Натуральный звукоряд


На примере до-мажора можно составить схему строения любой мажорной гаммы. Для этого достаточно найти звук «до» на клавиатуре и сыграть от него гамму только по белым клавишам. Не забудьте, что расстояние между соседними клавишами, будь то белые или черные, всегда составляет ½ тона, то есть между белыми клавишами может быть и полтона, и тон, в зависимости от того, есть между ними черная или нет. Посчитайте расстояние между «до» и «ре». Оно составляет тон, а интервал между звуками – большая секунда. Такой же интервал между «ре» и «ми», а вот между «ми» и «фа» - всего полтона. Если смотреть дальше, получится, что в группе, где три черных клавиши, сначала следуют три больших секунды, а в самом конце – малая. Так что схему строения мажорной гаммы можно записать как 2Б-2Б-2М-2Б-2Б-2Б-2М. Если подставить в формулу количество тонов или полутонов, она будет выглядеть как 2Т-1/2Т-3Т-1/2Т.

Мажорное трезвучие


На примере до-мажора очень легко составлять формулы, по которым потом можно будет построить любой аккорд в любой тональности. Например, постройте тоническое трезвучие. Оно состоит из нечетных ступеней тональности, кроме седьмой. Такими звуками в до-мажоре будут «до», «ми» и «соль». Вместо седьмой ступени в тоническое трезвучие входит восьмая, она же первая, взятая на октаву выше. То есть полное тоническое трезвучие выглядит как до1-ми-соль-до2. Между первой и третьей ступенями – большая терция, между третьей и пятой – малая. Пятая ступень находится от первой на расстоянии квинты вниз или кварты вверх. У тонического трезвучия есть обращения. Они строятся так. Запишите тонический аккорд. Затем нижний звук перенесите на октаву выше. Получится аккорд «ми-соль-до». Это тонический секстаккорд. Вторым обращением будет квартсекстаккорд, который выглядит как «соль, до, ми». У полного тонического аккорда также два обращения.


Гармонический мажор


Гармонический до-мажор представляет собой звукоряд, у которого вместо «ля» берется «ля-бемоль». По звучанию он немного напоминает минор. Шестая ступень понижается при движении как вверх, так и вниз. Гармонический мажор строится по схеме 2Т-1/2Т-Т-1/2Т-1 1/2Т- ½ Т. Как и в гармоническом миноре, понижающий знак (бемоль) при ключе не ставится, но, например, в записи пьесы он может появиться. Случайным знаком ля-бемоль при этом являться не будет, всю тональность, в которой написано произведение, нужно определить как гармонический мажор.