Совет 1: Как уволить по статье

Увольнение - не очень приятный процесс. Но обстоятельства бывают разные: сокращение штата, приказ руководства, кризис, закрытие проекта. Самый простой вариант - попросить сотрудника уйти "по собственному желанию", но если он отказывается, будем искать другие пути. В поисках нам поможет «Трудовой кодекс». Открывайте статью 81 «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя». При каких же обстоятельствах можно расторгнуть трудовой договор?
Как уволить по статье
Инструкция
1
«Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации».
Подготовьтесь, устройте внеплановую проверку или отправьте работника на аттестацию, которую он скорей всего не сможет пройти. Но по закону увольняемый работник может претендовать на нижеоплачиваемую должность в вашей компании, вплоть до вакансий курьера или уборщицы.
2
«Неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей».
а) Сделайте выговор за опоздание или за несвоевременное выполнение задания. Но подобное взыскание можно наложить не позднее месяца с момента его обнаружения. При этом время отпуска или больничного не учитываются.
б) Потребуйте с опоздавшего работника объяснительную, если откажется писать, составляйте приказ о взыскании.
в) Ознакомьте с приказом сотрудника и возьмите с него роспись, что с приказом он ознакомлен.
3
«Грубое нарушение работником трудовых обязательств».
К этому пункту относятся различные прогулы, появления работника в нетрезвом состоянии и даже разглашение тайны: коммерческой, служебной – любой.
4
Какой бы способ вы ни выбрали, помните, что все должно быть подтверждено соответствующим документом.
Видео по теме

Совет 2 : Как сказать человеку, что его уволили

Увольнение – это очень неприятный процесс, притом не только для сотрудника, лишившегося работы, но и для того, кто должен ему об этом сообщить. Если вы построите беседу правильно, у уволенного сотрудника наверняка останется хорошее мнение и о вас, и о вашей компании.
Как сказать человеку, что его уволили
Инструкция
1
Ни в коем случае не пользуйтесь шпаргалками. Иногда, боясь, что в нужный момент не найдется правильных слов, люди заготавливают целую речь на бумаге. Просто как следует подумайте, как бы вы хотели построить беседу, а затем говорите увольняемому именно то, что нужно сказать, но не зачитывайте ему текст, словно приговор.
2
Приготовьтесь посочувствовать своему бывшему сотруднику, взять его за руку, похлопать по плечу, выразить ему свое сожаление по поводу его ухода. Если вы хорошо знакомы с увольняемым, вспомните особенности его характера и постарайтесь построить беседу, учитывая их. Ориентируйтесь в первую очередь на человека, которому вы хотите сообщить неприятную новость.
3
Не затягивайте разговор и будьте спокойны, но тверды. Некоторые сотрудники, не представляющие себе, как они будут жить после увольнения, готовы на все, лишь бы добиться отмены вашего решения. Если вас пытаются убедить, что все изменится, что теперь-то сотрудник будет работать в полную силу, спокойно объясните, что решение окончательное и обсуждать его больше нет смысла.
4
Ни в коем случае не говорите о плохом – говорите только о хорошем. Не нужно рассказывать сотруднику обо всех его ошибках, отрицательных чертах характера, о том, что он не справляется с работой. Во-первых, у увольняемого есть на этот счет свое мнение, и он наверняка постарается оспорить каждое ваше утверждение. Во-вторых, у него останется неприятный осадок после беседы с вами. Лучше скажите сотруднику, что он отлично работал, похвалите его за успехи, но отметьте, что компании необходимо сократить штат или что в связи с изменившимися обстоятельствами вам нужен сотрудник с иными знаниями и навыками. Говорите правду, но в хорошем ключе.
5
Постарайтесь использовать свои связи, чтобы помочь увольняемому найти новую работу. Если сделать это не получится, хотя бы напишите очень хорошую рекомендацию, которая поможет вашему бывшему сотруднику устроиться на новое место работы. Это будет нетрудно сделать, зато у уволенного останется хорошее мнение о вас и о компании. Он сможет спокойнее принять факт увольнения, если поймет, что найти новую работу будет не слишком сложно.
Видео по теме
Источники:
  • как сказать сотруднику об увольнении

Совет 3 : Как действовать работнику при различных вариантах увольнения

Неприятно терять работу, однако, все к лучшему, в особенности если работник знает свои права. В любом случае, впадать в панику не стоит, но вот знать, на что работник имеет право, очень полезно.
Как действовать работнику при различных вариантах увольнения

Уволен по своему желанию

Единственное обоснованное законом увольнение по желанию работника – это добровольное увольнение. Другими словами, если работник говорит что-то вроде «пиши бумагу», а работник знает, что желание уходить с работы у него нет, ему необходимо отказаться.

Вариант добровольного увольнения удобен для работодателя, ведь тогда не нужно платить компенсаций. Точно по такой же причине добровольное увольнение не будет выгодным для работника. В таких случаях необходимо сказать или начальнику, или отделу кадров, что лучше уволиться по соглашению с двух сторон.

Увольнение по соглашению двух сторон

Расторжение договора – это самый оптимальный и цивилизованный вариант. Этот договор оформляется в качестве дополнительного к основному трудовому.

Согласно этому документу, работодатель может выплачивать компенсацию, но можно обойтись и без этого. Ограничений на размер компенсации нет, так что ее размер устанавливается устно.

Не стоит забывать о том, что, кроме компенсации, работодатель должен выплатить зарплату за все отработанное, но неоплаченное время, а также выплатить компенсацию за отпуск, если он не был отгулен.

Увольнение по статье

Работодатель вполне может сказать (частые случаи) что-то вроде «или заявление, или по статье». Не стоит паниковать, ведь будет лучше разобраться, есть ли на самом деле у работодателя возможность официально уволить работника по статье.

Уволить человека могут только по тем причинам, которые отмечены в трудовом кодексе, а именно в статье под номером 81 (статья не предусматривает полета фантазий). Пунктов много, но самыми часто применяемыми являются:

  1. Опоздания;

  2. Нарушение прямых трудовых обязанностей;

  3. Частое неисполнение обязанностей.

Важный момент: особенность таких увольнений заключается в том, что любые факты должны быть в обязательном порядке зафиксированы. То есть работодатель должен запросить объяснение от работника. Если объяснений нет, работодатель составляет акт. И лишь после этого к работнику применяется дисциплинарное взыскание.

Увольнение по сокращению

Уведомление о сокращении работник обязан под роспись получить за 2 месяца до своего увольнения. В том случае, если у работника есть ребенок до 3 лет, или если работник один растит ребенка до 14 лет, сокращать его нельзя (статья 261 ТК России).

Работодатель может предложить расторгнуть договор не за два месяца, а сразу. В таком случае работнику должна быть выплачена компенсация за 2 месяца.

Важный момент: компенсация рассчитывается как средний доход за последний рабочий год. Это значит, что, если за этот год работы работник получал премии или переработки, компенсация будет больше.

Также работник должен получить выходное пособие (вычисляется оно также). Первая половина пособия выплачивается сразу, а вторая – через два месяца, но если работник не нашел работу.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500