Совет 1: Как проверить парный согласный

Грамотная письменная речь отражает культурный уровень человека. Но иногда нужно не только уметь правильно написать слово, но и объяснить положение той или иной буквы, вспомнить правила. Одной из самых распространенных ошибок является правописание парных согласных.
Как проверить парный согласный
Инструкция
1
Для начала выпишите слово на бумагу, так будет проще и нагляднее работать. Подчеркните парный согласный на конце слова. Для того чтобы грамотно проверить правильность его написания, нужно подобрать подходящее проверочное слово. Наиболее распространенным способом является замена формы единственного числа на множественное. Например, голубь – голуби, гриб – грибы, комод – комоды.
2
Вторым способом можно назвать подбор однокоренного слова так, чтобы после сомнительного парного согласного стоял гласный. Примером могут служить следующие слова: медведь – медведица, еж – ежиха, лев – львята.
3
Третий способ подходит в том случае, когда постановка в форму множественного числа или подбор однокоренного слова не дают желаемого результата. Например, слово "друг". Если поставить его во множественное число, получится "друзья", а это не проверочное слово. Однокоренные слова "дружба", "дружить", "подружиться" тоже не подходят. Тогда необходимо изменить слово по вопросам: "С кем пойти в кино? (с другом)". Таким образом, главным условием проверки парного согласного на конце слова является его изменение так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный.
4
Иногда для проверки сомнительного согласного используется чередование звуков. Например: пичужка (от пичуга), скворечник (от скворец).
5
В некоторых словах иностранного происхождения парный согласный нельзя проверить описанными выше способами. Например, "абстракция", но "абстрагироваться". При написании слов с непроверяемыми согласными необходимо пользоваться словарем.
Видео по теме

Совет 2 : Как проверить непроизносимую согласную

Не секрет, что в современном обществе многие не владеют навыками грамотного письма. Наряду с написанием безударных гласных в корне слова, самая распространенная ошибка - это правописание непроизносимых согласных. Можно ли избежать этих ошибок и как это сделать?
Как проверить непроизносимую согласную
Инструкция
1
С непроизносимыми согласными школьники знакомятся еще в начальных классах, но к сожалению, допускают ошибки на эту тему еще долгое время. Это происходит, потому что очень часто в русском языке написание не соответствует произношению. Так есть согласные, которые и вовсе не произносятся. Как же понять, что в слове есть непроизносимый согласный и как его проверить?
2
Для того чтобы проверить написание непроизносимого согласного, подберите однокоренное слово или измените его так, чтобы согласный звук слышался ясно, т.е. находился бы в сильной позиции. Это произойдет, если после нее окажется гласный или сонорный звуки. Например: местный - местечко.
В слове "местный" следует писать Т. Вы видите, что согласный звук в корне слова не произносится. Он четко слышится только в проверочном слове, когда после него стоит гласный звук.
3
А в слове "чудесный" непроизносимого согласного нет. Вы это сможете увидеть, изменив форму слова. Например:

чудесный - чудесен.
4
Но не для всех слов подходит данный способ проверки. Нельзя, например, таким образом проверить слова "блеснуть" или "плеснуть". Вы можете допустить ошибку, потому что получите следующий результат:
- блеснуть, но блеск;

- плеснуть, но плеск.
В таких случаях обращайтесь за подсказкой к орфографическому словарю. Так, слова "лестница" или "солнце" нельзя проверить, изменив форму слова, их написание проверяют по словарю или запоминают.
5
Правильно подбирайте проверочные слова. Обращайте внимание на их лексическое значение. Так например, для слова "шефствовать" будет являться проверочным - "шефы". Но ведь есть слово, похожее по звучанию - "шествовать", в котором нет непроизносимого согласного. Оно, конечно, имеет абсолютно иное лексическое значение: идти, шагать. Следовательно, слово "шефы" ни в коем случае не будет являться проверочным для него.
6
Вы должны помнить, что для того чтобы с легкостью научиться предвидеть ситуации, при которых могут быть непроизносимые согласные, нужно уметь находить корень слова.

Совет 3 : Как проверить непроизносимые согласные в слове

Слов с непроизносимыми согласными в русском языке немало. Есть и другие коварные слова, где вроде бы должен быть «лишний» согласный, но на самом деле его нет. Проверка в таких случаях необходима. Это можно сделать и по орфографическому словарю, и на языковых Интернет-порталах. Но существует правило, позволяющее это сделать без применения технических средств.
Как проверить непроизносимые согласные в слове
Вам понадобится
  • - орфографический словарь;
  • - компьютер с Интернетом;
  • - лист бумаги;
  • - ручка.
Инструкция
1
Разберите слово по составу. Подчеркивать ничего не нужно, просто определите место, в котором могут находиться непроизносимые согласные. Чаще всего это корень слова, но может быть и соединение корней или даже суффиксов.
2
Найдите к данному слову однокоренные, где сомнительный звук слышался бы отчетливо. После сомнительного согласного может стоять, например, гласный звук, как в парах «устный — уста» или «сердце — сердечко». Но проверить таким образом удается не всегда. Могут быть и другие позиции — после сомнительного согласного стоит еще один, и только после этого — гласный. Например, «солнце — солнышко». Не исключена и ситуация, когда после нужного вам звука нет никаких, но сам он при этом ясно слышится: «радостьрадостный». Как правило, последняя позиция бывает в том случае, если непроизносимый согласный находится не в корне, а в суффиксе.
3
В случае, если подобрать проверочное слово не удается, но вам все равно кажется, что «лишний» согласный там должен быть, справьтесь в словаре. В некоторых словах при любом изменении согласный слышен неотчетливо. Например, при любом изменении слова «чувствовать» звук «в» получается на стыке нескольких согласных. Определить, есть он там или нет, на слух довольно проблематично. Поэтому справьтесь в словаре или на языковом портале. Лучше всего такие слова просто запомнить.
4
В некоторых случаях наличие или отсутствие непроизносимого согласного указывает на различие в значениях. Например, слово «шествовать» торжественное движение, а «шефствовать» - оказывать помощь. Постарайтесь правильно подобрать существительные, обозначающие то или иное действие. В первом случае это будет «шествие», во втором - «шефство».
5
Научитесь отличать слова с непроизносимыми согласными от тех, где таких звуков нет. В русском языке есть немало слов-ловушек, которые вроде бы поддаются проверке, но на самом деле не всегда. Например, в слове «блеснуть» очень хочется написать букву «т» между «с» и «н». И при подборе однокоренных слов находится слово «блестеть», где такая буква есть. Но данное слово проверочным не является. В слове «лестница» буква «т» пишется, а «лесенка» обходится без нее. Эти слова необходимо поверять по словарю.
Видео по теме
Полезный совет
Набирая текст на компьютере, пользуйтесь поверкой орфографии. Однако помните о том, что не все текстовые редакторы соответствуют правилам русского языка. Так что если у вас на экране появилось слово, подчеркнутое красной линией, не торопитесь его исправлять так, как вам предложено. Слов с непроизносимыми согласными текстовый редактор тоже может не знать. Тщательно проверив слово, внесите его в словарь, нажав во всплывающем коне "Проверка орфографии" кнопку "Добавить".

Совет 4 : Когда парные согласные нужно проверять

Из школьной программы известно, что для проверки парных согласных необходимо однокоренное проверочное слово изменить так, чтобы согласный слышался ясно. Ошибка в правописании парных согласных часто встречается в работах учеников.
Когда парные согласные нужно проверять



У школьников формирование навыков правильного написания слов с парными глухими и звонкими согласными в корне опирается на умение различать эти согласные. Учащиеся должны знать, что перед гласным звуком и сонорным согласным парные согласные не оглушаются и не озвончаются, форма слова, как и корень в родственном слове, независимо от произношения пишется одинаково.

Работа по изучению парных согласных, умению различать глухие и звонкие звуки начинается в 1 классе, а со 2 класса школьники начинаются учиться правописанию парных согласных в середине и в конце слова. Этот подход обусловлен тем, что сущность проверки не зависит от того, где находятся парные звуки: в конце слова или в середине.

Для проверки парных согласных лучше написать слово, подчеркнуть парные согласные на конце и подобрать однокоренное проверочное слово. Наиболее распространенный способ – замена единственного числа на множественное («гриб-грибы», «сноп-снопы»).

Также проверить парные согласные можно, подобрав такое однокоренное проверочное слово, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный звук («медведь-медведица», «лев-львята»).

В случае, когда подбор однокоренного слова или постановка во множественную форму не дают результата, можно изменять слово по падежам. Так, слово «друг», во множественном числе звучит «друзья», однокоренные слова «дружба», «дружить» также не могут служить проверкой. Поэтому нужно просто просклонять слово по падежам: Р.п. – друга, Д.п. – другу и т.д.

Иногда для проверки парных согласных можно использовать чередование звуков («пичужка-пичуга», «скворечник-скворец»).

Заимствованные слова невозможно проверить вышеописанными способами («абстракция», но «абстрагироваться»). В таких случаях следует прибегать к услугам словарей.
Грамотная письменная речь отражает уровень культуры человека. Чтобы не допускать простых орфографических ошибок, необходимо просто иногда повторять школьные правила чистописания.


Видео по теме
Источники:
  • как проверить парные согласные

Совет 5 : Как проверить согласную в корне

Грамотная письменная речь - показатель образованности человека. Однако в русском языке достаточно большое количество нюансов написания слов. Именно поэтому необходимо изучать и периодически восстанавливать в памяти основные вехи правописания.
Как проверить согласную в корне

Правописание глухих/звонких согласных в корне



При проверке правильности написания согласной в корне необходимо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы после проверяемой согласной буквы стояла гласная. Например: «косьба» (косить), «просьба» (просить), «резьба» (резать). При этом нужно внимательно относиться к контексту предложения, чтобы не допустить ошибок в результате неправильного определения смысловой нагрузки: «изморозь» (заморозить), «изморось» (моросить); «мок» (мокрый), «мог» (могу).

Слова исключения: «свадьба» (сватовство), «отверстие» (отверзать), «лестница» (лезу).

Обратите внимание, что иногда в однокоренных словах происходит чередование согласных: всегда глухие чередуются с глухими, звонкие со звонкими. Например: чередования «к» - «ч» («лик» - «личико»), «ж» - «г» - «з» («подружка» -«друга» - «друзья»), «с» - «ш» («лес» - «леший»), «х» - «ш» («пахать» - «пашет»).

Нельзя проверить таким образом слова иностранного происхождения: «коррупция» (коррумпированный), «транскрипция» (транскрибировать).

Есть вариант проверки, при котором слово изменяется так, чтобы после сомнительной согласной стояли «л», «м», «р», «н» («лес» - «лесной», «аккорд» - «аккордный»).

Слова, написание согласных в корне которых нужно запомнить: «варежка», «здание», «здесь», «ветчина», «космонавт», «копчик», «бутсы», «сдоба», «диспетчер».

Правописание непроизносимых согласных в корне



Проверяя непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать такое родственное слово, в котором она окажется после гласной или букв «л», «м», «р», «н». Например: «окрестности» (перекресток), «солнце» (солнечный), «пастбище» (пасти), «явственный» (явный).

Слово «лестница» лучше запомнить, так как написание родственных слов разнится, что может привести к путанице: «лезть», «залезать» и другие. Слово «ровесник» происходит от устаревшего «рово» (временная мера), поэтому пишется без «т».

Правописание двойных согласных в корне



Две согласные пишутся:
- в корнях русских слов: «вожжи», «дрожжи», «Россия», «одиннадцать», «можжевельник», «ссора», «искусство» и их производных;
- в иностранных словах: «класс», «группа», «аттестат», «аннулировать», «апелляция» и прочих;
- в сложносокращенных словах, если одна часть заканчивается, а другая начинается с одной и той же буквы: «Моссовет», «главврач»;
- если основа оканчивается двойной согласной: «компромисс» - «компромиссный».

Исключения: «финн», но «финка»; «тонна», но «пятитонка»; «кристалл», но «кристальный», «колонна», но «колонка». А также с одной согласной пишутся уменьшительные формы имен «Эмма», «Алла» («Эмка», «Алка») и других.
Видео по теме
Источники:
  • Правописание согласных
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500