Совет 1: Цирроз печени: симптомы, диагностика и лечение

Цирроз печени – хроническое заболевание с быстрым прогрессированием, при котором поражаются не только паренхимы, но и стромы жизненно важного органа. Больного беспокоят определенные симптомы, на основании которых стоит обратиться к врачу и пройти комплексное медицинское обследование.
Цирроз печени: симптомы, диагностика и лечение

Цирроз печени - основные причины и симптомы заболевания  

Циррозпечени нередко развивается после перенесенного вирусного, токсического или аллергического гепатита, на фоне хронического алкоголизма, холестаза, употребления большого количества лекарственных препаратов. В медицинской практике циррозы подразделяют на первичные и вторичные, при которых поражение печени является лишь одним из многочисленных проявлений в клинической картине основной болезни.

Основными симптомами цирроза печени являются: увеличение и уплотнение органа, желтуха, портальная гипертензия, спленомегалия. Больной ощущает острую или тупую боль в правом подреберье. При нарушении и погрешностях в диете боль усиливается. Также беспокоит диспепсия, зуд кожных покровов.

При осмотре врач обнаруживает сосудистые телеангиэктазии, которые преимущественно располагаются в верхней части туловища. У пациента с циррозом язык приобретает малиновый оттенок и лаковый вид, пальцы на руках и ногах опухают, рост волос в подмышечных впадинах и на подбородке нарушается в результате гинекомастии.  

Цирроз печени диагностика

При проведении лабораторных исследований крови выявляют анемию, тромбоцитопению, гипербилирубинемию, уровень СОЭ значительно повышен. В моче присутствуют билирубин, уробилин, белковые и осадочные пробы изменены. Кроме того, назначают рентгенологическое исследование печени с применением взвеси бария сульфата. При портальном и смешанном циррозе выявляется варикозное расширение вен пищевода. Пункционная биопсия, ангиография, компьютерная томография, эхография, лапараскопия – данные обследования дают наиболее точные результаты и позволяют поставить максимально достоверный диагноз.  

Цирроз печени лечение

При осложненном и активном декомпенсированном циррозе больному назначают стационарное лечение. Врач рекомендует диету №5, глюкокортикостероидные гормоны, диуретики, антацидные и вяжущие препараты, парацентез. При наличии билиарного цирроза, который осложнен холангитом, применяю антибиотики. При вторичном билиарном циррозе рекомендовано хирургическое лечение, чтобы устранить закупорку желчных протоков.   

Неактивная форма цирроза может продолжаться десятки лет. При соблюдении диеты и поддерживающего лечения больной чувствует себя удовлетворительно. Терминальный период цирроза неизбежно влечет за собой печеночную кому и летальный исход.

Видео по теме

Совет 2 : Какие признаки цирроза печени

Цирроз печени – тяжелое, практически необратимое заболевание, характеризующееся значительным нарушением функций пораженного органа. При циррозе ткань печени заменяется фиброзной соединительной тканью, постепенно развивается печеночная недостаточность. Ранние признаки заболевания нередко подолгу остаются незамеченными, в некоторых случаях до поздних стадий наблюдается бессимптомное течение цирроза, что не позволяет вовремя начать лечение, компенсировать функцию пострадавших клеток и сохранить здоровые клетки.
Какие признаки цирроза печени

Признаки цирроза

На ранних стадиях заболевания больных часто беспокоят нарушения пищеварения (тошнота, чувство тяжести после еды, вздутие живота, дискомфорт в области желудка и правого подреберья). Боли в правом подреберье могут усиливаться после еды или физических нагрузок. Пациенты жалуются на быструю утомляемость, общую слабость, снижение аппетита, нарушения концентрации и сна (дневная сонливость и бессонница по ночам). Часто эти признаки принимаются за последствия перенесенных инфекционных заболеваний или нарушения диеты, списываются на стресс и хроническую усталость, поэтому больные не обращаются за помощью или не получают адекватного лечения.

