Совет 1: Как стать тренером по боксу

Рассуждая на тему о том, как стать хорошим тренером, некоторые боксеры, не моргнув глазом, утверждают, что сделать это очень просто. Мол, достаточно раз пять побывать в нокауте, и ты готовый тренер. В каждой шутке, как известно, есть и доля правды. Последняя заключается, в частности, в том, что без собственных выступлений на ринге и колоссального личного опыта тренировать других боксеров сложно, да и не очень возможно.

Образование или диплом

Первое, о чем должен подумать будущий тренер по боксу (а начинать следует с работы в общей группе, а не персонально с каким-нибудь одиночным любителем ринга и гонга): как получить соответствующее образование. Для начала, конечно, нужно окончить среднюю школу, лучше параллельно со специализированной спортивной, став хотя бы кандидатом в мастера спорта. После чего желательно поступить в физкультурный или в педагогический, но имеющий спортивный факультет вуз, в котором постараться получить, пусть и достаточно формально, высшее образование.

Почему «формально»? Просто ни для кого давно не секрет, что у действующих спортсменов-профессионалов практически нет времени, сил, а порой и стремления на полноценную и стабильную учебу. Поэтому курсовые и даже дипломные работы они, с согласия преподавателей, обычно сдают не в период официальных сессий, а когда наступает межсезонье или возникает необходимость вылечить полученную травму. Либо вообще после завершения карьеры действующего спортсмена и спустя много лет после поступления. Как, например, экс-чемпион мира среди любителей и профессионалов Константин Цзю, не так давно ставший тренером чемпиона мира в тяжелом весе по одной из профессиональных версий Дениса Лебедева.

Разумеется, поступая в университет, академию или хотя бы в физкультурный техникум, потенциальный тренер должен выбрать именно свою, боксерскую специализацию. Хотя, возможно, в мире есть уникумы, способные тренировать брутальных боксеров, окончив ДЮСШ, детско-юношескую спортивную школу по шахматам или фигурному катанию. Пытаясь получить необходимый диплом, не стоит забывать и о собственных тренировках и боях, о повышении боксерской квалификации и интеллекта. Ведь многочисленные анекдоты про якобы глупых боксеров, использующих голову только для еды и ношения на ринге шлема, не более чем сарказм. Причем зачастую излагаемый самими боксерами.

Мастер спорта

Восемнадцать лет — возраст не только для поступления в университет и получения повестки в армию, но и для перехода спортсмена из молодежного во взрослый спорт с куда более жесткими требованиями к уровню мастерства. Юниор, желающий впоследствии учить других, обязан пройти школу взрослого бокса. Прежде всего, конечно, на официальных соревнованиях не ниже чемпионата страны, став как минимум мастером спорта. Кстати, добившись такого спортивного звания, но не имея диплома о высшем образовании, тоже можно рассчитывать на трудоустройство в качестве тренера. Скажем, в каком-нибудь небольшом населенном пункте или в клубе без особых претензий, где к отсутствию у потенциального тренера документа об образовании могут отнестись снисходительно.

И педагог, и психолог

Но чтобы стать хорошим тренером в профессиональном спортивном клубе или даже в простой секции для начинающих боксеров, только мечтающих о славе Цзю и Лебедева, одного поставленного удара недостаточно. Хотя наличие, например, отличного «джеба», которым виртуозно владел легендарный Мохаммед Али, тоже важно. Настоящий специалист должен быть еще и незаурядным педагогом, методистом, воспитателем, психологом, обладать хотя бы минимальными медицинскими познаниями, способностью понять степень таланта тренирующегося у него юного боксера, чуткостью, внимательностью, терпеливостью и даже чувством юмора.

Так, по словам двукратного призера Олимпийских игр заслуженного мастера спорта Виктора Рыбакова, один из его тренеров, экс-чемпион Европы по боксу Виктор Агеев, в одном из боев буквально потряс спортсмена. В частности, тем, что в перерыве между раундами не стал ничего говорить о тактике и стратегии ведения поединка, не начал разбирать ошибки, давать умные советы и призывать «бить сильней», а просто рассказал смешной анекдот. После чего расхохотавшийся и получивший положительные эмоции Рыбаков буквально вынес своего соперника с ринга, одержав уверенную победу.

Тренерские категории

Если спортсмены получают разряды и звания, то тренеры — профессиональные категории. Обладая ими, они приобретают возможность работать с соответствующей группой боксеров, от начинающих и до членов сборной страны. В России таких категорий четыре. Начальная — просто тренер, недавний выпускник физкультурного техникума, вуза или специальных курсов. Вторая — тренер, воспитанники которого завоевали медали на всероссийских соревнованиях и звания кандидатов в мастера спорта. Первая — тренер победителей и призеров чемпионатов и первенств страны, получивших удостоверения мастеров спорта. Высшая — тренер, прошедший обучение в Высшей тренерской школе, проработавший много лет и подготовивший чемпионов или призеров чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр, ставших мастерами спорта международного класса и заслуженными мастерами. Кроме того, такие специалисты удостаиваются и, как правило, званий заслуженных тренеров страны.

Совет 2: Как стать кандидатом в мастера спорта

Если перед вами стоит задача выполнить норматив кандидата в мастера спорта, вам нужно соблюсти некоторые важные правила. Чтобы достигнуть желаемое, спортсмены тренируются не один год, жертвую своим временем и своим здоровьем. Каковы условия получения данного спортивного звания?
Инструкция
1
Подберите хорошую секцию и грамотного наставника. Определитесь, какой вид спорта подходит именно вам! Ведь если вы не будете получать удовольствие от тренировок, то достижение звания кандидата будет больше похоже на каторгу. Может, вам интересны единоборства или легкая атлетика, а, возможно, и лыжи. Кому-то вообще подойдут только спокойные виды спорта без сильных физических перегрузок, например, шахматы. Другой момент – выбор наставника. Отнеситесь к этому вопросу очень серьезно, потому как без опытного тренера, все ваши усилия могут пройти даром!
2
Узнайте, что нужно для достижения уровня кандидата в мастера спорта в вашем выбранном виде. Изучите теорию своего вида спорта. Поскольку ваша цель - стать кандидатом в мастера спорта, запишите точно, что для этого нужно сделать. В разных видах спорта – разные нормативы: количество минут, килограммов или побежденный более сильный соперник на соревнованиях. Как бы то ни было, вы должны всегда видеть цель перед своими глазами.
3
Создайте вместе с тренером пошаговый план достижения цели. Теперь вы видите ясную задачу перед собой. В первые тренировочные месяцы ваш наставник уже точно сможет определить, какие действия и за какой срок приведут вас к рангу кандидата в мастера спорта. Составьте пошаговый тренировочный цикл, который сможет гарантировать вам получения данного звания через определенное время. Конечно, все очень индивидуально. Учитывайте особенности своего организма и тренировочную нагрузку.
4
Приступите немедленно к выполнению тренировочного плана, по ходу корректируя его. Все, что вам нужно теперь, – действовать по четкому плану! Тренируйтесь усиленно, не сбиваясь с намеченного пути. Заведите дневник тренировок, куда вы будете заносить свою тренировочную нагрузку, состояние, рацион и примечания. Это все поможет вам откорректировать отстающие моменты и приблизить вас к достижению цели.
5
Подготовьтесь к городским или областным соревнованиям. Как только вы наберете приемлемую форму, сделайте заявку на городские и затем областные соревнования в выбранном видео спорта. Скорее всего, выполнив спортивный норматив кандидата и заняв 1 или 2 места на соревнованиях данного ранга, вам будет присвоено звание кандидата в мастера спорта. В игровых видах спорта оно дается на областных и всероссийских соревнованиях, где команда должна взять медали или кубок за первое место.
Источники:
  • как стать кмс по легкой атлетике
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше