Совет 1: Как построить аккорды в соль мажоре

Соль-мажор – довольно простая тональность с одним ключевым знаком. Для аккомпанемента нужно уметь строить основные трезвучия и доминантсептаккорд. К основному набору аккордов можно добавить еще уменьшенные трезвучия второй и седьмой ступеней.
Соль-мажорное трезвучие состоит из звуков соль, си и ре
Вам понадобится
  • - фортепианная клавиатура;
  • - нотная тетрадь;
  • - таблица последовательностей аккордов.
Инструкция
1
Проще всего построить аккорды в соль-мажоре, имея под рукой фортепианную клавиатуру. Она может быть просто нарисованной. В первую очередь нужно построить тоническое трезвучие. В мажоре оно состоит из большой и малой терций, причем большая находится внизу. Найдите клавишу «соль», отсчитайте от нее 2 тона вверх. Это будет клавиша «си». От нее отсчитайте вверх полтора тона. Вы получите звук «ре». Таким образом, тоническое трезвучие в соль-мажоре состоит из звуков «соль», «си» и «ре». К развернутому трезвучию добавляется еще звук «соль» следующей октавы. Этот аккорд обозначается как G-dur или просто G.
2
Тоническое трезвучие имеет обращения. Чтобы построить первое обращение, достаточно тонику перенести на октаву вверх. Получится аккорд, состоящий из звуков «си», «ре» и «соль». Соответственно, во втором обращении вверх переносится звук «си». Получается аккорд «ре»-«соль»-«си». Запишите тоническое трезвучие и его обращения на нотный листок, не забыв проставить ключевой знак – фа-диез. В скрипичном ключе он пишется на самой верхней линейке (то есть на пятой), в басовом – на четвертой.
3
Выучите названия опорных ступеней. Первая ступень – тоника, именно на ней вы строили тоническое трезвучие. Две другие главные ступени – субдоминанта и доминанта. Субдоминанта – четвертая ступень. Отсчитайте от звука «соль» кварту вверх. Это будет звук «до». Постройте субдоминантовое трезвучие. Оно похоже на мажорное, внизу стоит большая терция, вверху – малая. Вы получите аккорд, состоящий из звуков «до», «ми» и «соль». Фактически это до-мажорный аккорд, который в цифровках обозначается как C или С-dur.
4
Следующая опорная ступень – пятая, она же доминанта. Это верхний звук тонического трезвучия, то есть ре. Доминантовое трезвучие строится тоже как мажорное, то есть в данном случае оно состоит из звуков «ре», «фа-диез» и «ля».
5
Сыграйте последовательность аккордов на любом доступном вам инструменте. Вы услышите, что доминантовый аккорд звучит неустойчиво и требует еще одного аккорда. Обычно последовательность заканчивается тоническим трезвучием. Это есть в цифровках она будет выглядеть как G-C-D-G или G-dur – C-dur – D-dur – G-dur.
6
Аккомпанемент можно украсить, используя доминантсептаккорд. Чтобы его построить, нужно к доминантовому трезвучию сверху прибавить еще одну малую терцию. Получится аккорд «ре»-«фа-диез»-«ля»-«до». Попробуйте его сыграть. Он звучит неустойчиво и требует разрешения. Если исполнять это сочетание звуков как арпеджио, разрешение будет выглядеть как «си-соль-соль-соль». Если вы берете все звуки одновременно, то разрешение представляет собой большую терцию «си-соль». Доминантсептаккорд в соль-мажоре обозначается в цифровках как D7.
7
В проигрышах и окончания довольно часто используются уменьшенное трезвучие. Строятся оно на седьмой ступени. В соль-мажоре это будет «фа-диез». Этот аккорд состоит из двух малых терций и разрешается в большую терцию тонического трезвучия. В соль-мажоре эта последовательность аккордов выглядит как «фа-диез»-«ля»-«до»-«си»-«соль». В гармоническом соль-мажоре уменьшенное трезвучие строится и на второй ступени. Оно состоит из звуков «ля», «до» и «ми-бемоль» (то есть шестая ступень в этом виде мажора понижена).

Совет 2: Аккорды и как они выглядят

Аккордом называется сочетание нескольких звуков, взятых одновременно. На разных инструментах аккорды выглядят по-разному. Например, на баяне или аккордеоне бывает достаточно нажать левой рукой одну кнопку, чтобы получить такое созвучие. При игре на фортепиано или гитаре аккорды приходится строить, а на некоторых инструментах одновременное звучание нескольких звуков практически невозможно.
Аккорд - одновременное звучание нескольких звуков

Где найти аккорды


Аккорды могут состоять из двух, трех, четырех и более звуков. Наиболее популярны трезвучия и состоящие из четырех звуков септаккорды. Чтобы представить, как они выглядят, достаточно заглянуть в ноты, например, для фортепиано. Если это сборник не для начинающего, вы увидите, что во многих местах ноты записаны не подряд, а одна под другой. Это и есть аккорд. Найти аккорды, которые применяются в той или иной тональности, можно в сборнике гамм, аккордов и арпеджио, а также в таблице гитарных последовательностей или определителе аккордов.

Какие бывают аккорды


Аккорд, состоящий из двух звуков, довольно часто называют интервалом. Это не очень точное определение, поскольку интервал можно взять как одновременно, так и последовательно. Сочетание трех звуков называют трезвучием. Тоническое трезвучие – основной аккорд в любой тональности. Строится оно на первой ступени, то есть тонике. От тоники же образуется название гаммы, так что в ля-мажоре и ля-миноре тоникой будет «ля», в фа-мажоре и фа-миноре – «фа» и т.д. В каждой тональности обязательно есть не только тоническое трезвучие, но и аккорды, которые строятся на опорных ступенях – четвертой и пятой, которые называются субдоминантой (S) и доминантой (D). Последовательность Т – S – D – T музыканты-любители называют квадратом. Обычно к этой последовательности добавляется четырехзвучие, которое строится на пятой ступени – доминантсептаккорд. В музыкальных произведениях применяются и так называемые уменьшенные аккорды. В натуральном мажоре такой аккорд строится на седьмой ступени, в миноре и гармоническом мажоре – на второй и седьмой. В музыкальных произведениях можно встретить и аккорды, не входящие в гармоническую последовательность, характерную для данной тональности. Такие созвучия иногда называют случайными сочетаниями.

Как построить тоническое трезвучие


Тоническое трезвучие строится на первой ступени. Оно состоит из двух терций – большой и малой. В мажорном трезвучии большая терция располагается внизу, малая – вверху, в минорном – наоборот. Большая терция состоит из двух тонов, малая – из полутора. Постройте мажорное трезвучие, например, от звука «ре». Третья ступень находится на расстоянии двух тонов вверх, то есть это будет «фа-диез». От этого звука отсчитайте полтора тона вверх. Вы получите звук «ля». Запишите аккорд в нотную тетрадь. Звуки «ре», «фа-диез» и «ля» должны располагаться строго один под другим. Ре-минорное трезвучие будет отличаться третьей ступенью – вместо «фа-диез» в нем нужно записать просто «фа».

Как выглядят аккорды в цифровках


В музыкальной литературе для фортепиано или аккордеона аккорды обычно записываются полностью, как и в сборниках для классической гитары. Что же касается сборников песен, то там обычно применяется другой вид записи аккорда – цифровка. Над нотной строчкой для голоса или над текстом вы можете увидеть русское или латинское обозначение. В русском варианте это «Ля» или «ля», «Ре7», «ми-бемоль» и т.д. В старых сборниках было принято названия мажорных аккордов писать с прописной буквы, минорных – со строчной, но сейчас это правило соблюдается не всегда. Русские обозначения встречаются в современной литературе значительно реже латинских. В мировой музыкальной литературе приняты следующие обозначения звуков: А - ля, В – си, С – до, D – ре, Е – ми, F – фа, G – соль. В российской старой музыкальной литературе иногда буквой В обозначался си-бемоль, а для си чистого существовало обозначение H.

