В системе управления есть один основной параметр, который разделяет автомобили на две группы: автомобили с автоматической коробкой переключения передач (АКПП) и автомобили с механической коробкой переключения передач (МКПП). Отсюда и все различия данных групп. А они, если внимательно приглядеться, очень значительные.

Отличие механической и автоматической коробок передач



Рассмотрим в сравнении первую и вторую группу машин с точки зрения внешних различий органов управления, которыми пользуется любой автолюбитель.

АКПП в большинстве случаев рассчитана на два рабочих положения: скорость (движение вперед) и задний ход. В нерабочее время, когда автомобиль стоит на месте, рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении, которое расположено между первым и вторым. Соответственно, под водительским рулем расположены две педали: газ и тормоз.


МКПП рассчитана на 5 или 6 рабочих положений, плюс нейтральное – расположенное в середине. Итого пять или шесть скоростей для движения вперед и одна скорость заднего хода. Для переключения ручки передач между скоростями под рулем водителя добавляется педаль сцепления. Итого три педали: сцепления, тормоза и газа.

В чем основная трудность управления машины с механической коробкой передач



Основная трудность МКПП и отличие от управления машины с АКПП состоит в том, что одна рука и одна нога постоянно задействованы на рычаге переключения передач и на педали сцепления соответственно. В то время как у водителя, управляющего АКПП одна нога свободна, а ручку переключения передач требуется перемещать лишь в случае изменения направления автомобиля вперед/назад.

Принцип скоростей на автомобиле с МКПП такой: при включенном моторе ведущий вал постоянно вращается (при добавлении газа с большей, при уменьшении – с меньшей скоростями). Включая разные скорости с помощью педали сцепления, от коробки передач на ведущие колеса передается разный крутящий момент, поднимающий или снижающий скорость машины в целом.Для переключения или включения скорости необходимо каждый раз нажимать сцепление и перемещать ручку скоростей. На первых порах, да и в дальнейшем это требует от водителя концентрации для правильной координации движений.

Несомненно, не имея финансовых ограничений, многие водители предпочли бы автоматическую коробку механической. Но поскольку цена является во многом решающей при выборе средства передвижения (а АКПП чуть дороже МКПП), водители ежедневно сталкиваются с трудностями управления машины на механике. Впрочем, МКПП дает профессионалам возможность более технично управлять автомобилем, и поэтому нередко они осознанно выбирают именно этот вариант, не обращая внимания на минусы и сложности.