Что для этого нужно?


Нужна, конечно же, нотная запись – например, для фортепиано, но можно взять и для другого инструмента. Фортепианные ноты проще, поскольку там используются популярные ключи, то есть скрипичный и басовый. В нотах для некоторых инструментов встречаются другие ключи – например, альтовый или даже старофранцузский. Преодолеть это препятствие не составит особого труда, нужно только посмотреть в соответствующем справочнике систему нотной записи в данном ключе. В сущности, ваша задача заключается в том, чтобы подобрать аккорды и записать их удобным для вас способом. Для этого вам понадобятся еще:
- определитель аккордов;
- таблица гитарных последовательностей;
- таблица тональностей;
- нотная тетрадь;
- лист с текстом песни;
- лист бумаги;
- карандаш.

Определите тональность


Тональность определяется по ключевым знакам и последнему самому нижнему звуку. Определите, что это за звук, затем посмотрите, сколько диезов или бемолей стоит при ключе, и загляните в таблицу тональностей или определитель аккордов. В первую очередь обратите внимание на тональности, в названиях которых есть название звука, на который заканчивается мелодия. По таблице гитарных последовательностей найдите другие аккорды, которые для данной тональности будут являться опорными. Строятся они на четвертой и пятой ступенях. В определителе обычно написаны их названия.


Можно использовать не только основные аккорды, но и их обращения. Посмотрите по нотам, где один аккорд должен сменять другой. Как правило, перестановка идет на сильную долю. Исключение составляет домнантсептаккорд, который может появиться и на слабой доле, и даже на последнем звуке припева – с тем, чтобы следующий куплет или проигрыш начать с тоники. Запишите названия аккордов над нотами. Помните, что не все гармонические построения даже популярных музыкальных произведений строятся по квадрату.

По таблице последовательностей посмотрите, какие еще аккорды могут быть в данной тональности. Например, это могут быть уменьшенные аккорды, разрешающиеся в тоническое трезвучие. Чаще всего они звучат в конце перед заключительным аккордом, но могут быть и при переходе от припева к куплету или от проигрыша к куплету. Запишите и их. После этого можно написать обычную цифровку, то есть проставить названия аккордов непосредственно над текстом песни, а не над нотами.

Составьте табулатуру


Необходимость каждый раз высчитывать положение пальцев при переходе от аккорда к аккорду способна отбить желание играть даже у самых упорных гитаристов. Лучше записать положение пальцев один раз, а затем уже играть по этим обозначениям. Нарисуйте шесть или семь линеек, в зависимости от того, сколько струн на вашей гитаре. Обозначьте нужный вам лад. Пририсуйте к нему пару соседних – можно даже больше, если аккорд сложный и пальцы приходится растягивать на несколько ладов.

Обозначьте номера струн. Первая - самая тонкая, шестая или седьмая, соответственно, самые толстые. Нарисуйте кружочки там, куда вы ставите пальцы, когда берете данный аккорд. Обозначьте эти кружочки цифрами от одного до четырех. Первый палец – указательный, четвертых – мизинец. Над табулатурой напишите, какому аккорду соответствует данное положение пальцев. Составьте такие же табулатуры для всех аккордов.