Совет 3: Как разбирать аккорды

Вам очень хочется разучить на гитаре знакомую песню? Вы попросили знакомого написать вам слова, а он сделал даже больше, написал вам не совсем понятные латинские обозначения. Попробуйте разобраться, какие аккорды они обозначают и как их сыграть на гитаре.
Учитесь брать один аккорд в разных позициях
Вам понадобится
  • Таблица аккордов и табулатур
Инструкция
1
Запомните латинские обозначения. Каждое из них соответствует определенному звуку. Буквой А обозначается звук ля, В — си-бемоль, Н — си, С- до, а дальше все идет по алфавиту. Буквами без всяких обозначений обозначаются мажорные трезвучия. Мажорное трезвучие строится по определенным интервалам. Например, трезвучие до-мажор состоит из звуков до, ми и соль. Между звуками до и ми — 2 тона, они же составляют 4 полутона. Если посмотреть на гитаре, то нужно от исходного звука сосчитать 4 лада, включая сам исходный звук. Между звуками ми и соль — 1,5 тона, то есть 3 полутона. Если звук ми находится на открытой первой струне, то звук соль будет на 3 ладу.
2
Вспомните, как строится ваша гитара. У 6-струнной и 7-струнной гитар разный строй, поэтому и расположение аккордов будет разным. Найдите в записи нужный вам простой мажорный аккорд и попробуйте найти входящие в него звуки на разных струнах. На гитаре один и тот же аккорд можно брать в разных позициях, поэтому выберите тот вариант аккорда, который вам наиболее удобен. Сверьте свое изобретение с таблицей аккордов. Там вам предложат все возможные варианты данного аккорда. Попробуйте их все.
3
После того, как вы разберетесь с простым мажорным аккордом, просчитайте простой минорный аккорд. Он тоже строится по определенным интервалам. Между первым и вторым звуками расстояние в 1, 5 тона, а между вторым и третьим — 2 тона. Постройте простой минорный аккорд от звука ля. На расстоянии полутора тонов от него находится звук до, а на расстоянии двух тонов от звука до — звук ми. Постройте таким образом несколько минорных аккордов и сверьте их с таблицей. Минорный аккорд обозначается буковкой m рядом с большой буквой — Сm, Аm и так далее.
4
Рядом с латинской буквой могут оказаться не только маленькие буквы, но и цифры — С7, Сm7 и другие. Например, обозначение Сmaj обозначает, что к основному аккорду еще прибавляется звук, находящийся по отношению к основному на определенной ступени. В данном случае на седьмой. Посчитайте, какой звук будет седьмой ступенью по отношению к звуку до. Это будет звук си, а аккорд называется большим мажорным септаккордом. Если же после буквы стоит цифра 7, то она обозначает доминантсептаккорд. Он очень похож на большой мажорный септаккорд, только последний звук будет ниже на полтона. В данном случае это будет си-бемоль.
5
Учтите еще несколько обозначений. Например, знак «-» перед цифрой обозначает, что какая-то ступень в трезвучии пропущена. .
6
Научитесь пользоваться табулатурами. В них обычно обозначено, как каждый аккорд обозначается на гитарном грифе, и даже проставлены пальцы, которыми надо зажимать соответствующие струны. Запомните, что самая тонкая струна на гитаре — первая, а самая толстая — шестая или седьмая. Нумерация ладов начинается от головки грифа. Точками на грифе обозначаются 5, 7, 10 и 12 лады.
Видео по теме
Полезный совет
Чтобы легче было считать интервалы, представьте себе клавиатуру фортепиано. Там расстояние между соседними клавишами всегда составляет половинку тона.

Каждую мелодию старайтесь разучивать в нескольких вариантах, используя аккорды в разных позициях.
Источники:
  • как разбирать табулатуры в 2018
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500