Совет 1: Зимнее или летнее время в России

В течение длительного времени граждане России дважды в год переводили часы: весной - на летнее время, осенью - на зимнее. Однако несколько лет назад от этой практики было решено отказаться.
В течение практически всего времени существования Российской Федерации, а именно - с 23 октября 1991 года, на территории нашей страны действовало постановление Совета Республики Верховного Совета РСФСР от «Об упорядочении исчисления времени на территории РСФСР». Этот нормативно-правовой акт устанавливал ежегодное введение летнего времени, причем порядок и дата перехода на него должны были определяться в соответствии с требованиями Европейской экономической комиссии ООН.

Отмена ежегодного перевода стрелок

В 2011 году тогдашний Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал закон, который отменил практику перевода стрелок на часах. Однако этот нормативно-правовой акт был подписан в июне, то есть уже после того, как 27 марта 2011 года жители страны перевели свои часы на летнее время.

Таким образом, Федеральный закон № 107-ФЗ от 3 июня 2011 года «Об исчислении времени» фактически закрепил на территории России постоянно действующее летнее время. В качестве основного фактора, который послужил причиной отказа от двукратного ежегодного перевода стрелок часов, называлось негативное влияние смены временного режима на организм человека, выражающееся в увеличении заболеваемости и смертности населения страны.

Дискуссия о временном режиме в России

Вместе с тем, принятое несколько лет назад решение нельзя назвать однозначно популярным: у него нашлось достаточно много противников. Основным аргументом, который обыкновенно выдвигается для оспаривания правомерности фиксации летнего времени на территории страны, является продолжающееся действие так называемого декретного времени.

Дело в том, что еще в 1930 году специальным декретом Совета народных комиссаров Союза ССР на территории всех республик был введен временной режим, на один час опережающий поясное время. И хотя в 1991 году действие этого декрета было отменено, примерно год спустя этот временной режим был восстановлен уже на территории России.

Введение же летнего времени фактически представляет собой прибавку еще одного часа к декретному времени: таким образом, жители Российской Федерации оказываются на два часа впереди поясного времени. В этой связи в последние годы периодически возникают предложения о возврате к зимнему времени.

В настоящий момент проект закона, закрепляющего переход страны на постоянное зимнее время, принят Государственной Думой РФ в третьем чтении. В случае вступления его в действие фактическое время в России будет приближено к поясному.

Совет 2: Откуда пошло зимнее и летнее время

Первым идею передвинуть стрелки часов для более полного использования светового дня высказал новозеландский энтомолог и астроном Джордж Вернон Хадсон. Свободное от основной работы время он посвящал сбору коллекции насекомых. В 1895 году Хадсон представил доклад в Веллингтонское филологическое общество, котором предлагал переход на летнее время с двухчасовым сдвигом.

Летнее время

Идея Хадсона вызвала некоторый интерес у него на родине в Новой Зеландии. Но со временем забылась. В начале двадцатого века самостоятельно задумался о переходе на летнее время британский застройщик Уильям Уиллетт. В 1907 году он на собственные средства издал брошюру «О трате дневного света».

В ней Уиллетт предлагал перевести стрелки часов вперед на 80 минут за четыре шага в течение апреля. А в сентябре проделать все в обратной последовательности. По его мнению, светлые вечера станут более длинными, увеличится время для летнего отдыха, а также появится возможность сэкономить значительные средства на освещении.

Проведя энергичную компанию, к 1908 году Уиллетт заручился поддержкой члена парламента Роберта Пирса, который сделал несколько неудачных попыток провести закон через палату общин. Некоторое время ему в этом помогал молодой Уинстон Черчиль.

Важность вопрос приобрел в году Первой мировой войны, в первую очередь из-за необходимости сохранения угля. 30 апреля 1916 года переход на летнее время осуществили Германская империя и Австро-Венгрия. Вскоре их примеру последовали многие другие страны.

После окончания Первой мировой войны переход на летнее время был отменен. В большинстве стран к нему долго не прибегали. Вновь летнее время стало широко применяться, в частности, в Соединенных Штатах Америки и в Европе, в семидесятые годы, когда разразился энергетический кризис.

Зимнее время

Если переход на летнее время — практика широко распространенная, то применение зимнего времени, в смысле перевод в зимние месяцы стрелок часов назад от стандартного времени, большая редкость. Такие случаи в истории единичны.

Так, зимнее время вводилось правительственным постановлением в Чехословакии в период с 1 декабря 1946 года по 23 февраля 1947 года. Основной причиной назывался тот факт, что на электростанциях страны вырабатывалось электроэнергии на 10 процентов меньше от потенциальной потребности. Этот шаг был призван распределить нагрузку в сети в часы пик.

Законодательный акт, наделявший правительство Чехословакии правом вводить зимнее время в любой момент, до сих пор не отменен. Это теоретически дает возможность правительствам как Чехии, так и Словакии вновь ввести зимнее время, когда им заблагорассудиться. Однако эксперимент больше не повторялся.

Фактически по-зимнему времени жили и России в начале девяностых. 31 марта 1991 года было отменено так называемое «декретное» время, введенное в 1930 году. Стрелки часов были переведены назад. А 29 сентября часы еще раз перевели назад. Из-за недовольства граждан и перерасхода электроэнергии «декретное» время восстановили уже 19 января 1992 года.
Видео по теме
Источники:
  • On Seasonal Time; By GV Hudson
  • THE WASTE OF DAYLIGHT; William Willett's pamphlet
  • Winter time (Czechoslovakia)
  • Kommersant-Vlast 24 окт 2000

Совет 3: Почему отменяют перевод часов на летнее время

Впервые перевод стрелок часов, обусловленный разделением года на «зимнее» и «летнее» время, был произведен еще в Советском Союзе, в 1981 году. Тогда этот переход мотивировали желанием сэкономить электроэнергию за счет продления светового дня. Однако уже тогда стало понятно, что особой экономической выгоды такой временной переход не представляет, и многие станы, которые ввели его у себя, отменили его почти сразу.

Игры со временем

Решения, принятые советским правительством в 1981 году, в России были отменены только в 2011 году по инициативе Д.А.Медведева, который в то время был президентом. В результате этого, мягко говоря, непродуманного решения, Россия стала жить, отставая на 2 часа от астрономического времени, наиболее привычного для человека и животных в биологическом и физиологическом плане.
Перевод стрелок на 1 час каждые полгода приводил к падению удоев, привеса и других показателей у сельскохозяйственных животных.

Дело в том, что первый перевод стрелок на один час вперед был осуществлен согласно декрету Советской Власти еще в 1918 году, и все годы до 1981 граждане СССР жили, на 1 час опережая движение солнца. После того как указом президента летом 2011 года был отменен обратный перевод часовых стрелок на «зимнее», итоговое опережение составило уже 2 часа. Но поскольку природа человека изначально подчинена не распоряжениям власти, а природным биоритмам, эта разница стала настолько диссонирующей, что за возвращение астрономического времени уже вступились медики.

Чем чревато нарушение природных биоритмов

Вредным для здоровья человека и сельскохозяйственных животных уже через некоторое время было признано даже одночасовое изменение, происходящее раз в полгода. Сразу после перевода стрелок еще месяц-два основная масса населения страдала от хронического недосыпания и усталости, которое оно вызывало. Затем, конечно, организм привыкал, но уже через несколько месяцев вновь испытывал очередной стресс от перевода стрелок обратно.
Очередной перевод стрелок, приближающий расписание жизни россиян к астрономическому времени, запланирован на весну 2014 года.

Само по себе разумное решение о прекращении перевода стрелок было реализовано невовремя, и 2-х часовая разница с природными ритмами вылилась в проблемы не только с физическим, но и с психическим здоровьем населения. Статистические данные Минздрава свидетельствуют об увеличении количества смертей на 65-70 тысяч человек в год, кроме этого, заметно увеличилось и количество самоубийств, а также несчастных случаев. Люди чаще стали обращаться к врачам по поводу депрессий и хронических стрессов, инфарктов миокарда. Принудительное изменение биологических ритмов, обусловленных природой, приводит к дисбалансу, ведь вставая на 2 часа раньше, человек по утрам не видит солнечного света. Его нервная система не может начать нормально функционировать, поскольку за окном еще фактически ночь. Медики однозначно рекомендуют отменить перевод часов на летнее время и больше никогда не переводить стрелки ни вперед, ни назад.
Перевод времени в России на зимнее время
Связанная статья

Совет 4: Перевод часов на зимнее/летнее время: за и против

Перевод часов на летнее время действовал в России до 2011 года, а в дальнейшем был отменен правительством. Но до сих пор ведутся дискуссии относительно целесообразности ежегодного перевода часов.

Аргументы сторонников перевода часов на летнее время

С научной точки зрения корректным является только термин летнее время, а так называемое зимнее время - это поясное время. Летнее время представляет из себя время, которое сдвинуто на один час по отношению к поясному. Целью перевода часов является более рациональное использование светлого времени суток, и за счет этого достигаемая экономия электроэнергии на освещении.

Большинство стран не использует практику перевода стрелок часов на летнее время. В 2012 г. к ним относилась 161 страна. Остальные 78 стран применяют сезонный перевод часов. Во многом такое распределение связано с тем, что перевод стрелок на летнее время нецелесообразен во многих широтах, в которых продолжительность светового дня не меняется на протяжении года.

Все, кто выступает за возвращение к практике перевода часов, чаще всего приводят главный аргумент в его пользу - способствование снижению потребления электроэнергии. Побочным следствием этого становится сокращение нагрузки на окружающую среду, сохранение природных ресурсов. Некоторые также ставят в плюсы летнему времени уменьшение аварийности на дорогах, снижение числа криминальный инцидентов, рост доходности от туризма, гармонизация отсчета времени с окружающими странами.

Стоит отметить, что однозначного подтверждения возможности экономии электроэнергии благодаря переводу часов на сегодня нет. Так, например, РАО ЕЭС оценивала масштаб ежегодной экономии в 4.4 млрд. кВт-часов. Таким образом, каждый россиянин ежегодно экономил по 60 рублей.

Американские и другие российские исследователи оценивали экономию в 0.5-1%. А ученые из Великобритании пришли к выводу, что перевод стрелок, напротив, увеличивает потребление электроэнергии. Это связано с ростом потребности в кондиционировании и отоплении.

Аргументы противников перевода часов на летнее время

Большинство населения России относится к числу противников перевода времени. Опросы общественного мнения свидетельствуют что более 2/3 россиян против перевода стрелок.

Ключевой аргумент противников заключается в том, что перевод часов имеет негативные последствия для здоровья людей. О вредном воздействии временных сдвигов в в 2003 году заявляла РАМН. Наиболее негативно перевод стрелок отражается на «совах» и больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Также было выявлено, что перевод часов не лучшим образом сказывается на производительности труда, из-за чего страна теряет в показателях ВВП.

По некоторым данным перевод стрелок ведет к росту аварий на дорогах и вызывает проблемы в работе транспортной системы страны.

Наконец, необходимость перевода часов влечет за собой определенные сложности для жителей страны. В частности, им нужно в ручном порядке переводить часы на технике - телевизорах, видеокамерах, плеерах и пр.

Совет 5: Что такое декретное время

16 июня 1930 года Постановление СНК СССР издало указ, в соответствии с которым на территории СССР было введено декретное время - для разумного использования светлой части суток и правильного распределения электроэнергии между производственным и бытовым потреблением. Это время, опережающее на 1 час поясное, и стало называться декретным.

Время может быть поясным и декретным, т.е отличающимся от «полагающегося» по региональному принципу. Такое отличие вводится указом той или иной страны. Например, в Индии декретное время составляет 30 мин. Декретное время в России отличается от поясного на 1 час, следовательно, время каждого конкретного пояса в РФ отличается от времени на количество часов (по Гринвичу), соответствующих поясу, плюс один час. Это отличие увеличивается еще на один час в летнее время.

В СССР перевод часов осуществлялся с 1917 года по 1930, потом стрелки перевели на час вперед по отношению к поясному времени, и на протяжении 50 с лишним лет обратно их не переводили. Лишь с 1981 года в СССР был осуществлен перевод часов на зимнее время и обратно – на летнее (декретное время не отменялось). Получилось, что весной стрелки часов переводились еще на один час вперед (летнее время), а осенью возвращались назад – к зимнему (декретному). Цель перевода часов состояла в экономии электроэнергии.

Зимой 2011 года Президент Российской Федерации Д. Медведев издал указ, в соответствии с которым введена отмена перевода стрелок часов, т.е. весенний переход на летнее время был последним. Осенью 2011 года часы на зимнее (декретное) время уже не переводились. Таким образом, стрелки всех часов в РФ постоянно идут на 2 часа вперед по отношению к поясному времени.

Но в нашей стране имеется место, которое данные реформы никогда не затрагивают – это центр управления космическими полетами. В этом учреждении стрелки часов неприкосновенны.

Примерно в трети стран мира время переводится два раза в год. В Украине в результате перевода стрелок ежегодная экономия электроэнергии составляет около 1,5 млрд. кВт-ч. А в Сингапуре, Китае, Южной Корее и еще 130 странах руководство страны со временем не экспериментирует..

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше