография определяет не только написание морфем (корней, суффиксов и приставок) в разных частях речи, но и слитное, дефисное или раздельное написание слов, использование строчных и заглавных букв, а также перенос слов.История орфографии тесно связана с историей языка. По написанию той или иной лексической единицы можно судить о ее происхождении и определить однокоренные слова. Во французском языке сохраняется сложная орфография, которая не всегда отражает современное произношение, зато позволяет определить исторические «корни» слова. Это же утверждение частично справедливо и для английского языка. В других языках, например, в немецком и русском, время от времени проводятся орфографические реформы, целью которых является упрощение правописания отдельных слов и отражение в письменной форме новых стандартов произношения.Единообразное написание лексических единиц сглаживает диалектные и индивидуальные особенности произношения, что способствует взаимопониманию письменной речи носителей языка, проживающих в разных частях страны и за ее пределами. Общепризнанные орфографические нормы оказывают огромное влияние на формирование и сохранение национального литературного языка. Устная речь характеризуется высокой изменчивостью на фонетическом, лексическом и реже на грамматическом уровнях. Официально существующие нормы письменной речи стандартизируют язык на всех уровнях, формируют основу для изучения языка детьми и иностранцами.В наши дни можно порой услышать высказывания о том, что не нужно следовать орфографическим нормам в современном мире вообще и интернет-пространстве в частности. Авторы таких «идей» с успехом реализуют их на практике, заполняя свои странички в блогах и социальных сетях текстами похожими на фонетическую транскрипцию. Подобная манера письма популярна в определенных кругах интернет-пользователей, но она никогда не станет языковым стандартом, поскольку в подобных текстах определяющую роль играет субъективное восприятие пишущего и читающего человека.

Совет 2: Как найти ошибку

Ведущим принципом орфографии русского языка является морфологический принцип. Д.Э. Розенталь определяет сущность этого принципа следующим образом: "Общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова". Пользуясь этим принципом легко можно обнаружить ошибки в тексте.
Вам понадобится
  • Орфографический словарь русского языка
Инструкция
1
Выберите слово, в написании которого вы сомневаетесь. Например, слово "хо/адовой". Подбирайте к нему однокоренные слова, пока нужная "сомнительная" гласная не окажется ударной - "ход". Следовательно, слово "ходовой" пишется через "о", как и все слова, имеющие тот же корень. Проверяйте таким образом любое слово, подбирая к нему однокоренные.
2
Запомните правила о "фонетических написаниях", встречающихся в русской орфографии. Например, правило о написании приставок, оканчивающихся на "з" (без-, воз-,из-,низ-,раз-, чрез-). "Конечный звук "з" в этих приставках перед глухими согласными корня оглушается: бездушный - бестолковый, издать - истолковать и т.д." (Справочник Д.Э. Розенталя "Современный русский язык").
3
Умейте различать также традиционные и дифференцирующие написания. К дифференцирующим относятся написания,

"служащие для различения на письме омофонов: поджог (существительное) - поджёг (глагол), бал - балл,

кампания - компания" (Справочник Д.Э. Розенталя "Современный русский язык"). К традиционным же относятся

исторические написания типа сочетаний жи-ши-ци, созранившиеся еще из древнерусского языка.
Видео по теме
Обратите внимание
Не паникуйте, если делаете слишком много ошибок. Грамотность - всего лишь навык, она развивается благодаря постоянной работе над упражнениями. Также помогает регулярное вдумчивое чтение, когда глаз начинает сам "запоминать" верное написание слов. Так что больше читайте.
Полезный совет
Используйте принципы русской орфографии для самопроверки, во время работы над текстом - вы избежите самых распространенные ошибок. Если у вас нет возможности посидеть над текстом плотно - наберите его в Word и запустите проверку орфографии, программа сама определит "проблемные места". Затем, сверяясь с орфографическим словарем, сделайте необходимые правки.

Совет 3: Для чего нужны правила орфографии

Орфографией называется метод, с помощью которого осуществляется систематизация правил, отвечающих за правописание. Ее общественная функция заключается в написании по единому образу и подобию. Чтобы понять, для чего требуется орфография, необходимо ознакомиться с ее историей.

Выделяют три этапа в истории орфографии. Первый из них характеризуется отсутствием каких-либо единых правил. Второй период для Европы приходится на XVI-XIX вв. В это время осуществляется первичное закрепление норм и правил, что было связано с приведением литературного языка в порядок. Одна из главных ролей в этом процессе принадлежит книгопечатанию. Ведь для того чтобы слова были поняты каждым, они должны в различных изданиях быть написаны одинаково. Далее появлялись словари (а также грамматики), которые оказывали свое влияние.

