Почему надо быть терпимым? А потому, что именно в нетерпимости кроется главная причина всех конфликтов: от ссор между одноклассниками до войн! Например, один человек готов понять и признать простую истину, заключающуюся в том, что человек, отличный от тебя, вовсе не обязательно твой враг. Он будет искать компромисс, устраивающий обе стороны.

Для нетерпимого же человека сама мысль, что можно признать равным себе «чужака», который на него не похож (внешним видом, религиозной либо национальной принадлежностью, мировоззрением), просто невыносима. Он искренне считает, что его надо или убедить встать на свою точку зрения (обратить в свою веру), или заставить подчиниться. И вся мировая история тому свидетель. Сколько крови лилось в тех же религиозных войнах!


Нетерпимость очень вредна и в повседневной жизни. Например, о каком прочном браке можно говорить, если один из супругов откровенно подавляет другого, не желая даже прислушиваться к нему, придирается, постоянно высмеивает его недостатки, промахи? Почти наверняка такая семья распадется. И будет ли дружным, работоспособным трудовой коллектив, если его руководитель совершенно нетерпим даже к малейшим упущениям, ошибкам или человеческим слабостям подчиненных, оскорбляет их, устраивает грубые «разносы»? Он может совершенно искренне считать, что поступает правильно, но на пользу делу это явно не пойдет!

Даже в таких, казалось бы, простых житейских ситуациях, как поездка в общественном транспорте или покупка в магазине, нетерпимость может сослужить плохую службу. Наверняка каждому из вас доводилось быть свидетелем ссор, скандалов между пассажирами или продавцами и покупателями, порой - на грани безобразного хамства. Причем из-за совершенно ничтожных поводов! А будь скандалисты терпимее к недостаткам и оплошностям других людей, и нервы были бы целее, и настроение осталось бы неиспорченным.

Разумеется, это не означает, что надо удариться в другую крайность типа непротивления злу насилием, которое проповедовал в конце жизни Лев Толстой. Все хорошо в меру, и терпимость тоже должна иметь границы. В противном случае, она обернется потаканием и безнаказанностью. Тут, как и во всех других случаях, нужна «золотая середина».