Совет 1: Что такое биологически активные вещества

Значение биологически активных веществ в нашей жизни нельзя недооценивать. Они играют весьма заметную роль в профилактике основных хронических заболеваний, также в поддержании здоровья, хоть и не признаны эссенциальными пищевыми веществами.

Общая характеристика

Биологически активными веществами (БАВ) называют соединения, которые в силу своих физико-химических свойств имеют определенную активность и положительно влияют на определенную функцию организма, иногда не просто стимулируя или меняя ее, но и полностью ее замещая.

Абсолютно индифферентных веществ нет. Все вещества в определенной степени влияют на функции организма, помогая достичь определенного эффекта.

Самое большое количество биологически активных соединений найдено именно в растительной пище. Такие вещества называют фитосоединениями. Они оказывают влияние на процессы метаболизма и способствуют обезвреживанию чужеродных веществ в организме. Кроме того они могут связывать свободные радикалы.

По химической природе биологически активные соединения подразделяют на терпены, фенолы, тиолы и лигнаны.

Терпены

Терпены – это фитосоединения, действующие в качестве антиоксидантов. В том числе в эту группу входят каротиноиды. На сегодняшний день известно более 600 каротиноидов,

Содержание данных веществ в томатах, моркови, петрушке, шпинате, сладком перце, апельсинах и грейпфрутах. Каротиноиды улавливают и нейтрализуют свободные радикалы. Потребление продуктов, содержащих каротиноиды, способствуют ускорению окисления и выведения чужеродных веществ из организма.

Фенолы и полифенолы

Среди фенолов и их соединений наиболее изученными являются флавоноиды. Сегодня выявлено, изучено и описано около 5000 представителей флавоноидов.

Флаваноны – это определенный класс флавоноидов, имеющихся в цитрусовых фруктах. Также они встречаются в овощах, но лишь в определенных их видах и в очень малом количестве.

К флаванонам относят гесперитин, антоцианы и проантоцианидины. Эти вещества содержатся в яблоках, черной и красной смородине, черном чае, красном виде, шоколаде и всех видах цитрусовых. Все перечисленные активные вещества препятствуют развитию атеросклеротических заболеваний, способствуют в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Существует предположение, согласно которому, активные соединения этих групп также противовоспалительным и противовирусным эффектами.

Тиолы

В овощах семейства крестоцветных, таких как брокколи и различные виды капусты, находятся серосодержащие биологически активные вещества. Они включают в себя несколько подгрупп - индолы, дитиолтионы и изотиоцианаты.
Доказано, что употребление в пищу этих активных веществ угнетает вероятность возникновения рака легкого, желудка, толстой и прямой кишки. Это явление плотно связано с действием тиоловых соединений.
Активные вещества, относящиеся к тиолам, содержатся в луке и чесноке.

Лигнаны

Еще одна подгруппа активных фитососединений – лигнаны. Они содержатся в семенах льна, пшеничных отрубях, ржаной муке, гречневой и овсяной крупе, ячмене.
Потребление продуктов, содержащих лигнаны, в значительной степени снижает риск развития сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Совет 2: Что такое гормональный фон

Гормонами называются биологически активные вещества, которые выделяются особыми органами в организме человека и регулируют работу всех систем. В зависимости от пола, возраста, окружающих условий и состояния здоровья вырабатываются определенные вещества, которые составляют так называемый гормональный фон.

Гормональный фон

Гормональный фон – это совокупность всех действующих в организме человека гормонов, выделяющихся в определенных количествах. Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции и некоторыми нежелезистыми тканями. Они имеют биологическую активность, то есть способны влиять на работу внутренних органов и систем организма. Всего выделяют около семидесяти различных веществ, имеющих собственные функции. Одни отвечают за рост, другие следят за половым развитием, третьи контролируют обмен веществ. Они могут иметь различное строение: белковое, стероидное, аминокислотное.

В организме выделяется небольшое количество гормонов, но его достаточно для воздействия на органы и ткани, которое происходит через кровь. Эти вещества имеют различную активность в зависимости от многих факторов, в том числе количества необходимых для их работы витаминов и минеральных веществ в теле человека.

Выделение определенных гормонов в разные периоды жизни человека и в различных соотношениях определяется генетически: в генотипе человека заложены механизмы работы желез внутренней секреции. В результате складывается определенный гормональный фон, но это очень хрупкая система, на которую могут влиять многие внешние факторы. Из-за неблагоприятных условий окружающей среды, перенесенных болезней, определенных лекарственных препаратов и по другим причинам гормональный фон может нарушиться: выработка некоторых веществ может стать либо недостаточной, либо избыточной, изменится соотношение разных гормонов в организме. Даже незначительные изменения могут повлечь за собой серьезные нарушения в работе внутренних систем, в результате это скажется на самочувствии, внешнем виде, психическом и физическом здоровье человека.

Гормоны

За выработку гормонов в организме человека отвечает эндокринная система, которая состоит из комплекса органов. Щитовидная железа выделяет вещества, отвечающие за рост, обмен веществ и развитие человека. Произведенные в гипофизе гормоны регулируют деятельность других желез. В надпочечниках образуются половые гормоны и вещества, которые контролируют углеводный, белковый и жировой обмены. Там же выделяется адреналин, который регулирует давление, температуру тела, работу сердца. В поджелудочной железе производятся инсулин и глюкагон, тоже участвующие в обмене веществ. В эпифизе образуются мелатонин и серотонин.

Детский гормональный фон отличается от взрослого, так как все системы организма только развиваются. У мужчин и у женщин тоже вырабатываются немного разные гормоны, точнее, в различных соотношениях. В женском организме высок уровень эстрогенов, отвечающих за половое созревание, прогестерона, нужного для беременности и грудного вскармливания, тестостерона в нем меньше, чем у мужчин. У женщин производятся фолликулостимулирующий и лютеинизирующий гормон, которые регулируют созревание яйцеклетки. Во время беременности образуется хорионический гонадотропин, а после рождения ребенка – окситоцин.

У мужчин в организме вырабатываются все те же гормоны, но в других количествах. Действуют они тоже по-другому: например, фолликулостимулирующее вещество способствует созреванию сперматозоидов.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше