Совет 1: Точка в заголовке: ставить или нет

По современным правилам русского языка точка в конце заголовка или подзаголовка ставиться не должна. Однако ошибки с расстановками знаков препинания в заголовках встречаются достаточно часто. Почему так происходит?

История точки после заголовка

Точка в заголовке по правилам русского языка не ставится уже более восьмидесяти лет: она была «упразднена» в начале 30-х годов прошлого века. До того во всех справочниках для полиграфистов указывалась обязательность этого знака, но начиная с 1933 года правила поменялись. На протяжении нескольких десятилетий в руководствах для издательских работников особо отмечалось, что «случайные точки» в конце заголовков и подзаголовков необходимо удалять.

В современном русском языке употребление точки после заголовка, подзаголовка, названия рубрики, слогана и так далее считается ошибкой.

Однако ошибки такого рода встречаются довольно часто. Почему? Потому что в книгах для детей, которые только учатся читать, точки в конце заголовков рекомендованы. Кроме того, учеников младших классов обычно приучают ставить точки после заголовков «Классная работа», «Домашняя работа», названий сочинений и так далее. Объясняют такой подход тем, что дети должны привыкнуть к тому, что в конце предложения обязательно должен стоять знак препинания – и, если предложение не восклицательное и не вопросительное, то после предложения ставится точка.

Предполагается, что после начальной школы, когда рефлекс «в конце предложения ставится точка» уже закрепился, детей начнут отучать ставить точки в конце предложения, однако на практике этого чаще всего не происходит. Вот и получается, что по правилам русского языка заголовок оформляется без точки, но школа живет по своим законам. Не удивительно, что «лишние» точки можно увидеть практически везде – начиная от блогов и заканчивая рекламными щитами.

Знаки препинания в заголовках: ставим по правилам

В заголовках, состоящих из одного предложения, могут употребляться следующие знаки конца предложения: вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие. Точка в конце заголовка не ставится.

Например:

Куда пойти учиться?

Вот и кончилось лето…

Вперед, навстречу радости!

Человек из ниоткуда

Если заголовок состоит из двух или трех предложений, то все, кроме последнего, могут отделяться любым концевым знаком, включая точку. Последнее предложение оформляется по тем же правилам, что и заголовок, состоящий из одного предложения: все, кроме точки.

Например:

Тройка. Семерка. Туз!

Готовимся к отпуску. Европейские маршруты

Что делать и кто виноват? Ищем ответы на вечные вопросы

Точка в заголовке. Быть или не быть?

Знаки препинания в подзаголовках ставятся по тем же правилам, что и в заголовках.

Совет 2: Как ставить знаки препинания с деепричастиями

Деепричастие - часть речи, сочетающая в себе признаки наречия и глагола. В подавляющем большинстве случаев одиночное деепричастие в предложении выделяется запятыми.
Инструкция
1
Постановка запятых при одиночном деепричастии во многом зависит от конкретного контекста, от смысловой нагрузки деепричастия в предложении.
2
В предложении имеется два одиночных деепричастия, которые играют роль однородных обстоятельств. Их необходимо выделить запятыми с обеих сторон: «он смотрел, улыбаясь и смеясь».
3
Если одиночное деепричастие имеет глагольный смысл, его необходимо обособить запятыми. Оно говорит о времени действия, причине действия, неком условии. Чаще всего такое деепричастие не обозначает образ действия.
4
Такое глагольное деепричастие обычно стоит перед сказуемым: «она, плача, выбежала из комнаты», «он, говоря, не смотрел ни на кого». В редких случаях может стоять после него: «он ответил, подумав», «она обернулась, закричав».
5
Если одиночное деепричастие приобретает значение уточнения, его также следует обособить запятыми. Например: «они постоянно смеялись, не переставая», «он долго бродил, сомневаясь». При ударении на глагол можно обособить деепричастие, чтобы придать ему значение попутного замечания: «ученик говорил, не переставая».
6
Необходимо различать, обозначает деепричастие обстоятельство или второе действие. В первом случае, его не нужно выделять запятыми. Такое деепричастие непосредственно примыкает к сказуемому и близко по выполняемым функциям к наречию.
7
Оно отвечает на вопросы «как?», «каким образом?», «в каком положении?». «Врал безостановочно» означает «врал без остановки», «шел не задерживаясь» - «шел без задержки».
8
Если же деепричастие обладает смыслом второго действия, его необходимо обособить: «спросила, не останавливаясь». Эта фраза означает: «спросила, но не остановилась». «Смотрела, не смеясь» - «смотрела, но не смеялась».
9
Если одиночное деепричастие оканчивается на «-а» или «-я», оно со всей вероятностью будет иметь значение обстоятельства образа действия. В этом случае запятые не требуются: «он вошел улыбаясь», «она стала отвернувшись».
10
Если же имеются другие признаки: оторванность от глагола, распространенность – обособление необходимо. «Улыбаясь, он вошел в комнату», «отвернувшись, она стала у окна».
11
Если одиночное деепричастие заканчивается на «-в» или «-ши», оно передает различные нюансы значений обстоятельства. Это причина, уступка или время.
12
В предложении такие деепричастия обособляются с двух сторон запятыми: «увидав, она испугалась». Это передает значение причины: «она испугалась, потому как увидала».
Видео по теме
Источники:
  • Знаки препинания при деепричастиях
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 2
Пожаловаться
написалa
Учителя в школе заставляют ставить точку после заголовка, причем с первого класса! Наш учитель за отсутствие точки в заголовке диктанта снижает отметку. Вот такие дела.
Пожаловаться
написалa
Одна моя знакомая, по слухам, выбила своему сыну индивидуальное право писать по правилам русского языка, а не первого класса. Но случай единичный, конечно.
А так да - сначала учат, потом отучивают. . .
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше