Музыкальные деревянные ложки



Музыкальные деревянные ложки изготавливаются, как правило, из клена или березы. Липа для их изготовления не используется, так как считается более хрупкой древесиной, обладающей глухим звуком. Уже в XVIII веке солдатские хоры и ансамбли музыкальных инструментов играли на ложках. Прикрепляя к ручкам бубенцы, скоморохи применяли ложки для ритмического сопровождения танцев, исполняя задорные и шуточные песни.

Поскольку деревянные ложки – это ударный инструмент, то играют на них, используя всевозможные приемы, получая большой спектр шумовых звуков. Играют, как правило, на двух, трех, четырех и пяти ложках за один раз. Стучат как на своих, так и на ложках соседа. Для игры на этом инструменте отсутствует специальная обучающая литература. Музыканты-ложкари вынуждены использовать открытые самостоятельно приемы игры.


Основные приемы исполнения на двух ложках



Коленочки – стучат ложками по левой ладони и по колену соседа, сидящего справа.

Щелчок – кладут первую ложку выпуклой стороной вверх на левую ладонь и ударяют по ней второй. Извлекаемый звук похож на цоканье копыт.

Мячики – две ложки держат правой рукой оборотными сторонами друг к другу: первая между пальцами 1 и 2, вторая - между пальцами 2 и 3. На счет 1, 2, 3, 4 ударяют ложками по колену, и инструменты, словно мячики, отпрыгивают от колена.

Плечики – стучат ложками, которые расположены в правой руке, по левой ладони и по плечу соседа, сидящего слева.

Круг – стучат по левой ладони, левому, затем правому плечу и по правому колену.

Качели – стучат ложками по колену и по кисти левой руки, расположенной на уровне глаз. Одновременно немного наклоняя корпус влево и вправо.

Маятник – скользящие удары первой ложки о вторую, напоминающие маятник. Ударяют обратными сторонами инструментов или ручкой первой ложки об обратную сторону второй. Ложки можно держать и вертикально, и горизонтально.

Дуга – на счет «1» – производится удар по колену. На счет «2» – ударяют по левому локтю.

Линеечка – стучат по левой ладони, по левому колену, пятке и полу.

Трещотка – очень распространенный прием игры – музыкальный инструмент располагают между коленом и ладонью левой руки и производят удары.

Солнышко – стучат по левой ладони, медленно поднимая руки и рисуя круг над головой слева на право.

Основные приемы исполнения на трех ложках



Лошадка – в левой руке 2 ложки, в правой - 1. Левой рукой ложку прижимают большим пальцем к ладони так, чтобы оборотная сторона была направлена вверх. Вторую - кладут между 3 и 4 пальцами так, чтобы оборотная сторона «смотрела» на оборотную сторону первой ложки. Кисть сжимают, происходит удар. В правой руке располагают третью ложку.
На счет «1» делают скользящий удар третьей ложкой (правой руки) вниз по первой ложке (левой руки).
На счет «2» – сжимая кисть левой руки, получают удар тыльными сторонами первой ложки о вторую.
На счет «3» переворачивают вниз ладонь левой руки с первой и второй ложками и производят скользящий удар, направленный вверх, третьей ложкой (правой руки) о ручки первой и второй (левой руки).
На счет «4» – повторить то же, что и на счет «2».

Форшлаги – скользящие удары (от себя или на себя) по первой и второй ложке с помощью третьей.

Каждая ложка хранит в себе мастерство и труд русских ремесленников. Музыкант-ложкарь вкладывает в каждый удар определенную силу, извлекая различные звуки. Благодаря этому игра даже с применением самых простых приемов превращается в настоящее искусство.