Совет 1: Что значит размножение черенками

Получение нового растения из какой-нибудь части старого – например, черенков, листьев, корней, называют вегетативным. Наиболее распространенным считается способ размножения черенкованием.
В декоративном садоводстве, цветоводстве достаточно широко применяется размножение растений черенками. Его предпочитают использовать в тех случаях, когда не получается добиться раннего цветения при размножении семенами, при размножении махровых (полноцветных) форм растений, где семена не образуются или их можно получить в очень небольшом количестве, и в других случаях.

Что такое черенок

Черенки представляют собой часть стебля, корня или листа, которую следует поместить в наиболее подходящие условия для образования корней. После получения корешков черенок развивается в новое растение. Черенки могут быть листовыми, корневыми или листовыми.

Корневые черенки получают следующим способом. Осенью или весной корни нарезают на отдельные куски по 4 или 5 сантиметров. Их толщина должна определяться в зависимости от вида растения. Наиболее подходящими можно считать черенки толщиной с палец или с карандаш. Высаживать их надо вертикально, емкость должна быть заполнена смесью торфяной и песчано-дерновой земли.

Держать их лучше в теплом месте, например, в парнике или оранжерее под стеллажами, после прорастания их лучше вынести на свет. Можно пересадить молодые растения в небольшие горшочки, где они будут расти до весны или осени следующего года. Стеблевые черенки берут в основном с верхних веток.

Что влияет на укоренение черенков

На укоренение черенков существенно влияет освещение. Если у них имеется хотя бы небольшой кусок листа, для укоренения потребуется свет. Лишенный листьев черенок лучше укореняется в темноте. Кроме этого, листья лучше максимально удалить еще и потому, что через них уходит много влаги. Черенки, особенно слабые, начинают высыхать. Высаженные в светлую посуду, они будут укореняться намного хуже, чем при посадке в темную. Некоторые черенки хорошо укореняются в период покоя.

Многое при укоренении зависит от того, с какого растения срезаны черенки, как оно удобрялось. При полном отсутствии подкормки для материнского растения укоренение будет осложнено. При получении подкормок с повышенным содержанием азота – почти то же самое. Для того, чтобы хорошо проходило образование новых корней, для материнского растения удобрения должны содержать много калия, фосфора, совсем немного азота.

Срезы со старых растений черенкуются очень плохо. У срезов с молодых черенкование проходит намного лучше, даже без обработки стимуляторами корнеобразования. Для тех видов растений, которые и без того отличаются хорошим укоренением, обработка необязательна, а возраст материнского растения вообще не имеет значения.

Совет 2: Что такое вегетативное размножение растений

Хотя у животных и растений когда-то и был общий предок, они так не похожи друг на друга. У представителей флоры имеются органы и ткани, разительно отличающиеся от тех, что есть у зверей. Да и размножаются деревья и травы отнюдь не так, как млекопитающие или рептилии.
Под размножением в биологии понимается процесс, приводящий к увеличению числа особей определенного вида. Растения используют для преумножения своей численности три способа размножения: бесполое, половое и вегетативное.

Чем вегетативное размножение отличается от бесполого

Хотя вегетативное размножение также является бесполым, ведь в нем не участвуют половые клетки, ученые разделяют эти процессы. Отличие заключается в том, что при вегетативном размножении дочерней особи переходит какая-либо часть материнского организма, в то время как при бесполом размножении этого не происходит. Во время бесполого размножения путем мейоза у материнского растения образуются споры с генетическим материалом, которые затем рассеиваются и дают жизнь новым особям.

Как происходит вегетативное размножение

Вегетативное размножение свойственно практически всем представителям царства растений. При этом процессе новый дочерний организм образуется из части материнского и является идентичным ему. У водорослей могут отделяться неспециализированные части таллома, из которых впоследствии образуются новые особи. Одноклеточные же водоросли способны делиться на две аналогичные клетки.

У высших растений этот процесс более разнообразен. Различают три вида вегетативного размножения: партикуляция, сарментация и вегетативная диаспория. При партикуляции корневая система материнского растения со временем отмирает, в результате чего растение распадается на части, каждая из которых становится отдельным организмом. Такой способ размножения характерен для борца, ветреницы или полыни.

Сарментация представляет собой процесс, при котором от материнского растения отделяются дочерние особи только после их укоренения. Размножение усами и плетьми, которое наблюдается у садовых культур, является примером сарментации. Также к этому типу относят размножение корневыми отпрысками, отводками, столонами, турионами.

При вегетативной диаспории для размножения используются видоизмененные органы, фрагменты побегов или же диаспоры. К примеру, ива способна воспроизводить дочерних особей из фрагментов своих побегов, жируха лекарственная дает потомство при помощи пазушных почек. Распространено вегетативное размножение, осуществляемое с помощью видоизмененных корней и стеблей – луковицами, корнелуковицами, корневыми шишками, клубнями.

Для некоторых растений при вегетативном размножении характерно живорождение. В этом случае на материнском растении развиваются дочерние особи с полным набором органов. Подобное явление наблюдается у папоротников и каланхое.
Видео по теме
Черенкование как способ размножения растения: правила и нюансы
Связанная статья
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше