Инструкция
1
Все ноты в буквенной системе обозначаются особым знаком: A – «ля», H (в эстрадной системе B) – «си», C – «до», D – «ре», E – «ми», F – «фа», G – «соль». В классической системе латинской И обозначается нота «си-бемоль», в соответствии с одним из древних звукорядов.Заглавными буквами или с припиской «dur» записываются мажорные аккорды: “Adur” или “A”, “Cdur” или “C”. Минорные аккорды записываются маленькими буквами или имеют приписку “mol”: “a”, “amol”, “Amol”.
2
Знаки альтерации «диез» и «бемоль» обозначаются, соответственно, “is” и “es”: “fis-mol” – фа-диез-минор, “Des dur” – ре-бемоль мажор. Исключения для «ми-бемоля» и «ля-бемоля»: Es, As (буква “e” исчезает).
3
Поставьте в начале нотного стана ключ (скрипичный, басовый, альтовый – по необходимости). Затем на соответствующем месте нотного стана поставьте нижнюю ноту аккорда – в ее честь он назван. К примеру, в ля-миноре нижняя нота – «ля». В скрипичном ключе «ля» первой октавы пишется между второй и третьей линейками снизу.
4
Остальные ноты располагаются на терцию: «до» между средней и второй сверху линейкой, «ми» под верхней линейкой. Расположение через ступень. Обратите внимание, что все ноты располагаются между линейками. В то же время при развернутом написании аккорда пришлось бы дополнительно написать ноту «ля» второй октавы на первой добавочной линейке сверху.
5
Проверьте интервальный состав аккорда. В минорном аккорде нижняя терция малая (полтора тона). Между «ля» и «до» как раз такой интервал. В ля-мажорном аккорде перед «до» пришлось бы поставить знак «диез».Вторая терция в миноре большая (два тона), что соответствует интервалу «до» - «ми». В мажоре эта терция была бы малой («до-диез» - «ми»)
Между крайними нотами («ля» - «ми») чистая квинта (три с половиной тона).
6
Кроме простых мажорных и минорных аккордов используется так называемый малый мажорный септаккорд, обозначаемый большой буквой и семеркой в форме нижнего индекса (к примеру, A7 – малый мажорный септаккорд от «ля»). Он состоит из четырех нот, расположенных по терциям. Интервальный состав такого аккорда: большая терция, малая терция, малая терция. Между крайними малая септима (отсюда и название аккорда). К примеру, от «ля» такой аккорд строится по нотам: «ля», «до-диез», «ми», «соль».