Совет 1: Сколько наций или народностей проживает в России

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Точное число национальностей, проживающих на территории страны, неизвестно, но оно приблизительно равно 200. Большую часть – почти 80% – составляют русские, на остальные нации приходится от 4 до сотых долей процентов.
Сколько наций или народностей проживает в России

Многонациональность России

Россия всегда была многонациональной, эта ее особенность тесно связана с историей страны, на протяжении которой она влияла на сознание и образ жизни людей, населяющих страну. Многонациональный состав государства указан и в конституции, где он назван носителем суверенитета и источником власти.

Благодаря разнородному составу населения страны с давних времен многие люди, причисляющие себя к русским, имеют на самом деле различные корни и могут считаться в той же мере представителями других народностей. Но в СССР была принята обязательная фиксация этнической принадлежности, что служило основой для определения количества народностей и их процентного соотношения. Сегодня указывать свою национальность необязательно, и в данных переписи населения нет точной цифры – часть людей не отметили свое происхождение.

Кроме того, нация – довольно расплывчатое понятие, некоторые народности этнографы разделяют на несколько частей, другие выделяют в отдельные группы. Некоторые национальности исчезают или ассимилируются.

Количество наций в России

Тем не менее, данные переписи населения позволяют вычислить почти точное число наций, представители которых проживают на территории России. Их более 190, хотя более или менее значимую часть населения составляют лишь около 80 народностей: остальным достаются тысячные доли процентов.

На первом месте стоят русские или те люди, которые причисляют себя к русским: это в том числе карымы, обские и ленские старожили, поморы, русскоустьинцы, мезенцы – распространено очень много самоназваний, но все они составляют русскую нацию. Численность русских в стране составляет более 115 миллионов человек.

На втором месте – татары и все их разновидности: сибирские, казанские, астраханские и другие. Их насчитывают пять с половиной миллионов – это почти 4% от населения страны. Далее следуют украинцы, башкиры, чеченцы, чуваши, армяне, белорусы, мордва, казахи, удмурты и многие другие народности: кавказские, славянские, сибирские. Часть населения – около 0,13% – составляют цыгане. На территории России проживают немцы, греки, поляки, литовцы, китайцы, корейцы, арабы.

Тысячные доли процентов отводятся таким национальностям, как персы, венгры, румыны, чехи, саамы, телеуты, испанцы, французы. Есть в стране и представители очень немногочисленных народностей: лазы, водь, сваны, ингилойцы, юги, арнауты.

Совет 2 : Сколько народов проживает в России?

Россия занимает огромную территорию от Ледовитого и Тихого океанов до Черного и Каспийского морей. Она представляет удивительный образец единства наций, что отображается на ее гербе.
Сколько народов проживает в России?
Различные этносы, проживавшие на площади, граничащей с Европой и Азией, составили культурную и историческую самобытность России. В основе образования Российского государства были финно-угорские, восточно-славянские, балтийские и другие малые народы, всего, согласно летописям, - более 20 наименований. На протяжении многих столетий Российская держава расширяла свои границы за счет приграничных регионов, население которых стало частью русского народа.
В результате исторических событий, Россия стала единственным государством, имеющим столь разнообразный культурный и этнический состав.

Этносы на территории России

По результатам последней переписи населения Российской Федерации, проведенной в 2010 году, на территории государства проживает 195 народностей. Население страны можно условно классифицировать по этническому и языковому принципу. Разделение затрагивает исторические корни народов, даже если современное коренное население уже не говорит на языке предков.

К представителям индоевропейской культуры принадлежат славянские народности - их в численном выражении более 14 миллионов человек, проживающих в России; сюда же относятся балтийские, германские, романские, греческие, армянские, иранские, индоарийские народы.

Юкагирско-уральская семья породила финнов, эстонцев, карельцев, мордву, жителей Коми. От сюда вышли и ханты (населяющие российский Север в количестве более 30 тысяч человек), манси (их в России чуть более 12,5 тысяч), удмурты (552300 человек), чуванцы и юкагиры.

Алтайская ветвь, представители которой населяют республику Алтай и приграничные регионы, делится на пять семейств. Это корейцы и японцы, монголы, а также представители тюркской и тунгусо-маньчжурской нации. Сколько сегодня на территории современной России проживает представителей этих народов, сказать сложно. По результатам последней переписи часть из них причислили себя к «русским», а значит, отказались от национальной самоидентификации.

Северокавказская нация подарила стране население, которое можно разделить на 2 лагеря. Это представители северокавказских народов и абхазско-адыгейские жители. К первой ветви относятся: дагестанцы, чеченцы, ингуши, аварцы, лизгины и другие малочисленные народы. Вторая ветвь: кабардины, адыгейцы, абхазцы и черкесы.
Современные грузины берут свое начало от картвельской нации. Оттуда же произошли малоизученные вымирающие народы, такие как ингилойцы и мегрелы.

Малые народы

Современная Россия включает в себя и другие малые народы, известные только ученым в области этнознаний. Это австроазиатские, сино-тибетские, афразийские и палеоазиатские племена. Более 10 тысяч человек, несмотря на российское гражданство, в 2010 году причислили себя к арабам, бахрейнцам, египтянам, юкагирам, мавританцам, суданцам, нахали и пр.

Несмотря на все многообразие и разность в культурах, представители различных наций связаны одной исторической судьбой. Она уходит вглубь столетий. Не раз на протяжении многих веков народы сплоченно боролись против завоевателей. Такое единство породило укрепление и развитие народных традиций, что стало одной из особенностей нашей многонациональной Родины.

