Вам понадобится
  • - фортепианная клавиатура;
  • - нотная тетрадь;
  • - таблица последовательностей аккордов.
Инструкция
1
Проще всего построить аккорды в соль-мажоре, имея под рукой фортепианную клавиатуру. Она может быть просто нарисованной. В первую очередь нужно построить тоническое трезвучие. В мажоре оно состоит из большой и малой терций, причем большая находится внизу. Найдите клавишу «соль», отсчитайте от нее 2 тона вверх. Это будет клавиша «си». От нее отсчитайте вверх полтора тона. Вы получите звук «ре». Таким образом, тоническое трезвучие в соль-мажоре состоит из звуков «соль», «си» и «ре». К развернутому трезвучию добавляется еще звук «соль» следующей октавы. Этот аккорд обозначается как G-dur или просто G.
2
Тоническое трезвучие имеет обращения. Чтобы построить первое обращение, достаточно тонику перенести на октаву вверх. Получится аккорд, состоящий из звуков «си», «ре» и «соль». Соответственно, во втором обращении вверх переносится звук «си». Получается аккорд «ре»-«соль»-«си». Запишите тоническое трезвучие и его обращения на нотный листок, не забыв проставить ключевой знак – фа-диез. В скрипичном ключе он пишется на самой верхней линейке (то есть на пятой), в басовом – на четвертой.
3
Выучите названия опорных ступеней. Первая ступень – тоника, именно на ней вы строили тоническое трезвучие. Две другие главные ступени – субдоминанта и доминанта. Субдоминанта – четвертая ступень. Отсчитайте от звука «соль» кварту вверх. Это будет звук «до». Постройте субдоминантовое трезвучие. Оно похоже на мажорное, внизу стоит большая терция, вверху – малая. Вы получите аккорд, состоящий из звуков «до», «ми» и «соль». Фактически это до-мажорный аккорд, который в цифровках обозначается как C или С-dur.
4
Следующая опорная ступень – пятая, она же доминанта. Это верхний звук тонического трезвучия, то есть ре. Доминантовое трезвучие строится тоже как мажорное, то есть в данном случае оно состоит из звуков «ре», «фа-диез» и «ля».
5
Сыграйте последовательность аккордов на любом доступном вам инструменте. Вы услышите, что доминантовый аккорд звучит неустойчиво и требует еще одного аккорда. Обычно последовательность заканчивается тоническим трезвучием. Это есть в цифровках она будет выглядеть как G-C-D-G или G-dur – C-dur – D-dur – G-dur.
6
Аккомпанемент можно украсить, используя доминантсептаккорд. Чтобы его построить, нужно к доминантовому трезвучию сверху прибавить еще одну малую терцию. Получится аккорд «ре»-«фа-диез»-«ля»-«до». Попробуйте его сыграть. Он звучит неустойчиво и требует разрешения. Если исполнять это сочетание звуков как арпеджио, разрешение будет выглядеть как «си-соль-соль-соль». Если вы берете все звуки одновременно, то разрешение представляет собой большую терцию «си-соль». Доминантсептаккорд в соль-мажоре обозначается в цифровках как D7.
7
В проигрышах и окончания довольно часто используются уменьшенное трезвучие. Строятся оно на седьмой ступени. В соль-мажоре это будет «фа-диез». Этот аккорд состоит из двух малых терций и разрешается в большую терцию тонического трезвучия. В соль-мажоре эта последовательность аккордов выглядит как «фа-диез»-«ля»-«до»-«си»-«соль». В гармоническом соль-мажоре уменьшенное трезвучие строится и на второй ступени. Оно состоит из звуков «ля», «до» и «ми-бемоль» (то есть шестая ступень в этом виде мажора понижена).