По мере прогрессирования заболевания нарастают признаки поражения печени. Появляется горький привкус во рту, ощущение тяжести и боли в правом подреберье становится почти постоянным. На более поздних стадиях нарушения пищеварения пациенты страдают от отрыжки, метеоризма, тошноты, чередования поносов и запоров. Часто больные циррозом заметно теряют в весе. Возможны сухость кожи, усиленное выпадение волос, у женщин нарушается менструальный цикл, у мужчин возникает эректильная дисфункция. Постоянными спутниками больного становятся усталость, расстройства сна и внимания.

Если и на этом этапе не начато лечение, развиваются такие признаки, как пожелтение кожи и склер, кожный зуд, необъяснимая лихорадка. Меняется внешний вид кожи: кроме желтизны и пигментных пятен, на ней появляются сосудистые «звездочки», мелкие кровоизлияния, ладони или кончики пальцев, а иногда и полностью кисти рук приобретают красный цвет. Печень увеличивается, причем это ощущается и самим заболевшим, при пальпации можно заметить ее бугристость. Снижается иммунитет, появляются боли в мышцах, в некоторых случаях развивается геморрой.

Осложнения цирроза

Осложнения появляются на поздних стадиях заболевания. У больных наблюдается асцит – скопление жидкости в брюшной полости, из-за которого живот значительно увеличивается в размерах, на коже живота может проступить голубоватый сосудистый рисунок. При этом жидкость копится и в тканях, из-за чего отекают конечности. Возможна печеночная энцефалопатия – нарушение функции головного мозга из-за поражения нервной системы токсинами, выражающееся в нарушениях интеллекта, изменениях поведения, раздражительности, ухудшении памяти.

На поздних стадиях цирроза часты желудочно-кишечные кровотечения. Также могут появиться такие признаки, как потемнение мочи и осветление кала, «лакированность» и яркий малиновый цвет губ и языка. У мужчин возможна гинекомастия – увеличение молочных желез. Больные худеют, печень уменьшается в размерах, что свидетельствует о практически полном перерождении ее тканей.
Видео по теме

Совет 3 : Как возникает цирроз печени

Цирроз - это заболевание печени, при котором нормальные печеночные клетки замещаются соединительной тканью, что в результате приводит к нарушению всех ее функций и печеночной недостаточности.
Как возникает цирроз печени
Инструкция
1
Заболеть циррозом можно в любом возрасте, но чаще болеют люди после 40 лет, при этом заболеваемость среди мужчин в 3 раза выше, чем среди женщин. Существует множество причин развития цирроза, основная - злоупотребление алкоголем. Заболевание развивается через 10 лет регулярного приема спиртного (достаточно 60 грамм в сутки для мужчин и 20 грамм для женщин).
2
На втором месте причин цирроза находятся гепатиты, например, вирус гепатита С почти в 100% случаев приводит к развитию заболевания. Также к циррозу может привести желчекаменная болезнь, застой венозной крови в печени, обусловленный сердечной недостаточностью и длительный прием токсичных для печени лекарственных препаратов.
3
В ряде случаев развивается аутоиммунный гепатит, когда собственные клетки воспринимаются как чужеродные, он также опасен развитием цирроза. Примерно в 12% случаев причина заболевания так и остается невыясненной, такой цирроз называется криптогенным.
4
Замена печеночных клеток на соединительную ткань приводит к тому, что печень перестает выполнять свои функции в нужном объеме. Нарушается производство белков крови - глобулинов и альбуминов, печень перестает синтезировать белки, нужные для нормального свертывания крови. Также печень перестает полноценно очищать кровь от токсинов и продуктов распада.
5
Увеличенная в объеме соединительная ткань сдавливает сосуды печени, в результате повышается давление в главной печеночной вене - воротной. Как следствие этого - расширенные вены вокруг пупка, появление геморроя, расширение вен пищевода, которое часто заканчивается кровотечением. Также сдавливаются желчные протоки, это приводит к развитию желтухи.
6
В начальной стадии развития цироза больных беспокоит общая слабость, тяжесть в правом подреберье, снижение аппетита, похудание. По мере развития заболевания появляется тошнота, горечь во рту, затем увеличивается в объеме живот (за счет скопления жидкости), на коже вокруг пупка появляется сосудистый рисунок ("голова медузы").
7
Далее на коже верхней части туловища, руках появляются сосудистые пятна в виде звездочек и паучков, наблюдается покраснение ладоней. У мужчин могут увеличиваться грудные железы, у женщин нарушается или пропадает менструальный цикл.
8
Больных беспокоят частые головные боли, нарушения памяти и внимания, кожный зуд. Это связано с тем, что в крови накапливаются токсические вещества, которые не в состоянии обезвредить печень.
9
Цирроз печени - это неизличимое заболевание. Цель лечения в начальной стадии - притормозить его развитие. В поздней стадии лечение направлено на снятие симптомов и замедление развития осложнений. Назначается специальная диета, гепатопротекторы (препараты для защиты печени) и симптоматические средства. В ряде случаев проводится хирургическое лечение - пункция брюшной полости и шунтирующие операции.
Видео по теме

Совет 4 : Первичные симптомы цирроза печени

Цирроз почти всегда – предсмертная агония печени. Известны буквально единичные случаи полного излечения этого опаснейшего недуга. Чаще же медицина может только отчасти облегчить муки пациента. Поэтому о признаках цирроза печени необходимо знать всем. А еще важнее – не допускать условий, благоприятствующих его развитию.
Люди, больные циррозом печени, зачастую очень обидчивы, подозрительны и придирчивы

Особенности заболевания

Цирроз любого органа – это постепенное отмирание его клеток. Причем настолько, что он катастрофически уменьшается, как бальзаковская шагреневая кожа. Вместо отмерших клеток развиваются аномальные, бесполезные клетки. Из них образуется рубцовая ткань, которая, разрастаясь, сдавливает сосуды, и отмирают целые участки больного органа.

Конечно же, о нормальной работе такого органа не может быть и речи. Но его бездеятельность вызывает значительные сбои в работе всех органов, и организм в целом оказывается на грани гибели.

Согласно медстатистике, судя по первым признакам цирроза печени, в 50% случаев к нему приводит не вылеченный полностью вирусный гепатит, чаще всего гепатит С. На втором месте по циррозу печени стоят хронические алкоголики. Гораздо реже он возникает из-за отравлений антибиотиками, фтором или мышьяком.

По первичным симптомам определяют, в какой форме она протекает. При замещении массово гибнущих клеток печени грубой рубцовой тканью ставится диагноз: постнекротический цирроз. Если перекрывается снабжение печени кровью – портальный цирроз. А если из нее прекращается отток желчи – билиарный цирроз. У признаков каждой из этих форм болезни есть некоторые отличия.

Первичные симптомы

Общие характерные признаки: возникают боли в правом подреберье, печень увеличивается, из-за этого вздувается живот. Появляется слабость, пропадает аппетит, падает работоспособность. Ослабевают половое влечение, эрекция. Не дают покоя мучительная отрыжка, постоянное ощущение горечи во рту, тошнота, а то и рвота.

Поскольку такие симптомы бывают и при гастритах, язве желудка, камнях в желчном пузыре, один-два из них еще не дают основания заподозрить цирроз печени. О его наличии можно судить лишь по комплексу признаков, которые должны проявляться весьма продолжительное время.

При постнекротической форме циррозе всегда появляется желтуха, имеющая непреходящий характер. На брюшине проступают расширившиеся вены, их рисунок может начинаться от пупка. Беспокоят суставные и мышечные боли. Отчетливо прощупываются увеличившиеся лимфатические узлы.

Первые признаки портального цирроза практически такие же, как и при гепатите. По мере прогрессирования болезни все больше мучат бессонница, упадок сил, усиливаются нервозность, мнительность больного. После приема пищи, физических усилий появляются боли в области печени. Вены на животе также вздуты. Мышцы начинают постепенно «таять». На коже проступают сосудистые «звездочки». Но желтухи может и не быть.

Особенно увеличивается печень при билиарной форме болезни. Так же беспокоят боли в мышцах, суставах. Характерный признак: часто начинают кровоточить десны, появляются желудочные или кишечные кровотечения. Может держаться повышенная температура. Нередко циррозу сопутствует воспаление легких.

Кроме того, при всех формах болезни может становиться меньше волос в подмышках, на лобке. Иногда появляется зуд кожи. Разумеется, аллергия тут ни при чем – это реакция на избыток желчных кислот в крови. Жирная еда обычно вызывает бурную диарею. У женщин нередко изменяется менструальный цикл, увеличиваются грудные железы.

Человек может стремительно похудеть. Особенно худеют лицо и руки, а ноги при этом отекают. Отекать может и язык. Но самый частый признак цирроза печени – мертвенно-желтоватый или бронзовый цвет кожи, которая к тому же сильно шелушится.
Источники:
  • Сайт Овле.ру/Первые признаки цирроза печени
  • Сайт Симптомер.ру/Все о циррозе печени
  • Видео: Цирроз печени

Совет 5 : Какие могут наблюдаться симптомы цирроза печени у мужчин и женщин

Циррозом печени называют неизлечимое заболевание, при котором начинают постепенно разрушаться здоровые клетки печени. Чаще всего эта болезнь диагностируется у мужчин. Но иногда заболевают циррозом печени и женщины. Развивается эта болезнь обычно у людей, злоупотребляющих алкоголем или же больных гепатитом С. В любом случае симптомы цирроза печени и у мужчин, и у женщин практически одинаковы.
Цирроз печени: симптомы

В большинстве случаев цирроз печени диагностируется у людей среднего возраста. Но в последнее время эта болезнь, к сожалению, сильно «помолодела». Согласно статистическим данным, цирроз печени сегодня входит в 10-ку основных причин смертности в том числе и у молодых людей.

Первые симптомы

На первых стадиях развития цирроза печени, когда патологическое состояние еще не сопровождается осложнениями, у человека могут наблюдаться:

  • упадок сил и быстрая утомляемость;
  • кожный зуд из-за застоя желчи;
  • сосудистые «звездочки» в верхней части тела;
  • выпадение волос в области подмышек.

Также на первых стадиях у больных часто можно заметить выраженную желтушность слизистых. Появление всех этих симптомов цирроза печени — безусловно, повод незамедлительно обратиться к доктору. Часто случается так, что при своевременно оказанной врачебной помощи печень человека при этом заболевании даже и полностью восстанавливается.

Симптомы при развернутом циррозе

На развернутых и поздних стадиях этого заболевания как у женщин, так и у мужчин:

  • печень увеличивается в размерах и начинает выпирать из-под ребра примерно на 2 см;
  • наблюдаются постоянные проблемы с пищеварением;
  • повышается температура тела;
  • пальцы рук становятся похожими на «барабанные палочки»;
  • наблюдается истощение;
  • дыхание становится поверхностным;
  • живот увеличивается в объеме;
  • на коже живота появляется венозный рисунок в виде «медузы».

Изменяется при запущенном заболевании и поведение человека. Симптомами цирроза печени у женщин и у мужчин являются в том числе и агрессивное поведение, частые потери ориентации в пространстве и во времени, ухудшение почерка и пр.

Вместо заключения

Все описанные выше изменения в физиологическом и психическом состоянии человека могут быть признаками именно цирроза печени. В любом случае заболевание это на самом деле очень серьезное и, безусловно, опасное. И запускать его, конечно же, не стоит ни в коем случае. При первых же замеченных симптомах цирроза печени обратиться к врачу следует незамедлительно.

Видео по теме

Совет 6 : Как лечить цирроз печени у мужчин: диета

Цирроз печени является достаточно тяжелым и во многом опасным заболеванием. Его нельзя игнорировать. В таком состоянии обязательно нужно проводить соответствующее лечение. В сочетании с терапией при циррозе важно придерживаться определенного рациона питания.
Что есть при циррозе печени у мужчин

Цирроз печени – это не та патология, которая способна пройти сама собой. При этом заболевании важно проходить лечение, которое должен назначать исключительно врач, исходя из тяжести заболевания, каких-либо особенностей организма пациента. Как правило, подробное меню для мужчин – и не только – с такой болезнью составляет тоже лечащий врач. Однако есть и общие обязательные рекомендации, к которым прибавляются списки из того, что можно есть, а что есть категорически запрещается при данной патологии печени.

Основные нюансы диеты при циррозе печени у мужчин

Исходя из вариантов диет, с помощью которых можно лечить различные заболевания, для цирроза наиболее подходящей является диета под номером 5. Основная ее суть: исключение вредных для пострадавшего органа продуктов, значительное сокращение количества жира в рационе, увеличение количества продуктов, содержащих белки и углеводы.

В течение дня во время лечения надо есть небольшими порциями, чтоб не нагружать ЖКТ и не оказывать сильного воздействия на пострадавший орган. Еда не должна быть очень горячей или чересчур холодной. При этом крайне важно употреблять регулярно большое количество жидкости – чистой питьевой воды.

Обязательно из меню больного убираются жареные блюда, количество соли в сутки не должно превышать пары маленьких ложек. Любую тяжелую пищу, любые твердые продукты надо измельчать, а также не забывать очень хорошо пережевывать еду. Тушеные блюда не должны быть основой рациона при циррозе, врачи не советуют есть подобное чаще 2-х раз за 7-10 дней.

Запрещенные продукты и напитки

К числу недопустимых напитков при циррозе печени у мужчин относят:

  • кофе (любой);
  • черный чай;
  • алкоголь;
  • любые охлажденные напитки или питье со льдом;
  • чересчур сладкие газированные напитки;
  • горячий шоколад и какао.

Из рациона надо исключить по максимуму все жирное. Таким образом при заболевании печени нельзя есть сало, жирные сорта мяса, использовать для готовки кулинарный жир.

Мучное – различная выпечка – находится под строгим запретом. Надо отказаться не только от сладкой сдобы, но и, например, от ржаного хлеба. Запрещается есть шоколад, сладости с кремом.

Что еще нельзя вводить в меню при циррозе:

  1. пряности и специи, например, перец и хрен;
  2. мясные наваристые бульоны;
  3. грибы;
  4. консервы, колбасы;
  5. икру;
  6. щи и супы с бобовыми;
  7. фасоль, кукурузу;
  8. ряд молочных и кисломолочных изделий, например, ряженку;
  9. копченую и соленую рыбу;
  10. зеленый лук, овощи в маринаде, шпинат.

Что можно есть при болезни печени

В меню при циррозе можно добавить различные легкие супы. Например, допустимо употреблять вегетарианский борщ, молочный суп, овощные супчики.

Среди мясных изделий предпочтение надо отдавать нежирной птице. Однако, кроме этого, в ряде случаев допустимо вводить в меню молочные сосиски, котлетки, сделанные на пару, мясо кролика.

Полностью убирать из своего рациона сладости не стоит. Но их надо заменить на свежие ягоды и фрукты. Также можно есть мармелад, суфле и желе, зефир, мед в небольшом количестве.

Пить при циррозе печени можно компоты, в том числе и из сухофруктов, разнообразные ягодные/фруктовые или травяные чаи, кисель. Полезным будет отвар из шиповника при данном заболевании.

Что еще можно включать в меню:

  1. овощные и сметанные соусы без большого количества соли и специй;
  2. омлеты;
  3. рыбные котлеты, нежирную рыбу, приготовленную на пару;
  4. винегрет и различные овощные легкие салаты, заправленные маслом;
  5. творог (нежирный);
  6. нежирные сорта сыров;
  7. ветчину;
  8. квашеную капусту;
  9. хлеб пшеничный;
  10. несдобную выпечку, в том числе с яблоками, нежирным мясом или рыбкой, творогом.

Совет 7 : Как лечить цирроз печени у мужчин на 4 стадии

Цирроз печени — это тяжелая патология в органе, которая становится причиной отмирания тканей и замены их волокнами. Результатом такого замещения становится возникновение узлов разного размера, которые меняют структуру печени кардинальным образом. Постепенно пораженный орган перестает функционировать должным образом, что может привести к его полной недееспособности в дальнейшем. Это существенно ухудшает качество жизни пациента и может привести к смертельному исходу.
Как лечить цирроз печени у мужчин на 4 стадии

Основной функцией печени является очищение организма от вредоносных веществ. Помимо этого она синтезирует белки, жиры и углеводы, вырабатывает альбумины и принимает участие в процессе пищеварения. Патология печени выражается в преобразовании гепатоцитов (печеночных клеток), угрожающем всему организму человека.

Описание патологии

Цирроз печени - довольно распространенная в мире болезнь. До 300 тысяч человек погибают от нее ежегодно, и эта цифра постоянно растет. У людей с хроническим алкоголизмом также большой процент заболеваемости циррозом, протекающим, как правило, без ярко выраженных симптомов. Наиболее подвержены циррозу мужчины, вне зависимости от возраста (но преимущественно после 40 лет).

Признаки и симптомы

На ранних стадиях определить цирроз довольно сложно, так как в большей части случаев заболевание протекает латентно. Бывает и так, что патология обнаруживается при вскрытии уже умершего человека. Но чаще все-таки симптомы проявляются. К симптомам цирроза относят:

  • Боли в правом подреберье, нарастающие после физической нагрузки, употребления жирной еды и алкоголя.
  • Сухость и горечь во рту, усиливающиеся утром.
  • Диарея и сильный метеоризм.
  • Необоснованная потеря веса, раздражительность и утомление.
  • Появляется желтуха при постнекротическом циррозе печени 4 степени. 

Стадии развития

Выделяется четыре основных стадии развития цирроза. Каждая сопровождается своими симптомами и зависит от прогрессирования болезни. От правильно установленной стадии напрямую будет зависеть корректность проводимой терапии. 

Первая степень протекает латентно и фактически не проявляет себя. Если диагностировать ее в этот период, то высока вероятность восполнения уровня гепатоцитов лекарственными препаратами. По этой причине специалисты называют такую стадию компенсаторной. Хотя и не наблюдается клинических проявлений, даже на первой стадии происходят кардинальные изменения в печени. При отсутствии необходимой терапии заболевание будет прогрессировать, что в дальнейшем может привести к дисфункции органа в целом. Растет уровень билирубина в крови, ПТИ падает до 60. Самочувствие пациента при этом вполне удовлетворительное.

Вторую степень называют субкомпенсированной. Она характеризуется еще более сильной дисфункцией печени, так как увеличивается число отмерших гепатоцитов. Симптомы проявляют себя сильнее — апатия, слабость, тошнота, снижение работоспособности, гинекомастия у мужчин. То есть на этой стадии становится очевидной развивающаяся в организме патология. Уровень альбумина на второй стадии падает, а ПТИ опускается до 40. Но даже на этом этапе своевременное лечение может довести пациента до ремиссии.

Третья степень куда опаснее предыдущих. Это обусловлено аномально маленьким количеством жизнеспособных гепатоцитов. Симптомы нарастают, наблюдается прогресс печеночной недостаточности. Появляется желтуха, интенсивные боли в животе, развивается асцит. Наблюдается критическое снижение показателей ПТИ и альбумина. Эту стадию называют также терминальной. Лечение третьей степени практически не дает положительной динамики, хотя вероятность ремиссии незначительная, но есть. Терапия возможна только в условиях стационара. Опасными являются и осложнения цирроза, которые могут привести к смерти. Наиболее страшные из них — рак печени, пневмония, перитонит, печеночная кома и внутреннее кровотечение.

4 степень цирроза печени является последней. Повреждения тканей такие сильные, что орган не может выполнять свои функции. Сильные боли обусловливают назначение обезболивающих препаратов вплоть до наркотических. Даже приостановить развитие болезни на четвертой стадии нельзя.

Прогноз и лечение

Прогноз при циррозе печени 4 степени может быть самым разным. Если лечение было начато вовремя, то процесс развития болезни можно приостановить. При прогнозе важно учитывать образ жизни пациента, его привычки и сопутствующие заболевания. Если пациент пересматривает свой образ жизни по рекомендации специалиста, неукоснительно придерживается схемы лечения на ранних стадиях, семилетняя выживаемость и более составляет половину всех случаев. Однако это касается только компенсированной формы. Прогноз выживаемости на второй стадии цирроза около пяти лет. Гепатоциты в этот период становятся все слабее, сокращается их количество и намечается дисфункция печени. На четвертой стадии прогноз еще более неутешительный — только 40 процентов пациентов проживают три года. Это обусловлено осложнениями, несовместимыми с жизнью. 

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500