Во время третьего периода осуществляется реформирование существующих правил. Необходимость в изменениях и усовершенствованиях была связана с появлением обязательного обучения. Естественно, что различия в правилах орфографии представляли собой определенные проблемы. Реформы были осуществлены для целого ряда языков в XX в. При этом ставились конкретные цели.

Первая цель – реформирование графической составляющей языка. В частности, были удалены буквы-дубликаты, добавлены недостающие буквы и диакритические знаки. Вторая цель – изменение самих орфографических правил. Например, этимологическое и традиционное написания были заменены морфологическими, фонематическими и фонетическими.

В России первая орфографическая реформа была осуществлена в 1918 году. В ее ходе были исключены некоторые буквы из языка (например, «ять», «i»), а также изменен ряд правил. Изданные в 1956 году «Правила русской орфографии и пунктуации» являются основой современного русского языка.

Если читатель пока не смог ответить для себя на вопрос, зачем нужны правила орфографии, выделим следующие аспекты:
– базирующиеся на языковом наследии, они являются тем, что должен знать и уважать каждый гражданин своей страны;
– паузы и интонации, которые изобилуют в устной речи, на письме могут быть переданы лишь с соблюдением орфографических правил;
– некоторые слова могут слышаться одинаково, но писаться совершенно по-разному, их неправильное написание кардинально изменит смысл предложения;
– единые правила позволяют носителям языка знать его на одном уровне.

Видео по теме

Совет 4: Какую роль играет орфография в грамматике русского языка

Орфография играет значительную роль в функционировании русского языка. В рамках данного раздела науки устанавливаются правила употребления слов и букв в письменной речи. Соответствие орфографическим нормам языка является показателем грамотности личности и высокого общекультурного уровня.

Какую роль играет орфография в грамматике русского языка

Слово «орфография» произошло от греческих слов орфос - ὀρθός - «правильный» и графо-γράφω - «пишу», то есть это «правописание». Развитие этого раздела прикладного языкознания совпадает со становлением всеобщей грамотности российского общества на протяжении столетий. Грамотность - это основа русского литературного языка. Орфографическая система организует единую структуру, без которой невозможно функционирование языковых норм. В последнее время орфография претерпела значительное количество реформ, вокруг которых велось немало научных споров. Знакомство с орфографией начинается уже в школе.

Школьная орфография

В начальных классах учитель прилагает максимум усилий для того, чтобы объяснить ученикам основные орфографические правила русского языка. Это способствует закреплению навыков грамотного письма, что является неотъемлемой частью школьного образования в целом. Домашнее задание по русскому языку состоит из заучивания словарных слов и свода правил. Основная задача учителя – научить адекватно фиксировать на письме услышанное, так как от этого напрямую зависит восприятие речи. Ученикам подробно объясняют, что единообразие передачи слова и грамматических форм играет важную роль в системе русского языка. Однако лингвисты считают, что в данном случае возникает некое противоречие. С одной стороны, выполнение фонетического разбора слова влечет за собой развитие у ребенка способности различать глухие – звонкие, твердые-мягкие согласные. Так, например, в слове «мороз» на конце произносится «с», так как происходит оглушение согласного «з». В фонетической транскрипции фиксируется произносимый глухой «с», то есть в сознании ребенка формируется представление об оглушении согласного в конце слова. С другой стороны, выученные грамматические правила противоречат фонетическому разбору слова. Такая ситуация приводит, к сожалению, к многочисленным ошибкам и некоему обесцениванию раздела орфографии. Ученики перестают воспринимать грамотность в качестве обязательного показателя будущей профессиональной компетенции.

Современный статус орфографии

Сегодня орфография оказывает на русский язык непосредственное влияние, так как он стал более орфографическим. Словари фиксируют изменение произношения многих русских слов за последние 100 лет в соответствии с орфографией. Вы удивитесь, когда узнаете, что слова «потому что», «нечто» произносились с согласным «что». Сегодня такую тенденцию лингвисты обнаруживают в речи коренных жителей центральной России. В сфере орфоэпических и грамматических норм также произошли значительные изменения, некоторые из них до сих пор не зафиксированы в словарях. Естественно, что только орфография могла стать причиной таких процессов. В литературном языке орфографию перестали воспринимать как что-то мешающее воспринимать язык таким, каким он является в действительности. Данная тенденция связана с естественной потребностью современных людей думать буквами, вырабатывая тем самым более прагматичный уровень мышления.
Источники:
  • Современный русский язык
  • Обучение в радость
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше