Совет 1: Что такое слухи как социальный феномен

Слухи – один из видов коммуникации, связанный со стихийным коллективным поведением. Обычно слухи недостоверны, носят негативную окраску и передаются посредством устной речи.
Что такое слухи как социальный феномен
Инструкция
1
Чаще всего слухи возникают в моменты, связанные с неопределенными ситуациями. Так как люди боятся неизвестности, у них появляются догадки о том, что происходит на самом деле. В процессе обмена догадками и рождаются слухи.
2
Такие слухи можно поделить на следующие типы: слух-мечта, который построен на надеждах индивида на позитивное разрешение ситуации; слух-пугало – в противоположность слуху-мечте, воплощает предрасположение людей к негативным последствиям событий; слух-разделитель – имеет своей целью настроить одни социальные группы против других. Все эти виды слухов помогают людям адаптироваться к ситуации и происходящим изменениям, а также разряжают их эмоции.
3
Слухи могут создаваться специально. В таком случае они будут нацелены на конкретное лицо или на группу лиц. Целью таких слухов может быть клевета либо стремление создать сенсацию для привлечения внимания. Чаще всего данную функцию берут на себя сплетни. Сплетни – это особый механизм формирования общественного мнения, основанный на передаче неточных или заведомо ложных сведений о популярных личностях. Данный вид слухов интересен многим, так как удовлетворяет определенные информационные потребности.
4
Переходя от человека к человеку, слух видоизменяется: часть информации теряется, а часть приукрашивается новыми деталями.
5
Чаще всего созданию и распространению слухов подвержены люди с повышенным уровнем тревожности, либо люди, стремящиеся продемонстрировать превосходство во владении информацией. Тревожность человека влияет на его желание скорее понять ситуацию, разобраться с ней и принять решение, как следует поступать дальше. Превосходство во владении информацией является средством повышения статуса.
6
Также данным способом коммуникации пользуются люди с потребностью принадлежать к какой-либо социальной группе. Слухи могут быть источником развлечения.
7
Лучше всего слухи воспринимаются людьми, обладающими повышенной внушаемостью и неспособными мыслить критически.
8
Слухи являются неформальным каналом общения в организации, чаще всего между равными по статусу людьми. Обычно это подчиненные. Основными источниками слуха в компании могут стать задержка в принятии важного решения со стороны начальства, «утечка информации» или неоднозначная официальная информация по какому-либо поводу. Также причиной появления слухов может стать межличностный конфликт.
Видео по теме

Совет 2 : Что такое слухи как социальное явление

«Сколько слухов наши уши поражает! Сколько сплетен разъедает, словно моль!» – пел Владимир Высоцкий. Слухи – неискоренимая составляющая человеческого общества, определяющая его социальный облик.
Что такое слухи как социальное явление
Феномен слухов хорошо знаком любому взрослому человеку, тем не менее слухи не так просто поддаются строгим дефинициям. По сути, это неподтвержденная информация, источник которой неизвестен.

С уверенностью можно констатировать, что слухи – феномен межличностного общения, а не массовой коммуникации. Например, непосредственное восприятие реципиентом сообщений СМИ не относится к циркуляции слухов. Таким образом, о слухах можно говорить лишь тогда, когда некая информация становится фактом межличностного общения.

Издревле слухи передавались устным путем в виде сплетен. С развитием средств коммуникации появлением интернета и огромного количества персональных сетевых страниц, масштабы и темп распространения слухов значительно увеличились. В виде слухов распространяется скандальная и скрываемая информация, имеющая эмоциональную значимость для аудитории.

Под циркуляцией слухов обычно понимаются такие процессы межличностного общения, при которых актуальный сюжет становится достоянием обширной аудитории.

Обычно распространение слухов служит целью повышения авторитета и общественного статуса. Если слух со временем подтверждается, то распространявший его человек приобретает положительную репутацию. Распространение же уничижительных сплетен является вредным «оружием» в руках дезинформатора.

Возможен и вариант распространения слухов в связи с недостатком у общества информации по тому или иному вопросу. Так, слух о неудаче со строительством телебашни в Риге в 1983 году, о просчетах в ее проекте, разоблаченный в итоге одной из известных правительственных газет, являлся результатом дефицита информации по волнующему большинство людей вопросу.

Закономерность распространения слухов внутри социальных групп в пределах некоторого пространства позволяет классифицировать их по уровню.

Иными словами, можно выделить следующие виды слухов: «локальные» слухи (существуют внутри небольшой социальной группы, например, на стадионе, на котором выступает политический деятель, может распространиться слух, что под трибуной заложена бомба, и зрители начнут покидать стадион), «региональные» слухи (циркулируют в связи с ценностями и целями населения области или группы областей, регионов), «национальные» и «межнациональные» слухи (придя в какую-либо страну через зарубежный «источник», могут распространяться в национальных рамках, так происходят «подсаживания» провокационных слухов при военных конфликтах).
Видео по теме

Совет 3 : Слухи как социальный феномен

Слухи представляют собой передачу информации через личные контакты и другие социальные каналы. Они могут быть достоверными или недостоверными, но способны играть важную роль в формировании мнений и настроений в социуме.
Слухи как социальный феномен
Инструкция
1
Феномен слухов представляет собой процесс передачи информации с помощью социальных каналов. Слухи могут отличаться той или иной степенью достоверности.
2
Вопреки расхожему мнению, слухи вовсе необязательно не имеют ничего общего с реальностью. Исследователи предпринимали множество попыток доказать обратное. Так, в ходе одного из таких экспериментов, социологи провели опрос людей с разным уровнем образования и достатка. Всем им задавали один и тот же вопрос - «Как часто вы сталкиваетесь со слухами?» Оказалось, что чем выше интеллект и уровень достатка человека, тем сильнее он уверен в том, что часто сталкивается со слухами. Но на самом деле результаты этого эксперимента ничего не говорят о достоверности слухов и лишь подтверждают связь между интеллектуальным развитием и субъективным восприятием слухов.
3
Слухи не выражаются в оценочных суждениях. Например, когда одна девушка по секрету рассказывает другой о своем отношении к молодому человеку - это не слух. Другое дело, если она сопровождает свой рассказ ранее неизвестными фактами из его биографии. Слухи рождаются только тогда, когда передаваемая от человека к человеку информация содержит сведения о предмете, факты.
4
Слухи как феномен известны с незапамятных времен. Их даже использовали для политической и идеологической борьбы. Например, еще в период расцвета Римской империи римляне распускали во вражеских войсках слухи о невиданной храбрости своих солдат. По всей видимости, похожим приемом пользовались и татаро-монголы. Русские летописцы были уверены в многочисленности татарского войска и оценивали его не менее, чем в 10 000 человек. Хотя по данным исторической демографии, татаро-монголы просто физически не могли иметь такую огромную по тем временам армию.
5
В современном мире с началом расцвета рыночных отношений слухи стали активно использовать в коммерческих и манипулятивных целях. В США существовали компании, которые занимались распространением слухов для рекламы товаров, провоцирования рабочих забастовок, борьбы с этими забастовками и т.д. Например, чтобы не допустить забастовку, нередко среди жен рабочих какого-нибудь завода запускали слух, что члены профсоюза получают деньги за протесты рабочих.
6
Слухи играют роль универсального средства передачи информации, особенно когда другие методы сбора информации затруднены. Они могут служить движущей силой в формировании мнений и настроений в обществе и часто используются, как инструмент дополнительного политического влияния.
Видео по теме

Совет 4 : Слухи как массовое явление

Слухи являются массовым явлением и довольно важной формой выражения общественного мнения. Они относятся к неформальным каналам массовых коммуникаций и предполагают передачу важных сообщений в межличностном общении.
Слухи как массовое явление

Понятие и особенности слухов

Слухи - это недостоверная или искаженная информация, которая распространяется и функционирует исключительно в устной форме. Чаще всего они возникают в условиях информационного депозита и при отсутствии достоверной информации. Слухи отличаются от информации тем, что они недостоверны. Если они подтверждены фактами и доказательствами, то это просто информация, которая не может называться слухами. Недостоверность слухов обусловлена тем, что в процессе их циркуляции информация претерпевает изменения и искажается.

Очевидно, что слухи появились уже давно, но их комплексные исследования как массового явления появились только во второй половине 20 века. Тогда они нашли свое практическое применение при маркетинге товаров и услуг. Слухи распространялись и в целях борьбы с конкурентами. Важное значение распространению слухов традиционно придавалось в период войн. Делалось это в целях ослабления морального духа военных.

Интерес политиков и психологов к механизмам и особенностям распространения слухов заключается в следующем. Слухи являются ценным источником информации об общественном мнении, настроениях в обществе, отношении к политическому режиму и пр. Также слухи служат катализатором политических трансформаций, поэтому их учет позволяет правильно прогнозировать общественные процессы. Наконец, слухи являются важным факторов формирования общественных настроений и служат механизмом формирования общественного мнения.

Классификация слухов

Слухи можно классифицировать по различным основаниям. С точки зрения их достоверности различают абсолютно недостоверные, недостоверные, относительно достоверные и близкие к действительности. Эмоциональная типология различает «слух-желание», «слух-пугало» и «агрессивные слухи».

«Слухи-желания» отражают желаемое видение будущего и актуализированные потребности населения. Например, в 19 веке были распространены слухи о скором освобождении от крепостного права. С другой стороны, такие слухи могут стать источником манипулирования массовым сознанием. Они могут как препятствовать возникновению паники, так и вызвать агрессию, деморализовать население. Так, в период немецко-французской войны в 1939-1940 годы немцы активно распространяли слухи о скором начале переговоров. Это ослабляло стремление французов к оказанию сопротивления.

«Слухи-пугало» несут негативные настроения и вызывают панику. Обычно они возникают в период социального напряжения. Наиболее часто встречаются слухи относительно продуктов питания. Это может привести к росту цен или исчезновении определенных товаров. Например, в России 1917 года с прилавков пропал хлеб, хотя урожайность была обычной. В 2006 году наблюдалась паническая скупка соли из-за слухов о возможном прекращении поставок из Украины.

«Агрессивные слухи» не просто запугивают население, но и призваны спровоцировать агрессивные действия. Они основаны на противопоставлении нормальных людей и нелюдей. Часто они вызваны межнациональными конфликтами. Например, слухи об истреблении белых в Заире, зверствах федеральных войск в Чечне.
Видео по теме

Совет 5 : В чем феномен слухов

О существовании слухов знают многие, если не все. Интуитивно мы связываем их с передачей ложной или недостоверной информации. Однако феномен возникновения и распространения слухов до сих пор не изучен.
В чем феномен слухов
С древнейших времен слухи использовались в качестве инструмента идеологической или политической борьбы. На бытовом уровне слухи представляют собой передачу заведомо ложной или непреднамеренно искаженной информации, преследующей своей целью сформировать определенное мнение о предмете или событии, являющимися их темой.

Как возникают слухи

Вопреки распространенному мнению, степень достоверности информации не оказывает влияния на то, интерпретируем ли мы полученные сведения как слух. Основополагающим аспектом в классификации слухов является то, что они передаются по каналам межличностного общения.

Конечно, далеко не вся получаемая таким способом информация является слухами. Если в беседе со знакомыми или приятелями дается оценка каким-либо событиям, излагаются философские или религиозные концепции, выказывается отношение к общим знакомым – это нельзя назвать слухами. В тоже время, когда сообщаются ранее неизвестные собеседнику сведения о предмете и они дополняются личной оценкой или ссылкой на авторитетное экспертное мнение, начинается циркуляция слухов. Фактически, для возникновения слухов необходимо наличие двух условий: наличие новой предметной информации и каналов её распространения.

Почему необходимо изучать слухи

Важность этой работы обусловлена следующими обстоятельствами:
- слухи являются валидным источником информации о политических настроениях, отношении граждан к руководству страны, реальных ценностях населения;
- слухи служат катализатором общественно-политических перемен, провоцируют возникновение определенных событий;
- слухи формируют определенные настроения населения, способствуют смене приоритетов или изменению социально-одобряемых стереотипов поведения граждан.

Особенно возрастает роль слухов в обстановке дефицита информации. Их анализ помогает воссоздать близкую к действительности картину умонастроений населения, а также позволяет манипулировать настроениями и предпочтениями граждан.

Как циркулируют слухи

В процессе распространения слуха его фабула (сюжет) претерпевает определенные изменения. Специалисты выделяют три тенденции преобразования слухов:
- сглаживание – при передаче некоторые малозначительные в глазах определенной аудитории детали события могут опускаться, сюжет слуха становится ярче и динамичнее;
- заострение – важные детали выдвигаются на первый план, увеличивается их масштаб и значимость, а также добавляются нюансы, способствующие его функционализации;
- приспособление – отдельные детали сюжета подстраиваются под стереотипы и установки, иногда полностью меняя смысл слуха.

Например, в слухе об автомобильной аварии, благодаря сглаживанию, могут исчезнуть детали, касающиеся места крушения. В результате заострения 1-2 жертвы трагедии могут трансформироваться в «гору трупов», а следствием приспособления может стать трансформация заурядного дорожно-транспортного происшествия в криминальную «разборку».
Видео по теме

Совет 6 : Что представляют собой слухи как психологическое явление

Слухи - это феномен массового поведения и особое психологическое явление. Они играют важную роль в психологии масс, а знание их закономерностей позволяет управлять массовыми процессами.
Что представляют собой слухи как психологическое явление
Исторически появление массового поведения было связано с функционированием каналов неформальной информации, в частности, слухов и сплетен. Слухи существовали всегда. Их невозможно искоренить и запретить. Именно поэтому многие исследования направлены на изучение особенностей формирования и распространения слухов. Ведь это позволяет управлять массовым сознанием.

Слухи - это всегда недостоверная информация. В процессе их циркуляции любая, даже правдивая информация, проходит ряд трансформаций. В их числе сглаживание, заострение и адаптация. Механизм сглаживания подразумевает, что в процессе циркуляции несущественные для группы детали исчезают, а сюжет - укорачивается. С другой стороны, сюжет обогащается новыми деталями, а отдельные его составляющие отсутствуют. Наконец, информация приспосабливается под стереотипы и установки группы, что в конечном итоге меняет психологическое содержание.

Слухи могут формироваться извне целенаправленно, а также спонтанно. Важными условиями формирования слухов является актуальность их для аудитории, наличие интереса к затрагиваемой проблеме, а также дефицит информации по данной тематике. Так, очевидно, в разряд российских слухов не может перейти информация о возможном дефиците молока в Латинской Америке. Такой слух не будет интересен обществу и вряд ли кто-то станет его передавать. При этом самая невероятная информации на грани фантастики, которая соответствует интересам общества, вполне может перейти в разряд слухов.

Другой важной составляющей возникновения слухов является неудовлетворенность потребностей в информации. Правительство может специально замалчивать информацию в целях недопущения паники среди населения. По факту это может стать почвой для распространения слухов и только усилить панические настроения. Часто возникновению слухов способствует не только отсутствие информации, но и недоверие к источнику ее распространения. Например, к официальным СМИ или политическим лидерам.

По формуле Олпорта -Постмана, слух есть интерес к теме, помноженный на дефицит информации. Получается, когда одна из составляющих равна нулю, слух не приобретет массового распространения.

Слухи возникают и распространяются для удовлетворения потребностей людей. Важной психологической функцией слухов является эмоциональная разрядка. Поэтому слухи чаще всего возникают в условиях психологического напряжения. С другой стороны, распространение слухов может способствовать удовлетворению потребности в эмоциональном насыщении. Благоприятным фактором для формирования слухов становится желание людей испытать что-то необычное в жизни, увидеть какую-либо сенсацию.

Также на распространение слухов влияет их показательная закрытость и эксклюзивность информации. Многих людей толкает на распространение слухов стремление повысить свой престиж и социальный статус в глазах окружающих.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500