Откуда берутся бемоли?


Ключевые знаки появляются в определенном порядке. Каждая гамма строится по строгой схеме, общей для всех мажорных или минорных гамм. Если у вас под рукой есть фортепианная клавиатура, вы очень легко построите любую гамму, вне зависимости от того, с какого звука она начинается. Формула для мажорной гаммы выглядит следующим образом: 2 тона - полутон - 3 тона - полутон. Для любого натурального минора схема будет такой: тон - полутон - 2 тона - полутон - 2 тона. По второй формуле постройте звукоряд от звука «фа». Он будет выглядеть как «фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре-бемоль, ми-бемоль, фа». То есть в тональности фа-минор – четыре бемоля.

Параллельный мажор


У каждой тональности есть парная. Для до-мажора это ля-минор, для фа-мажора – ре-минор и т.д. Чтобы найти параллельную мажорную тональность, достаточно от тоники минора построить вверх малую терцию, то есть отсчитать от нужной клавиши полтора тона вверх. Построив нужный интервал от клавиши «фа», вы получите «ля-бемоль». То есть параллельной тональностью будет ля-бемоль-мажор. Это важно запомнить, поскольку на схемах кварто-квинтового круга не всегда обозначаются минорные тональности.


Кварто-квинтовый круг для минора


Нарисуйте круг и разделите его на 12 равных частей. Одна отметка должна быть строго вверху. Эта отметка соответствует тональности ля-минор. Справа от нее будут располагаться диезные тональности в порядке прибавления знаков, слева – бемольные. В данном случае вам нужна именно эта часть. Чтобы определить, в какой тональности один бемоль, постройте от звука «ля» чистую квинту вниз. Это будет звук «ре», то есть тональность с одним бемолем – ре-минор. Соответственно, два бемоля будет в соль-миноре, три – до-миноре, четыре – в фа-миноре. Продолжив круг, получите следующую бемольную минорную тональность – си-бемоль-минор.

Как запомнить ключевые знаки


Первым появляется си-бемоль. Это нужно запомнить. Что касается остальных бемолей, то, чтобы определить, какой будет вторым, нужно от клавиши «си-бемоль» построить вниз квинту чистую. Вы получите звук «ми-бемоль». Построив от него вниз еще одну квинту, найдете третий понижающий знак, то есть «ля-бемоль». Таким же образом определяется и четвертый – «ре-бемоль». Получается, что в фа миноре 4 бемоля: «си-бемоль», «ми-бемоль», «ля-бемоль», «ре-бемоль».

Аналогичным образом можно высчитать ключевые знаки и в других бемольных тональностях. Впрочем, дальше строить не имеет смысла, поскольку шесть и семь бемолей очень трудно читать, но при этом можно подобрать более простую тональность, которая будет звучать точно так же. Что касается разновидностей фа-минора, то эти гаммы строятся точно так же, как и все прочие, то есть в гармоническом повышается седьмая ступень при движении и вверх, и вниз. В восходящем мелодическом миноре повышаются шестая и седьмая ступени, а нисходящая гамма играется так же, как натуральная.