Совет 3 : Сколько наций и народностей живет в России

На территории России проживает огромное количество национальностей - более 180. Численность самых крупных этнических групп составляет несколько миллионов человек, самых мелких - несколько сотен.
Сколько наций и народностей живет в России

Как формировалась территория России

Обилие различных наций и народностей, проживающих на территории России, во многом зависит от истории ее формирования. Издревле на этой территории жили скифы. Также часть современнной России занимали тюрки. В районе Поволжья и Северного Кавказа проживали хазары, а в Прикамье - булгары. Древнерусская нация формировалась из племен кривичей, древлян, словен, вятичей, северян. Также на ее развитие оказали влияние финно-угорские народности. Таким образом, древнерусское государство было многонациональным с самого начала своего существования.

С 14-15 века, когда русские изгнали со своих земель татаро-монгольских захватчиков, началось бурное развитие государства. Царская Россия сформировала сильную армию, которая помогла присоединить территории Поволжья, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Урала и Севера. Так, в состав России вошло несколько новых национальностей. Украина и Белоруссия также входили в состав России, но отделились после распада СССР. С другой стороны, представители многих национальностей, проживающих на территории Советского Союза, в свое время переехали в Россию, где проживают до сих пор.

Какие народности входят в состав России

Из множества российских наций и народностей только некоторые имеют значительную численность - татары и башкиры, чуваши, мордовцы, чеченцы и ингуши, аварцы и даргинцы, якуты и удмурты. Также на территории России проживает большое количество жителей, принадлежащих по нации к другим государствам - украинцы, белорусы, армяне, казахи, азербайджанцы.

Самая распространенная, после русских, национальность - татары. Они проживают в Поволжье и в Крыму. Также там живут мордовцы и марийцы. В центральной части России проживают башкиры. Западная часть страны населена чувашами, Сибирь - якутами, алтайцами и хакасами, запад региона - бурятами, хантами и манси, а восток - эвенками. На Крайнем Севере проживают ненцы, чукчи, алеуты, на северо-западе страны - карелы. Кавказ занимают кабардинцы, черкесы, лезгины, чеченцы, ингуши, адыги, осетины. В районе Каспия живут калмыки.

Наиболее многочисленные национальности образуют автономные республики и округа. Всего их 22: Удмуртия, Чечня, Ингушетия, Чувашия, Татарстан, Мордовия, Карелия, Якутия, Хакасия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Коми, Адыгея, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Тува, Бурятия, Марий-Эл, Башкирия, Алтай, Калмыкия, Крым. Автономных округов в России 5: Ханты-Мансийский, Чукотский, Ненецкий, Крымский и Ямало-Ненецкий. Также по названиям народностей именуются некоторые населенные пункты и географические объекты России - например, город Ханты-Мансийск.

Совет 4 : Сколько национальностей живет в России

С давних времен в России проживало огромное количество наций и народностей. При этом большинство россиян доброжелательно относятся к самым разным народам, населяющим страну. К тому же, наличие в России большого числа национальностей законодательно закреплено Конституцией.
Куклы «Народы России»

Наиболее многочисленные нации, проживающие на территории РФ

На территории Российской Федерации проживает более 180 различных национальностей. Титульной нацией являются русские. По данным переписи населения 2010 года, русскими себя назвали более 111 миллионов человек, т.е. 80,9% от всех граждан, посчитавших нужным указать национальность.

Второй по численности нацией в России являются татары. В 2010 году их насчитывалось 5,3 миллиона или 3,7%. При этом татары населяют не только Татарстан, но и другие российские регионы.

Третье место по численности занимают украинцы. Их в России около 2-х миллионов или 1,4% от всего состава населения. Впрочем, живущие в России украинцы давно обрусели и практически ничем не отличаются от русских.

Четвертое место по праву принадлежит башкирам. В России их более полутора миллионов, большинство из них проживают непосредственно на территории Башкирии. Пятое место поделили чуваши и чеченцы. Их в России по 1%, то есть около полутора миллионов. Шестое место по численности занимают армяне, их более миллиона.

Также в России проживает целый ряд национальностей, насчитывающих более полумиллиона населения. Среди них - аварцы, азербайджанцы, белорусы, даргинцы, кабардинцы, казахи, кумыки, марийцы, мордовцы и осетины. Большая часть этих народов компактно проживают в своих регионах. Исключение составляют представители бывших союзных республик – азербайджанцы, белорусы и казахи.

В конце 1980-х годов в России жило более 2-х миллионов евреев. Однако многие из них уехали на историческую родину в Израиль. По данным переписи 2010 года, в России осталось всего 157 тысяч.

Коренные малочисленные народы

Кроме того, на территории РФ проживает 97 коренных малочисленных народов. В общей сложности их около 500 тысяч человек, т.е. 0,3% населения страны. 13 из них насчитывает менее тысячи человек. Самый крупный из этих народов - ненцы (41 тысяча человек), а самый малочисленный– кереки. Их осталось всего 4 человека. В настоящее время правительством Российской Федерации прилагается немало усилий для сохранения и развития коренных малочисленных народов.

Точное число национальностей, проживающих в настоящее время в России, не назовет даже государственный комитет статистики. Тем более, что, в отличие от времен Советского Союза, сейчас ни от кого не требуется точного указания национальной принадлежности.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500