Совет 1: Что такое сонорные звуки

Существую такие согласные, в образовании которых практически не участвует шум. Они называются сонорными или сонантами. Их главная отличительная особенность состоит в том, что они не оглушаются ни при каких обстоятельствах.
В образовании сонорных звуков над шумом преобладает тон голоса, созданный колебанием голосовых связок. К ним относятся звуки: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й.

Как при образовании всех согласных, при образовании сонантов на пути воздушной струи стоит преграда. Однако сила трения струи о сомкнутые органы речи в этом случае минимальна, звук находит относительно свободный выход наружу.

Воздух может найти себе выход либо через нос, так образуются звуки [м], [м’], [н], [н’], либо в проход между боковыми краями языка и щеками - звук [л], [л’]. Если преграда мгновенна, то образуется звук [р], [р’]. Когда щель достаточно широка, то образуется звук [j], соответствующий букве й. По этим причинам шум не образуется. В соответствии с этими способами образования сонанты подразделяются на щелевые, смычнопроходные и дрожащие. Таким образом, к щелевым относится звук [j]. При произнесении [j] между средней частью спинки языка и твердым нёбом образуется щель, через которую проходит слабая воздушная струя.

Звуки [м], [м’], [н], [н’] относятся к смычнопроходящим, поскольку воздух не проходит через полное смыкание, но находит себе путь через полость рта и носа. Смычнопроходящие подразделяются на ротовые, или боковые ([л], [л']), и носовые ([м], [м'], [н], [н'])

К дрожащим сонантам относится звук [р], [р’]. При его образовании кончик языка загнутый и поднятый к альвеолам, вибрирует под влиянием воздушной струи. В результате происходит то смыкание, то размыкание с альвеолами. Поскольку края языка прижаты к боковым зубам, то воздушная струя проходит посередине.

Эти согласные не имеют пары среди глухих согласных. Другими словами, по глухости/звонкости они являются непарными. В тех позициях в слове, которые оказывают влияние на голосоведение, они ведут себя по-особому. Например, в окружении глухих согласных или на конце слова. В таком положении, в отличии от звонких согласных, они не оглушаются. Для сравнения - коды - код [к`оды - кот]; колы - кол [кал`ы - кол]; впадина [фп`ад'ьна], лампа [л`ампа].

Кроме этого, перед сонантами не происходит озвончения шумных глухих согласных (просьба [пр`оз'ба], слово [сл`ова]). Сонорные звуки, несмотря на звучность и полное отсутствие шумового компонента, не способны формировать слог и нести на себе ударение, в отличие от гласных. Звук [j] ("йот") стоит ближе всего к гласным из всех сонорных звуков. Между собой сонорные звуки отличаются твердостью и мягкостью, а также местом и способом образования.

Совет 2: Что такое слог

Слог состоит из одного, двух и более звуков, произносимых единовременно на выдохе. В состав каждого слога обязательно входит гласный звук. Любое слово содержит, как минимум, один слог. Чтобы безошибочно его выделить, необходимо знать основные правила слогообразования в русском языке.
Инструкция
1
Следует знать, что в любом слове содержится столько слогов, сколько в нем гласных звуков, каждому из которых соответствует одно из буквенных обозначений: "а", "о", "у", "е", "и", "ё", "ы", "э", "ю", "я". В отличие от них согласные звуки не являются слогообразующими. Следовательно, слог может состоять и из одного гласного звука. Однако если слог содержит два и более звука, то он обязательно начинается с согласного.
2
Гласный звук может не только предваряться, но и заканчиваться или с обеих сторон ограничиваться согласными. Поэтому слог бывает открытым (оканчивается на гласный звук) или закрытым (оканчивается на согласный звук). Обратите внимание на то, что открытые слоги в русском языке встречаются гораздо чаще, чем закрытые, которые, как правило, располагаются в конце слова. Если слово состоит из двух слогов, между которыми находится два согласных звука, то, как правило, первый слог остается открытым, а соседний согласный звук примыкает к следующему слогу (например: ве-ктор, па-стух, ло-же-чка).
3
Отдельному правилу подчиняются слова, в середине которых закрытые слоги образуются сонорными (непарными) согласными звуками с буквенным обозначением “р”, “л”, “м”, “н”, “й”. В таких случаях согласный звук примыкает к предыдущему слогу (например: маль-чик, спор-ный, прой-ма).
4
Если в слове присутствуют двойные согласные буквы, то при слогоделении они обе отходят к последующему слогу (например: со-нный, ра-ссол, ко-ми-сси-я), так как мы произносим только один звук. Дело в том, что в этом случае учитывается фонетический, а не графический состав слова. Так у возвратных глаголов окончания -тся/-ться произносятся как звук [ц]. В соответствии с этим происходит и слогообразование (например: ви-ться, сме-ё-тся, де-ржа-ться).
Источники:
  • Фонетика. Фонология. Основные сведения об ударении. Интонация.
  • сонорные звуки это
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше