Совет 1: Коммуникация как социальный феномен

Человек как социальное существо не может жить вне общения с себе подобными индивидами, то есть вне коммуникативных отношений. Таким образом, социум держится на социальных отношениях и коммуникации между его членами.
Коммуникация как социальный феномен

Зачем обществу коммуникационные отношения



Социальная коммуникация – это особого рода деятельность, которая обусловлена системой норм и оценок, а также правил поведения, принятых в обществе, члены которого вступают в данную коммуникацию.

Целью всякой коммуникации является стремление индивида к передаче и получению информации, которая является для него важной и социально значимой. Индивид, участвующий в социальной коммуникации, становится коммуникативной личностью. Всякая коммуникативная личность характеризуется тремя типами параметров: мотивационными, когнитивными и функциональными. Все эти параметры индивида нацелены на поддержания контакта с собеседником, на установление обратной связи между собеседниками, на регуляцию самооценки и пр.

Особенно важным моментом коммуникации как социального феномена является потребность манипулировать собеседником и отбор необходимой для этого информацией. Процесс коммуникации неоднороден по сути и имеет следующие особенности:
- наличие массовой аудитории;
- многоканальность взаимодействия;
- технические средства, способствующие распространению массовой коммуникации.

Однако социальный феномен коммуникации нельзя рассматривать только лишь как поиск способов манипуляции аудиторией. Социальная коммуникация предполагает также сплочение людей в этой аудитории, то есть их консолидацию.

Различные подходы к определению коммуникации



В отечественной социологии под коммуникацией принято понимать реальное общение во всех его проявлениях. Причем, по утверждению исследователей, люди не просто так общаются, а преимущественно во время трудовой деятельности. Такой позиции придерживались А.Ананьев и С.Рубинштейн.

Другие ученые – В.Слободчиков, Е.Исаев – рассматривают коммуникацию, или общение, не только как совместную деятельность, но и как продукт этой деятельности.

По мнению А.Реан, общение – не просто средство, но и цель. Индивид всеми силами и средствами, ему доступными стремится к коммуникации. Реан в поддержку своей позиции вспоминает пирамиду американца Маслоу, который называет коммуникацию необходимой потребностью для человека.

Таким образом, коммуникацию можно рассматривать и определять по-разному. Однако ее социальную значимость для общества в целом и индивида в частности переоценить невозможно.
Источники:
  • Спорт как социальное явление и фактор социализации личности

Совет 2 : Коммуникация как социальное действие

Коммуникация – это сложный и многоплановый процесс, формирующийся в результате совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией. В качестве социального действия коммуникация обеспечивает такое взаимодействие людей, при котором возможна их совместная деятельность и удовлетворение личных потребностей.
Коммуникация как социальное действие

Значение коммуникации для человека



Для каждого человека навыки коммуникации необходимы. В процессе общения с другими индивидами формируются поведенческие модели, которые затем становятся основным кредо человека. В ходе коммуникации оттачиваются самооценка, мышление и способность к анализу. Каждый человек постоянно находится в состоянии внутреннего диалога с самим собой – это тоже следствие коммуникации.

Как социальное действие коммуникация помогает распространить превалирующий тип поведения. Так, общаясь с развитыми людьми, человек приобретает полезные знания и навыки. Спустя какое-то время он сам становится развитой личностью и передает свой опыт другим. Эта преемственность лежит в основе социального и психологического здоровья общества.

Маленький гражданин общества взаимодействует с окружающими его людьми с помощью поначалу невербального общения – это первый и потому один из самых важных видов социальной активности. Благодаря коммуникации ребенок получает информацию, необходимую для развития его как личности. Впоследствии, когда ребенку исполняется два-три года, он приступает и к предметной деятельности, которая также является важным этапом социального развития.

Виды коммуникации и их роль



Все виды коммуникации – важные этапы взаимодействия с окружающим обществом, они существенно влияют на социально-психологическое развитие человека. Задача личностного общения – сформировать у человека привычки, черты характера, интересы, дать ему понятие о нормах нравственности и определить жизненные приоритеты.

Материальная коммуникация позволяет человеку получить необходимые предметы духовной и материальной культуры. Это ведет к индивидуальному развитию личности. Мотивационное общение служит для человека источником сил и новых навыков и интересов. Оно увеличивает психоэнергетический потенциал личности, а это в свою очередь способствует ее социальному развитию.

Первый вид коммуникации, доступный человеку – невербальное общение. Еще до того, как ребенок научится говорить, он способен к межличностным контактам, и таким образом происходит его социализация. Роль всех видов коммуникации необычайно важна для человека, поскольку без взаимодействия с другими членами общества он не сможет стать личностью и будет вести фактически животную жизнь. Это доказано рядом социальных экспериментов, в которых исследовались способности к коммуникации у людей разного возраста и разного социального опыта.
Видео по теме

Совет 3 : Коммуникация как социальное явление

Важнейшей составляющей социального взаимодействия является социальная коммуникация. Под данным термином подразумевается вид связей на основе направленной передачи информации, позволяющей осуществлять социокультурное взаимодействие одного или нескольких индивидов.
Коммуникация как социальное явление
Процесс коммуникации можно разделить на внутриличностный, групповой и межличностный. Важную роль в процессе межличностного общения людей играет структура взаимодействия. Ключевыми элементами здесь становится отправитель информации и её получатель. Цепочка передачи посыла имеет ярко выраженный источник данных и субъект, который посылает обратную связь. При этом под источником информации подразумевается некий человек, который способен кодировать информацию и составлять из нее сообщение.

Для передачи знаний объекту необходим канал коммуникаций: книга, фильм, вербальный канал (беседа) и т.д. Узнать о получении информации адресату можно непосредственно через обратную связь. Субъект общения должен каким-либо образом отреагировать на сообщение, будь то словесная реакция или телодвижения.

Под группой подразумевается собрание неограниченного количества индивидов, которые идентифицируют себя как члены одного сообщества, следующие определенным правилам и нормам, специфической культуре. Важной проблемой подобных коммуникаций является принятие решений. Обычно эта миссия падает на лидера группы, но его выявление процесс неоднозначный. Люди скорее послушаются неформального вожака группы, чем официально назначенного руководителя. Данное явление объясняется довольно легко. Каждый член социума жаждет исполнения собственных интересов, а начальство скорее выберет путь решения проблемы с пользой для себя самого.

Внутриличностный процесс коммуникации не является социальным. С помощью своего сознания человек осмысляет свои собственные поступки, принимает решения в различного рода ситуациях, обращает внимание на свое место в социуме, но при этом не советуется с ним. Вся эта деятельность проходит строго во внутреннем мире личности. В ходе жизнедеятельности индивида важным приобретением может стать коммуникативная компетентность. Именно она позволяет человеку не держать переживания в себе, а уметь грамотно делиться пониманием ситуации с другими людьми.

Сходным для всех трех видов коммуникаций являются их функции: информационная, регулятивная, аффективная. Первая говорит о том, что человек постоянно находится в процессе приобретения информация. Вторая функция делает общение организованным и контролируемым процессом. Третья функция позволяет человеку пояснить для себя или показать окружающим личное эмоциональное состояние.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500