Совет 1: Что такое антонимы: примеры слов

Антонимы, как лексико-семантическое явление, теснее всех других явлений связаны с внеязыковой действительностью, поскольку обозначают те явления, которые в действительности существуют в противоположности. В языке антонимы существуют только в том случае, если слово обозначает родовое понятие, у которого есть видовое, обозначающее его крайнюю противоположность.
Что такое антонимы: примеры слов

Что такое антонимы?

Термин «антонимы» греческого происхождения и переводится как «противоимя».

Антонимы — слова с противоположным значением, выражающие его с помощью парадигматических связей.

Антонимы — это очень интересное явление языка, т.к. в сознании человека хранятся в виде антонимической пары.

Несмотря на то что антонимы противопоставлены друг другу всем своим содержанием, их смысловая структура является в высшей степени однородной. Как правило, антонимы различаются одним дифференциальным признаком.

Например, пара антонимов «веселыйгрустный» имеет общие семантические признаки (качество, настроение) и только один дифференциальный (положительное и отрицательное настроение).

Благодаря однородности смысловой структуры антонимы имеют почти полностью совпадающую сочетаемость.

Виды антонимов

Выделяют 2 вида антонимов:

1) разнокорневые и однокорневые.

Однокорневые антонимы обычно образуют бесприставочное и приставочное слова. Примеры: друг — недруг; плохо — неплохо; войти — выйти; подойти — отойти.

Разнокорневые антонимы полностью отличаются по своему вешнему виду. Примеры: черствый — свежий; жизнь — смерть.

2) градуальные, неградуальные и векторные антонимы.

Градуальные антонимы выражают противоположность, которая предполагает существование между двумя крайними точками промежуточных ступеней. Примеры: гениальный — талантливый — одаренный — средних способностей — посредственный — бездарный; умный — способный — толковый — неглупый — средних способностей — неумный — ограниченный — бестолковый — глупый.

Неградуальные антонимы называют понятия, между которыми нет и не может быть промежуточной степени. Примеры: истинный — ложный; живой — мертвый; свободно — занято; женатый — холостой.

Векторный антонимы обозначают противоположную направленность действий, признаков, качеств и свойств. Примеры: забывать — вспоминать; увеличивать — уменьшать; сторонник — противник.

Совет 2 : Что такое антоним

Если у вас не получается подобрать к слову антоним, а попытки поиска в словаре оказываются безрезультатными, стоит задуматься: может, у данного слова нет антонима по определению?
Что такое антоним
Антонимы (от гр. anti – против, onyma – имя) – это слова одной части речи, имеющие соотносимые друг с другом противоположные значения. Например, антонимы «сближать» и «отдалять» имеют общий компонент значения «двигать в определенную сторону по отношению к какому-либо предмету», на основе чего происходит противопоставление по элементам «от» и «к».В языке не могут быть противопоставлены слова, у которых отсутствует общий компонент значения. Из этого ясно, что далеко не все слова имеют антонимы. Так, антонимы нельзя подобрать к именам собственным (Павел Чичиков), существительным с конкретным значением (комната, телевизор), числительным (три, двадцатый). Чаще всего противопоставление происходит на основе качеств (бессовестный – честный, светлый - темный), количеств (много - мало), времени (рано – поздно, молодость - старость), пространства (север – юг, ближний - дальний), чувств (любовь – ненависть, волнение – спокойствие). Однако в тексте могут встречаться слова, которые сами по контекстуальные антонимы. Часто, особенно в литературе, антонимия используется в составе такого художественного приема, как оксюморон. Его принцип заключается в соположении рядом друг с другом двух заведомо противоположных понятий, причем слова, называющие эти понятия, как правило, являются разными частями речи: обыкновенное чудо, горячий снег, живой труп, стихотворение в прозе, Старый Новый год.
Видео по теме
Источники:
  • Краткий словарь антонимов
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500