Совет 1: Зачем нужна приставка «оглы»

Не всем известно, что распространенная приставка «оглы», используемая при написании и произношении, например, азербайджанских имен собственных, значит ни что иное, как «сын».

Принципы наречения именем

В отличие от принятого в русском языке принципа построения имени, которое по традиции состоит из комплексного соединения главного имени человека, данного ему при рождении, его семейной фамилии и отчества – производного имени отца, восточные народы пользуются условной нумерацией слов в своих именах собственных. На первое место обычно ставят фамилию, затем имя человека, в самом конце - имя его родного отца с прибавлением приставки «оглы», обозначающую ни что иное, как принадлежность к мужскому роду. Интересно, что для обозначения женского пола, то есть девочки, применяется совершенно другое слово, «кызы», что в буквальном смысле переводится как «дочь».

Если быть точным в непосредственном переводе с турецкого языка, «оглы» означает «сын отца». С точки зрения особенностей построения языка тюркских народностей, слово «оглы» используется вместо окончания к отчеству, что для нас является синонимом «вич».То есть сыновья Бюля и Фуада, которые в обычном понимании русскоязычного имеют отчества Бюлевич и Фуадович, даже в официальных документах будут зарегистрированы как Бюль-оглы и Фуад-оглы.

Патронимы

В официальной литературе это дополнение к имени принято называть патронимом, частицей, имеющей важное функциональное значение для так называемых «дофамильных» времен, когда именно наличие слова «оглы» было единственным способом указать принадлежность личности к роду, рассказать о его предках, путем прибегания к сложным, составным именам.

Сегодня частица «оглы» или «улы» потеряла свое первоначальное значение и служит лишь для целей правильного формирования отчества. В не столь далекие времена существования советского союза подобные составные имена, принадлежащие казахам, азербайджанцам, таджикам, абхазам не только произносились, но и дословно записывались в важных документах, таких, как, например, как свидетельство о рождении человека.

Сегодня же подобный постфикс считается ненужным атавизмом или уважительным придатком, нежели обязательным элементом имени человека.

Согласно официальным правилам написания и восприятия составных иностранных имен и фамилий, приставка «оглы», являющаяся составной частью так называемых восточных имен, пишется через дефис с основным именем, считается обозначением имеющихся родственных связей и допускает как использование в первоначальном своем варианте так и замену на более современный, понятный русскоязычным манер в виде необходимого окончания к отчеству. В европейских странах традиции именования с отчеством нет, а потому подобная приставка не переводится и не фиксируется в документах.

Совет 2: Зачем нужны приставки

Приставки — словообразующая часть слова, которая находится перед корнем. Приставки всегда вносят дополнение к значению исходного слова, которое хорошо видно при сопоставлении однокоренных слов.
Слово «приставка» или «префикс» произошло от латинского. (prae, что значит впереди и fixus — прикрепленный). Приставки всегда стоят перед корнем и нужны для образования новых слов. Такой способ называется приставочным. Основная особенность приставок, как самостоятельного словообразовательного средства, состоит в том, что они в отличие от суффикса присоединяются к целому слову, а не к основе. Поэтому образованное с помощью приставки производное слово всегда относится к той же части речи, к тому же типу склонения или спряжения, что и исходное. Так образуются имена существительные (заголовок — подзаголовок, вкус — привкус), прилагательные (веселый — развеселый, плохой — неплохой), местоимения (что — кое-что, ничто), глаголы (читать — перечитать, дочитать), наречия (всюду — повсюду, даль — вдаль). Присоединение приставок к исходному слову не изменяют его значения коренным образом, а только придают ему новые смысловые оттенки. Большинство приставок указывает на характер или направление действия. Например:В- (во-) означает движение внутрь чего-либо: вбежать, впрыгнуть. До- служит для указания на законченность действия: дорисовать, достроить. За- обозначает начало какого-либо действия: захлопать, закричать. На- говорит о полноте действия: наглядеться, нарадоваться. Пере- 1) сделать что-либо заново: перечитать. 2) движение через препятствие: перепрыгнуть. С- указывает на движение сверху вниз: сбежать.У- имеет значение 1) удаления: уехать. 2) усиления: укоротить. При помощи некоторых приставок можно образовать превосходную степень у прилагательных (добрый — предобрый) и вида у глаголов (писать — написать). Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, под-, над-, пере-) и совпадают по своей форме и отчасти по значению со служебными словами: с предлогами (без, до, при, от) и частицами (не, ни). Есть в русском языке и заимствованные приставки (а-, анти-, интер-, ультра-). Среди приставок можно выделить синонимичные (с близким значением): без-, не- (безжалостный, недобрый) и антонимичные (с противоположным значением): при-, у- (прибежать, убежать). Многие приставки в русском языке многозначные. Например, приставка при- может означать приближение (приплыть), присоединение (пришить), неполноту действия (прилечь), нахождение вблизи чего-либо (приморский). Приставочный способ словообразования наиболее широко применяется в глаголах. Почти все глагольные приставки многозначны. От каждого глагола можно образовать несколько слов с разными приставками. Новые лексические оттенки, привносимые приставками, хорошо видны при сопоставлении однокоренных слов: застроить — отстроить — перестроить — построить — надстроить — встроить.
Видео по теме
Источники:
  • Правописание приставок
  • зачем нужны приставки сочинение

Совет 3: Зачем нужны синонимы

Казалось бы, чем меньше слов в языке, тем проще общаться. Зачем «придумывать» такие разные слова для обозначения одного и того же, по сути, предмета или явления, т.е. синонимы? Но при внимательном их рассмотрении становится понятно, что синонимы несут в себе ряд совершенно необходимых функций.

Богатство речи

В сочинениях младших школьников нередко можно встретить текст примерно такого содержания: «Лес был очень красивым. Там росли красивые цветы и деревья. Это была такая красота!». Происходит подобное оттого, что словарный запас ребенка еще довольно мал, и он не научился пользоваться синонимами. В речи взрослого человека, особенно письменной, такие повторы считаются лексической ошибкой. Синонимы позволяют разнообразить речь, обогатить ее.

Оттенки смысла

Каждый из синонимов, хотя и выражает похожее значение, но придает ему свой особый оттенок смысла. Так, в синонимическом ряду «неповторимый – удивительный – впечатляющий» слово «удивительный» обозначает предмет, вызывающий в первую очередь удивление, «неповторимый» - предмет, не похожий на остальные, единственный в своем роде, а «впечатляющий» - производящий сильное впечатление, но этим впечатлением может быть нечто другое, нежели простое удивление, а также этот предмет может быть похож на подобные ему, т.е. не быть «неповторимым».

Эмоционально-экспрессивная окраска речи

Синонимический ряд содержит слова, имеющие различное экспрессивно-эмоциональное значение. Так, «глаза» - слово нейтральное, обозначающее орган зрения человека; «очи» - слово, принадлежащее к книжному стилю, обозначает также глаза, но, как правило, большие и красивые. А вот слово «буркалы» тоже обозначает большие глаза, но не отличающиеся красотой, скорее уродливые. Слово это несет в себе негативную оценку и принадлежит к разговорному стилю. Еще одно разговорное слово «зенки» обозначает также некрасивые глаза, но маленького размера.

Уточнение значения

Большинство заимствованных слов имеют синоним-аналогию в русском языке. Их можно использовать для уточнения значения терминов и других специальных слов иностранного происхождения, которые могут быть непонятны широкому кругу читателей: «Будут приняты превентивные, т.е. профилактические меры»

Противопоставление похожих значений

Как ни парадоксально, но синонимы могут выражать и противоположные оттенки значения. Так, у Пушкина в «Евгении Онегине» встречается фраза «Татьяна смотрит и не видит», и это не воспринимается как противоречие, потому что «смотреть» - это «устремлять взгляд в определенном направлении», а «видеть» - это «воспринимать и осмысливать то, что предстает перед глазами». Точно так же не вызывают отторжения фразы «равные, но не одинаковые», «не просто мыслить, но размышлять» и т.п.
Видео по теме

Совет 4: В чем отличие атавизма от рудимента

И рудиментом, и атавизмом называется признак, доставшийся человеку или животному от эволюционных предков. Но эти термины не являются синонимами, разница между атавизмом и рудиментом весьма существенна.
Различие между рудиментарными и атавистическими признаками заключается в том, у каких именно предков данной особи – ближайших или отдаленных, наблюдается тот или иной признак, а также в том, является ли он нормой или отклонением.

Атавизм

Атавизмом называется такой признак, который присутствовал у эволюционных предков данного вида, но самому ныне существующему виду он не присущ. Тем не менее, гены, кодирующие его, сохраняются и продолжают передаваться из поколения в поколение. При определенных обстоятельствах эти «спящие гены» могут «проснуться», и тогда рождается особь с атавистическим признаком.

Например, у тарпана – вымершего дикого предка лошадей, на ногах имелись отметины в виде полосок. У современных лошадей их нет, но изредка рождаются особи с подобными отметинами. В начале 19 века рождение такого жеребенка у лошади, которую за 2 года до этого безрезультатно спаривали с самцом зебры, послужило толчком к возникновению лженаучной теории о телегонии.

Встречаются атавистические признаки и у людей. Иногда рождаются люди со сплошным волосяным покровом как у обезьян, с добавочными молочными железами как у других млекопитающих, с придатком в виде хвоста. Вплоть до середины 20 века у таких людей был один путь – в ярмарочный балаган или в цирк, потешать публику своим необычной внешностью.

Рудимент

Рудиментарный признак – это тоже наследие эволюционных предков. Но если атавизм – это исключение, рудимент – правило.

Рудиментарные органы в ходе эволюции деградировали и утратили свою функциональность, но они имеются у всех представителей данного вида, следовательно, рождение особи с таким признаком не является отклонением от нормы.

Пример рудиментарного органа – глаза крота: очень маленькие, практически не видящие. Тем не менее, в норме кроты появляются на свет с глазами, рождение крота без глаз возможно лишь в результате генетической аномалии или нарушения внутриутробного развития.

Пример рудиментарного органа у человека – мышцы, окружающие ушную раковину. Другим млекопитающим они помогают шевелить ушами, прислушиваясь, но мало кто из людей способен на это. Рудиментом является копчик – деградировавший хвост.

С рудиментами не следует путать гомологические органы, которые во внутриутробном периоде возникают у всех, но полноценно развиваются и функционируют у особей лишь одного пола – например, недоразвитые молочные железы у мужчин. Не стоит смешивать с рудиментами и провизорные органы, существующие только у эмбрионов и исчезающие впоследствии.
Источники:
  • Атавизмы и рудименты
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше