Совет 1: Особенности самооценки младших школьников

Самооценка – сложное личностное образование, в котором отражается то, что ребенок узнает о себе от других людей и собственная активность, которая направлена на осознание личностных качеств и действий. Знание вопросов самооценки младшего школьника во много определяет становление отношений с ребенком.
Особенности самооценки младших школьников
Развитие самооценки зависит от школьной оценки успеваемости. Принимая за главный ориентир оценку учителя, дети относят себя и других членов детского коллектива к категории отличников и двоечников. В результате каждая группа обретает набор соответствующих качеств. Уровень успеваемости в начальных классах – оценка личности и социального статуса ребенка. В этот период учителям и родителям важно понимать и разграничивать понятия «оценка деятельности» и «оценка личности». Недопустимыми являются ситуации, когда оценка успеваемости переносится на личностные качества ребенка. Негативный отзыв о работе малыша может отпечататься в его сознании фразой «ты – плохой человек».

Самооценка первоклассника практически полностью зависит от оценочных суждений взрослых. На 3–4 класс приходится переходный период, в результате которого резко увеличивается количество негативных самооценок. Недовольство собой распространяется на общение с одноклассниками и учебную деятельность.

Виды самооценки младших школьников



Ряд проведенных исследований показал, что младшим школьникам присущи все виды самооценки: завышенная устойчивая, адекватная устойчивая, неустойчивая, направленная в сторону неадекватного завышения или занижения. С возрастом у детей формируется способность правильно себя оценивать и снижается тенденция к переоценке. Наиболее редкой в данном возрасте является устойчивая заниженная самооценка.

Тип самооценки ребенка можно определить не только на основании оценочных суждений о самом себе, но и по отношению к достижениям других детей. Повышенная самооценка не всегда выражается в расхваливании себя, чаще можно заметить критические суждения о деятельности и работе сверстников. Ученики, имеющие пониженную самооценку, переоценивают достижения одноклассников.

Тип самооценки и особенности поведения



Не требуется специальных тестов, чтобы определить тип самооценки. Дети с адекватным типом бодры, активны, общительны и имеют хорошее чувство юмора. Поиск ошибок в собственной работе вызывает у них энтузиазм и интерес. Выбирая задания, они ориентируются на свои возможности, потерпев неудачу, в следующий раз отдадут предпочтение менее сложной работе. Высокая адекватная самооценка делает детей активными, стремящимися к достижению успеха независимо от вида деятельности.

Заниженный неадекватный тип легко узнаваем у младших школьников: на предложение проверить свою работу они откажутся это делать или выполнят, не внося никаких исправлений. Подбадривание и поощрение способно вернуть их к деятельности и возродить энтузиазм. Сосредоточенность на возможной неудаче делает таких детей замкнутыми и необщительными.

Совет 2 : Как формируется самооценка первоклассника

Когда ребенок переходит на новый этап, связанный со школой, у него начинается отчасти самостоятельная жизнь. Малыш учится сам принимать решения, делать выбор, составлять распорядок дня, жить по своему плану. То, как будет школьник учиться, напрямую зависит от его самооценки.
Как формируется самооценка первоклассника

Эффективность обучения зависит от высокой или пониженной самооценки школьника. Важно то, как ребенок себя принимает и понимает. Если школьник застенчив и боится высказывать свое мнение, то он может стесняться отвечать на уроках и тем самым зарабатывать себе не хорошую репутацию у преподавателя.

Из-за заниженной самооценки ребенок может потерять интерес к учебе. Кроме того, у него может появиться нежелание посещать учебное заведение.

Несомненно, в такой ситуации важно для ребенка, чтобы его труды оценили, похвалили. Учитель является для школьника младшего возраста, авторитетом. Если учитель высоко оценивает старания ученика, то мнение ребенка о себе повышается, если работа остается недооцененной, то понижается.

Для младших школьников важна оценка учителя и родителей. Часто бывает так, что у ребенка его самооценка завышена или понижена. В таком случае, ребенок не может объективно оценить свои знания и свое поведение, он полностью доверяет этот вопрос взрослому

В основном самооценку школьника формирует учитель. Но не стоит не брать во внимание отношения, которые складываются в классе. Таким образом, на развитие ребенка влияет и окружающая среда в целом.

Далее работа по формированию самооценки у ребенка полностью возлагается на учителя. Он не должен игнорировать детей, которые пока не могут проявить себя. Школьнику необходимо помочь в такой ситуации, подтолкнуть его к решениям различного рода задач.

Очень важна в школе работа психолога. Этот человек должен следить за ситуацией в классе в целом и за развитием личности каждого ученика в отдельности.

В таком случае психолог проводит много активных игр, совместных бесед, внеклассных часов, погружает детей в не стандартные ситуации, чтобы они могли проявить свои способности и себя.

Хорошим решением проблем является поход всего класса в определенные места или на природу. Каждому ребенку предоставляется задание, которое ему надо выполнить. Но если у малыша что-то не получается, то не надо его ругать. Наоборот, ребенок ждет помощи и поддержки. Надо собрать класс и предложить им помочь ребенку, который не справился. Главное, вселить в него веру, что если приложить достаточно усилий, то у него все получится.

Кроме того, на таких мероприятиях дети объединяются, становятся ближе друг к другу, находят общие темы и начинают общение. Педагогу необходимо почаще устраивать различные мероприятия для сплочения коллектива. Тогда самооценка школьника станет адекватной.

Если ребенка в коллективе унижают, обижают, не дают развиваться и проявлять себя, то у него формируется заниженная самооценка. Но если ребенка слишком сильно хвалят, то самооценка становится высокой и порой необъективной. Такие дети становятся лидерами, так как считают себя особенными, а остальные школьники становятся ведомыми, так как следуют за своим лидером.

Такой ситуации допускать нельзя. Оценка себя у школьника должна быть адекватной. Недопустимо, чтобы он приуменьшал свои способности или преувеличивал их. Если же это произошло, то ребенка следует отправить на беседу к школьному психологу.

Исправлять такую ситуацию необходимо в начале, когда ребенок еще идет на диалог. Позже изменить ситуацию будет практически невозможно.

Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500