У школьников формирование навыков правильного написания слов с парными глухими и звонкими согласными в корне опирается на умение различать эти согласные. Учащиеся должны знать, что перед гласным звуком и сонорным согласным парные согласные не оглушаются и не озвончаются, форма слова, как и корень в родственном слове, независимо от произношения пишется одинаково.

Работа по изучению парных согласных, умению различать глухие и звонкие звуки начинается в 1 классе, а со 2 класса школьники начинаются учиться правописанию парных согласных в середине и в конце слова. Этот подход обусловлен тем, что сущность проверки не зависит от того, где находятся парные звуки: в конце слова или в середине.


Для проверки парных согласных лучше написать слово, подчеркнуть парные согласные на конце и подобрать однокоренное проверочное слово. Наиболее распространенный способ – замена единственного числа на множественное («гриб-грибы», «сноп-снопы»).

Также проверить парные согласные можно, подобрав такое однокоренное проверочное слово, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный звук («медведь-медведица», «лев-львята»).

В случае, когда подбор однокоренного слова или постановка во множественную форму не дают результата, можно изменять слово по падежам. Так, слово «друг», во множественном числе звучит «друзья», однокоренные слова «дружба», «дружить» также не могут служить проверкой. Поэтому нужно просто просклонять слово по падежам: Р.п. – друга, Д.п. – другу и т.д.

Иногда для проверки парных согласных можно использовать чередование звуков («пичужка-пичуга», «скворечник-скворец»).

Заимствованные слова невозможно проверить вышеописанными способами («абстракция», но «абстрагироваться»). В таких случаях следует прибегать к услугам словарей.
Грамотная письменная речь отражает уровень культуры человека. Чтобы не допускать простых орфографических ошибок, необходимо просто иногда повторять школьные правила чистописания.